Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011)

Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011): постер

Полнометражный фильм (Гран-при Каннского МКФ).

Другие названия: «Однажды, Анатолия» / «Bir Zamanlar Anadolu» (рабочее название), «Однажды в Анатолии» / «Once Upon a Time in Anatolia».

Турция, Босния и Герцеговина.

Продолжительность 157 минут.

Режиссёр Нури Бильге Джейлан (номинация на приз Европейской киноакадемии).

Авторы сценария Эбру Джейлан, Нури Бильге Джейлан, Эрджан Кесал.

Оператор Гёкхан Тирьяки (номинация на приз Карло ди Пальмы).

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Кенан (Фырат Таныш) сознался в убийстве некоего Яшара (Эрол Эраслан) и в ходе дачи показаний обязался показать место, где закопал труп. К сожалению, поиски затягиваются — и группе, в которую вошли комиссар Наджи (Йылмаз Эрдоган), прокурор Нусрет (Танер Бирсель) и доктор Джемал (Мухаммет Узунер), приходится разъезжать ночью на автомобилях по бескрайним дорогам, удаляясь от города. Что это? Простая забывчивость? Или, может, подозреваемый ввёл следствие в заблуждение с целью кого-то выгородить? Люди начинают терять терпение…

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.11.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011): кадр из фильма
Расследование затягивается

Кто-то, наверное, может заподозрить Нури Бильге Джейлана в ловком лоббировании персональных интересов на Каннском международном кинофестивале, куда пробился ещё в середине 1990-х, выставив на конкурс короткометражек свой дебют «Кокон» /1995/. Однако как раз за картину «Однажды в Анатолии», получившую «всего лишь» Гран-при – вторую по значимости награду киносмотра (к тому же, поровну с «Мальчиком с велосипедом» /2011/ братьев Жана-Пьера и Люка Дарденнов), режиссёр был вправе рассчитывать на «Золотую пальмовую ветвь». Жюри под председательством Роберта Де Ниро отдало предпочтение «Древу жизни» /2011/, притом что постановка Терренса Малика, тоже талантливая, эмоционально трогающая, всё-таки уступает работе его турецкого коллеги в глубине постижения драмы простых людей. Не могу не отметить и эволюцию художественного метода самого Джейлана, задействовавшего, по сути, тот же драматургический принцип, что и в «Трёх обезьянах» /2008/: уголовное деяние становится отправной точкой не для развития сюжета по законам детектива или триллера, а для вдумчивого (въедливого!) исследования условий человеческого существования. С той разницей, что перипетии нового фильма, невзирая на отсутствие мощной интриги как таковой (даже сомнения относительно того, удастся ли отыскать место, где закопано тело жертвы, вскоре рассеиваются), уже не оставляют времени для скуки.

Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011): кадр из фильма
Неравнодушная природа

Ещё раз заострим внимание: краткий пересказ фабулы не должен ввести в заблуждение в том смысле, что зрителю предстоит поломать голову над установлением личности преступника или хотя бы – над мотивами, которыми руководствовался убийца. Авторы позволяют лишь догадываться, за что Кенан жестоко расправился над Яшаром, заживо, как показал анализ внутренних органов (в лёгких обнаружены частицы земли), похоронив жертву, почему признал себя отцом его сына Адема и т.д. В какой-то момент комиссар Наджи прямо заявляет, что честно выполнил работу – и что не намерен больше тратить нервы, беспокоясь о чужой судьбе, в том числе об участи ребёнка, о котором подозреваемый попросил позаботиться, пока будет отбывать срок в тюрьме. Между прочим, в этой роли блеснул Йылмаз Эрдоган – колоритный, выразительный актёр, а кроме того, знаменитый1 режиссёр, кинодраматург и поэт, однофамилец тогдашнего Премьер-министра страны, что видится по-особому символичным. Прокурор остался доволен собранными уликами, и в ближайшие дни состоятся слушания, где судья вынесет окончательный приговор. Жизнь же – идёт своим чередом… В том-то и заключается парадокс. В случайных, ни к чему не обязывающих разговорах (допустим, в ходе беседы за столом, накрытым посреди ночи председателем органов местного самоуправления небольшого селения специально для дорогих гостей) люди, подчас не замечая того, делятся самым важным и сокровенным. И не так уж существенно, что именно служит поводом.

Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (2011): кадр из фильма
Обычный рабочий день

Стало известно, что сценарий основан на подлинном происшествии, имевшем место во врачебной практике Эрджана Кесала, отметившегося, правда, в образе Мукхтара, а не доктора, призванного посодействовать полиции в установлении истины. Джемал сомневается, настаивает на проведении процедуры вскрытия, но, по-видимому, не желает усугублять положение обвиняемого. Да и вообще как-то мрачен, озадачивая прокурора соображениями о том, что женщина, о которой тот поведал, могла не умереть «просто так» (потому что напророчила самой себе исход, поддалась воле к смерти и т.д.), но – совершить самоубийство, приняв лекарственный препарат, вызывающий остановку сердца. Что уж поделать, если окружающая действительность не всегда соответствует расхожим представлениям о ней… Тонкая отсылка к творчеству Антона Чехова (знатоки литературы моментально уловят цитату из рассказа «Следователь» /1887/) дополнительно подтверждает предположение, что Нури Бильге Джейлан стремится – подобно русскому классику – находить сущностное в обыденном, повседневном. Вот и вынесенный в заголовок зачин «однажды…», точно в легенде или сказке (как ни забавно, персонажи успевают обсудить и эту тему), придаёт действию расширительное звучание, выводит на обобщения. Наименование полуострова, на который приходится большая часть территории современной Турции, в переводе с греческого языка означает ‘восход <солнца>’ или ‘восток’. То есть перед нами – нечто противоположное тому, что обрисовал Серджо Леоне в монументальном кинополотне «Однажды на Западе» /1968/ (без эпитета «Дикий» в оригинальном заголовке), повествующем о покорении новых пространств. По-видимому, в том и кроется основополагающее различие двух цивилизаций – в нацеленности вовнутрь и, наоборот, на безостановочную экспансию вовне.

.

__________
1 – Получил признание и популярность у соотечественников благодаря трагикомедии «Визонтеле» /2001/ и продолжению.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+