Обратная тяга / Backdraft (1991)

Обратная тяга / Backdraft (1991): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Огненный вихрь» / «Встречная тяга» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Рон Ховард.

Автор сценария Грегори Уайден.

Композитор Ганс Циммер.

Оператор Микаэл Саломон.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Брайан МакКэффери (Уильям Болдуин), сын капитана Денниса МакКэффери (Курт Рассел), погибшего при исполнении долга — во время тушения пожара, не очень рад тому, что попал в отряд старшего брата Стивена (Курт Рассел). Он принимает предложение перейти в подразделение по расследованию поджогов, которое возглавляет Дональд Римгэйл (Роберт Де Ниро).

Также в ролях: Дональд Сазерленд (Рональд Бартел), Дженнифер Джейсон Ли (Дженнифер Фэйткас), Скотт Гленн (Джон Эдкокс), Ребекка Де Морнэй (Хелен МакКэффери), Джейсон Гедрик (Тим Кризмински), Дж.Т. Уолш (Эолдерман Марти Свайзак), Клинт Ховард (Рикко, патологоанатом), Грегори Уайден (пожарный)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.03.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Обратная тяга / Backdraft (1991): кадр из фильма
На вызове

До того, как переквалифицироваться в кинодраматурги, Грегори Уайден (кстати, отметившийся в небольшой роли) достаточно продолжительное время – в течение трёх лет – работал пожарным. Больше того, взятая за основу – обозначенная уже в заголовке – идея не являлась гипотетическим («фантастическим») допуском: жертвой редкого и очень опасного феномена, известного как обратная тяга, стал один из его товарищей. Сложно не отметить высокий уровень владения авторами материалом, понимание всех аспектов профессиональной и личной жизни отважных борцов с огнём. Во время сеанса волей-неволей проникаешься уважением к людям этой благородной профессии, слишком часто1, к сожалению, становящимся объектами насмешек. Вместе с тем картина чрезвычайно показательна и в другом отношении.

Обратная тяга / Backdraft (1991): кадр из фильма
В роли следователей

В принципе, процесс борьбы с разбушевавшимся пламенем как таковой на редкость киногеничен, таит огромный зрелищный потенциал, способен заворожить публику (вспомним хотя бы «Ад в поднебесье» /1974/!). И всё же Рон Ховард, получивший широкие финансовые возможности2, при всём желании не удовлетворился бы подражанием старым мастерам. Дело не только в резко усложнившихся визуальных и звуковых эффектах (номинации на премию «Оскар»), не вступающих в диссонанс с натурными съёмками, где, если верить каскадёру Уолтеру Скотту, исполнители ведущих партий вели себя геройски. Всё пылает, плавится, взрывается – и глубокомысленные слова Римгэйла (он получил выразительное прозвище «Тень») о том, что огонь является живым существом, способным дышать и ненавидеть, обладающим волей, не воспринимаются красивой метафорой. Складывается устойчивое ощущение, что режиссёр, проникшись постмодернистским мировоззрением, не в силах довольствоваться освещением какой-то части реальности.

Обратная тяга / Backdraft (1991): кадр из фильма
Момент истины

Если у Джона Гиллермана пожар в небоскрёбе становился поводом для критического освещения капиталистических методов работы при проектировании и возведении высотных зданий, нацеленных на максимизацию прибыли (в том числе за счёт безопасности людей), то Ховард и Уайден – не просто выходят на следующий уровень. Ближе к финалу выясняется, что первопричина серии преступлений – даже не злой умысел конкретных бизнесменов и повязанных с ними представителей муниципальной власти, делающих деньги на жизнях пожарных. Элкокс не случайно, надо полагать, пришёл к выводу, что радикальные меры – единственный способ восстановить справедливость, компенсировав системные, основополагающие изъяны… Но чтобы найти ответы, Брайану придётся познать разные стороны действительности – вплоть до уяснения специфической логики маньяка-поджигателя (Дональду Сазерленду не откажешь в колоритности!), мечтающего спалить весь мир. Нечто подобное справедливо и в отношении самих авторов, добившихся органичного сочетания разных жанров, когда, допустим, детективная интрига не вступает в противоречие с романтикой, а драматизм – не кажется наигранным. На мой взгляд, «Обратная тяга» вполне может претендовать на звание лучшего фильма о пожарных, когда-либо снятого.

.

__________
1 – От бородатых анекдотов до мультфильмов про Попая и легкомысленных кинокомедий (вроде «Роксаны» /1987/).
2 – Производственный бюджет составил $75 млн. и, по-видимому, не окупился бы без зарубежного проката (общемировые кассовые сборы превысили $152 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Семаков Владимир. Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах… // Видео-АСС Премьер. – 1992, № 5. – С. 14.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 12. – С. 31.
Эшпай Валентин. Американская видеоколлекция №6 // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 17-22.
Горцев Никита. С огоньком // Видео-Асс Сателлит. – 1992, № 02. – С. 16.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+