Офицер и джентльмен / An Officer and a Gentleman (1982)
США.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Тэйлор Хэкфорд.
Автор сценария Дуглас Дэй Стюарт (номинация на «Оскар»).
Композитор Джек Ницше (номинация на «Оскар»; премия «Оскар» за песню Up Where We Belong на слова Уилла Дженнингса и музыку Джека Ницше и Баффи Сент-Мари).
Оператор Дональд Э. Торин.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Закари Мэйо (Ричард Гир) заявляет своему отцу Байрону (Роберт Лоджиа), сильно закладывающему за воротник и вообще ведущему беспутную жизнь, который воспитывал сына в одиночку после того, как жена совершила самоубийство, о том, что подал заявление в офицерскую кандидатскую школу авиации ВМС. Подготовкой личного состава там руководит суровый комендор-сержант Эмиль Фоули (Луис Госсет-мл., премия «Оскар»), не дающий никому спуску. А ещё у Зака завязывается роман с замечательной девушкой Полой Покрифики (Дебра Уингер, номинация на «Оскар»), работающей на местной фабрике.
Также в ролях: Дэвид Кит (Сид Уорли), Лиза Блаунт (Линетт Померой), Лайза Эйлбахер (Кейси Сигер), Тони Плана (Эмилиано Делла Серра), Хэролд Сильвестр (Перриман), Дэвид Карузо (Топпер Дэниелс), Виктор Френч (Джо Покрифики), Грейс Забриски (Эстер Покрифики), Томми Петерсен (юный Зак), в эпизоде Эд Бегли-мл. (инструктор, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если верить сообщениям в прессе, Дон Симпсон, занимавший в начале 1980-х должность руководителя производственного подразделения кинокомпании Paramount Pictures, не очень одобрительно отнёсся к проекту. Оно и понятно: сценарий не вызывал интереса ни у одной из голливудских студий добрых восемь лет, а отказ от сотрудничества со стороны командования военно-морского флота США не только не позволял сэкономить (бюджет составил $6 млн.), но и лишал кинематографистов возможности ввести в фильм эффектные кадры. Грубо говоря, пришлось ограничиться тренажёром, имитирующим кресло пилота при падении в воду, и упоминанием о самолётах в диалогах… Дон, мало того, не проявил проницательности и в части утверждения на главную женскую роль Дебры Уингер (сочтя претендентку недостаточно – как бы выразиться поделикатнее? – сексуально привлекательной), и в отношении песни Up Where We Belong, которая-де не обладает потенциалом, чтобы стать шлягером. Впрочем, нельзя не отдать должного профессионалу высокого уровня, извлёкшему из внушительного успеха1 «Офицера и джентльмена» ценный урок – и стяжавшего уже безоговорочный триумф благодаря «Лучшему стрелку» /1986/.
Впрочем, постановка Тэйлора Хэкфорда, заведомо уступая упомянутой картине Тони Скотта в зрелищности, всё же выигрывает в художественном отношении. Режиссёр, разумеется, тоже нещадно эксплуатирует стереотип (распространённый не только за океаном – нашедший отражение, например, в нашей ленте «Москва слезам не верит» /1979/2) о популярности у девушек представителей тех или иных военных профессий. Но в данном случае эффектность белоснежной униформы, в которую с гордостью облачаются выпускники, – ничто по сравнению с мечтой лучших подруг вырваться из захолустного городка, где нет иных перспектив, кроме как работать до старости на небольшой фабрике. Мотив приобретает остроту морально-этического конфликта ближе к развязке, когда поступок Линетт, стоивший жизни Сиду, осуждает даже Пола. «Хэппи-энд» не мог не растрогать сердца зрительниц, радовавшихся судьбе избранницы, признаниям которой в том, что она действительно влюбилась в Закари, нет повода не верить.
И всё-таки я бы не стал сводить суть фильма к мелодраматическим перипетиям, служащим, скорее, дополнительной приманкой для публики. Сложно не почувствовать, что кинодраматург (между прочим, именно он фигурирует на фотографии в качестве отца – не отчима, а покинувшего жену отца – мисс Покрифики) опирался на собственный опыт прохождения испытаний офицерской кандидатской школы. И дело тут не в ностальгии или, хуже того, стремлении спустя годы «свести счёты» с обидчиками – с кем-то вроде комендора-сержанта Фоули (бесспорно, лучшая роль харизматичного Луиса Госсетта-мл.), которому Мэйо в финале искренне выражает благодарность. Хэкфорд и Дуглас Рэй Стюарт углубляются в процесс не просто боевой, идеологической, физической и теоретической подготовки, призванный отсеять неспособных и случайных людей, а у достойных кандидатов – воспитать нужные личностные качества. Заку тем сложнее, что, осваивая науку лидерства, придётся побороть «естественное» (усвоенное с детства) стремление сачкануть, прибегнуть к хитрым уловкам, цинично нажиться на менее ушлых товарищах – словом, надлежит стать полноценным офицером и джентльменом. Отказаться от индивидуалистских установок, настроившись на плодотворную (и нередко – требующую бескорыстия) работу в коллективе, даже если это разительно не соответствует официальным пропагандистским тезисам Запада.
.
__________
1 – Кассовые сборы составили $129,79 млн., прокатная плата – $55,2 млн.
2 – «Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить», – выслушивает Людмила назидание подруги.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вагина П. Актёр и джентльмен // Ровесник. – 1991, № 11. – С. 29-30.
Карцева Е. Ричард Гир: секс, кино и буддизм // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 81-83.
Компаниченко Галина. Утомленные сексом: Как чувствуют себя кинозвезда, снимаясь в чересчур откровенных сценах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 120-123.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий