Один шанс из тысячи / Odin shans iz tysyzhi (1969)
Другие названия: «Один шанс из тысячи» / «One Chance in One Thousand» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 81 минута.
Режиссёры Левон Кочарян, Баграт Оганесян (без указания в титрах).
Авторы сценария Левон Кочарян, Артур Макаров, Андрей Тарковский.
Композитор Юрий Левитин.
Оператор Вадим Авлошенко.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия
Краткое содержание
Капитан Мигунько (Анатолий Солженицын, озв. Анатолий Кузнецов), в совершенстве владеющий немецким языком, возглавляет отряд десантников-разведчиков, которых забрасывают в тыл войск противника в оккупированном Крыму. К несчастью, неприятель узнаёт от информатора о проводимой высадке — и это оборачивается гибелью многих парашютистов. Тем не менее, несмотря на ничтожные шансы, выжившим советским воинам удаётся провернуть дерзкую и очень опасную операцию.
Также в ролях: Аркадий Свидерский (близнецы Семернины), Александр Фадеев-мл. (лейтенант Осянин), Харий Швейц (Хари Хацель), Владимир Маренков (Владимир Соколов), Олег Халимонов (Виктор Карцев), Жанна Прохоренко (Нина), Николай Гринько (Денис Корнеевич Прохоренко), Аркадий Толбузин (полковник), Гурген Тонунц (Кестер), Николай Крюков (Николай Леопольдович Двигубский), Григорий Шпигель (Ширах), Олег Савосин (майор Крахт, «Циклоп»), Юрий Саранцев (майор Крахт, «Циклоп», озв.), Лев Поляков (Отто), Волдемар Акуратерс (фон Бюлов), Владимир Лапин (Венцель), Юрий Прокопович (Штубе).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.08.2020
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Грустно было, что уж скрывать, прочесть в опубликованном дневнике Андрея Тарковского (запись сделана 14-го сентября 1970-го1) о том, как Вадим Юсов сообщил о скоропостижной кончине Левона Кочаряна. Выдающийся режиссёр, памятуя, как «в результате нашей могучей совместной деятельности» они остались недовольны друг другом, решил даже не идти на похороны товарища… Видимо, творческие расхождения действительно оказались принципиальными; Андрей Арсеньевич, значащийся в титрах художественным руководителем, отказался завершать съёмки, когда состояние здоровья постановщика резко ухудшилось. А между тем нет никаких сомнений в том, что для дебютанта проект, вынашивавшийся по меньшей мере с середины десятилетия (как гласит предание, в значительной степени реализованный коллективными стараниями компании закадычных приятелей с Большого Каретного переулка), являлся важным. И его наверняка обрадовала новость о заинтересованном (девятнадцатое место в сезоне 1969-го с результатом 28,6 млн. зрителей, причём при не самом щедром тираже в 739 копий) приёме картины широкой публикой.
Казалось бы, обрисованные выше обстоятельства должны способствовать тому, чтобы отнестись к «Одному шансу из тысячи» более снисходительно, вовсе не ожидая от залихватского боевика глубины и трагизма «Иванова детства» /1962/. Но в том-то и дело, что работа Кочаряна вчистую проигрывает отнюдь не только серьёзным кинопроизведениям о войне. Даже не станем проводить параллель (это было бы некорректно из-за несоизмеримости производственных расходов) с англо-американскими «Пушками острова Наварон» /1961/, хотя сюжетные переклички и наводят на мысль, что отечественные кинематографисты успели, ох, успели ознакомиться с лентой Джей Ли Томпсона. Основная часть повествования вызывает недоумение, воспринимается как курьёз именно по советским меркам – в сравнении хотя бы с циклом «Щит и меч» /1968/ или, скажем, с «Мёртвым сезоном» /1968/. Поступки действующих лиц до неприличия наивны, в некоторых же фрагментах (особенно в эпизоде велогонки, завершившейся для отдельных «спортсменов» плачевно) – настолько немотивированно глупы, что поневоле задумываешься, не смотришь ли фарс про какую-нибудь «большую прогулку»?.. Ну, или на худой конец – образчик «эксплуататорского» кинематографа типа вдохновлявшего Квентина Тарантино «Этого проклятого бронепоезда» /1978/ итальянца Энцо Кастеллари. И ведь режиссёр даже не заявил толком пародийной интонации, как вскоре поступит (в «Одном из нас» /1971/; сдаётся, что созвучие названий неслучайно!) Геннадий Полока. В том и беда, что всё звучит с экрана всерьёз, с пафосом…
Впрочем, над фильмом трудилось столько талантливых людей, пусть не всегда находивших общий язык, что заводить речь о полной художественной неудаче – тоже было бы несправедливо. В первую очередь режиссёра сильно выручает Анатолий Солоницын, обладавший поразительной способностью не терять убедительность практически в любых предлагаемых обстоятельствах. Когда капитан Мигунько, притворившийся гауптштурмфюрером СС Дитрихом Вайзенгом, произносит пламенную речь в память о погибших нацистских вояках, достойных-де Вальхаллы и меча Зигфрида, возникает ощущение, что в искренность слов разведчика поверил бы и сам фюрер! И ещё любопытное впечатление производит масштабная кульминационная баталия, когда сбрасываются маски – и окрестности оглашают крики убитых, треск выстрелов, даже взрыв торпеды, пущенной с катера прямо в берег. А шансов-то было и впрямь немного.
.
__________
1 – Мартиролог. Дневники. – Международный Институт имени Андрея Тарковского, 2008. – С. 36.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий