Офицер и джентльмен / An Officer and a Gentleman (1982)

Карцева Е. Ричард Гир: секс, кино и буддизм // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 81-83.

РИЧАРД ГИР: СЕКС, КИНО И БУДДИЗМ

Как стать кинозвездой? Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть в ряды этих счастливцев? Помимо таланта, обаяния, индивидуальности экранный успех многим кумирам Голливуда обеспечивает сексуальная притягательность – «sexappeal». К числу таких счастливчиков относится и Ричард Гир.

Сын страхового агента, он родился за год до середины столетия и воспитывался в бедной и дружной семье, где все играли на различных музыкальных инструментах и при случае выступали семейным оркестром. Ричард учился музыке и гимнастике; поступил в Массачусетский университет на философское отделение. Однако двух курсов изучения субъективного идеализма оказалось для него достаточно, чтобы, оставшись философом в душе, предпочесть театр. Так он очутился в Нью-Йорке, где и начал поиски ангажемента. Застенчивый и замкнутый юноша плохо сходился с людьми, и его сценическая карьера грозила угаснуть, так и не начавшись. Ричард жил на пособие, мыл посуду в ресторанах, подрабатывал как пианист. Почти восемь лет он обивал сценические и кинематографические пороги, и вот, наконец, из-за туч выглянуло солнце. После успеха Гира на сцене в пьесе «Голова убийцы», в 1977 году, Теренс Малик – оригинальный и значительный режиссер – пригласил актера сняться в фильме «Райские дни». Было в этом красивом парне со взглядом луковых глаз исподлобья что-то шальное, неуправляемое, сходное с героем – молодым рабочим из Чикаго, бежавшим от полиции и вместе с любимой девушкой стремившимся затеряться в просторах американского среднего Запада. Но от своих страстей не уйдешь, и скоро здесь, где все дышит солнцем и покоем, назревает новая трагедия…

Публику поразило загадочное обаяние личности Гира, та самая «харизма», которая лежала в основе успеха многих голливудских звезд. Однако при всей своей мужской привлекательности Гир не просто «присутствовал», но играл на экране. Стоило ему прищурить глаза и ухмыльнуться, как он становился парнем, который все в жизни привык брать с боем. Но как только взгляд смягчался и губы трогала мальчишеская улыбка, открывался совсем иной – ранимый и уязвимый человек. Сочетание этих двух ипостасей делало актера неотразимо притягательным для зрителей и особенно зрительниц. Итальянская премия «Давид Донателло» за лучшую мужскую роль 1978 году была заслуженной наградой.

После окончания съемок Гир позволил себе отдохнуть. Индия, Непал, Таиланд… В Тибете он встретился с далай-ламой. Буддизмом Ричард увлекся еще в университете. Для него это учение оказалось откровением и во многом помогло в общении с людьми. Став ярым поборником тибетской культуры, он впоследствии много времени и сил уделял ее пропаганде. Восходящей звездой заинтересовался известный режиссер Ричард Брукс. Предложенная им актеру роль в фильме «В поисках мистера Гудбара» была небольшой: его герой, Тони Лопэнто, – сутенер и наркоман – пообещал героине стать лучшим любовником в ее жизни и действительно таковым оказался. Затаив дыхание, публика жадно следило, как он вначале буквально терроризировал женщину своим зловещим танцем по комнате с ножом в руке, о когда атмосфера угрозы предельно сгустилась, стал похотливо-чувственным, доведя свою партнершу до полного экстаза.

Актер, который раньше был никому не нужен, теперь оказался необходим всем. Однако он ограждал свою личную жизнь от вмешательств журналистов, за что его прозвали «Гарбо мужского рода». Его любимая женщина той поры – Пенелопа Милфорд, с которой Гир вместе начинал в театре, поддерживала его убеждение в том, что самовыражение в искусстве важнее, чем успех и материальные

81

блага.

Новый триумф ждал Гира в фильме Тейлора Хэкфорда «Офицер и джентльмен». Его Зэк Мейо – простой парень, рано познавший изнанку жизни, с бешеной скоростью гоняет на мотоцикле и не верит в любовь. В эпизодах военных тренировок курсантов морской школы, упражнений на плацу и поединков карате Гиру пригодились его занятия гимнастикой в детстве. Но главное в этом фильме – любовные сцены. Если раньше актеру не хватало в них теплоты, подлинности, то тут он эмоционально открыт и искренен. К тому же элегантный белый мундир в финале прекрасно оттенил волнующую внешность Ричарда: чуть вызывающую, чуть вульгарную, чуть трогательную и – одновременно – мужественную. Журнал «Горизонт» написал: «секс-символ становится актером». По кассовым сборам 1982 года «Офицер и джентльмен» уступил лишь «И.Т. инопланетянину» С. Спилберга.

Успех изменил всю жизнь Ричарда. Он со вкусом обставил шикарную квартиру в фешенебельном районе Лос-Анджелеса. Тихо расстался с не одобрившей этот новый стиль жизни Пенелопой. Его пассией стала привлекательная бразильянка Сильвия Мартинес – дизайнер модной одежды. Она не навязывала Гиру своих взглядов на жизнь, подлаживалась к нему и тем самым действовала на него успокаивающе.

Наконец-то Гир стол одним из ведущих мастеров Голливуда, его заинтересованности какой-либо ролью уже было достаточно, чтобы картина появилось на сеет. Именно он помог режиссеру Джиму Мак-Брайду осуществить давний замысел, сделать римейк знаменитого фильма Годара «На последнем дыхании». Профессиональный угонщик машин Джесси Люджек, в отличие от предшествовавшей годаровской эпохи, – герой именно «нашего времени» – 80-х годов, времени постмолодежного бунта. Неординарная внешность Гира, опасная непредсказуемость его натуры, бурные взрывы темперамента, и, вместе с тем, — отсутствие подлинной глубины, некоторое скольжение по поверхности жизни образовали причудливый гибрид, несущий на себе отсветы двух разных по времени пластов. К счастью, «страстная любовь, ломающая не только устои общество, но и сердца» – как рекламировал эту картину журнал «Ньюсуик», дав портрет актера на обложке – не исчерпала содержание фильма, хотя, конечно, при сравнении с оригиналом Годара он сильно проигрывал. Ироничность, умение актера подчеркнуть дистанцию между собой и героем привлекли внимание Фрэнсиса Копполы, предложившего Гиру главную роль в знакомом и нам «Клубе «Коттон», где герой проходит путь от гангстера до звезды экрана. Здесь Ричард Гир впервые получил роль, в которой мог использовать свой музыкальный талант. Его Майкл Уайт по прозвищу Дикси, данному ему за любовь к джазу, отлично играет на трубе.

Майкл Уойт и Джесс Люджек – образы более сложные актерски, чем предыдущие «одноклеточные» секс-символы – подняли Гира на новую ступень успеха. Наконец-то он сумел доказать, что его напрасно идентифицировали с исполненными ролями. То, что он играл жиголо, отнюдь не означало, что сам он был человеком такого же рода.

В 80-е годы Ричард снимался почти без передышки. Несмотря на физические упражнения, актер начал полнеть, нависшие веки скрыли призывный блеск глаз. Приходилось переключаться на характерные роли: правитель Иудеи в библейском эпосе «Царь Давид», полицейский детектив Эдди Джиллет в ленте «Без пощады», хитрый, холодный, извращенный сержант полиции Деннис Пек – человек неслыханной жестокости – в картине «Внутренние дела». Последняя роль было смелым шагом со стороны исполнителя. Американские звезды избегают играть негодяев, зная, что появление на экране любимца публики в нелестном виде может обернуться потерей зрительских симпатий.

Оглушительным коммерческим успехом стала «Красотка», шедшая на наших экранах. В этом фильме Гарри Маршала актер предстал деловым человеком, миллионером Эдвардом Льюисом, не расстающимся со строгим костюмом, галстуком и неизменным платочком в нагрудном кармане, и – своеобразным Пигмалионом, привившим уличной дикарке (Джулия Робертс) вкус и хорошие манеры. Картина в чем-то автобиографична, ибо сам актер на рубеже 90-х стал продюсером, владельцем собственной небольшой кинофирмы. А миллионером он был уже с начала 80-х годов. Жизненным же аналогом героини явилась манекенщица Синди Кроуфорд, на которой актер женился в канун 1992 года.

А до этого был еще один творческий успех. Акира Куросава пригласил Гира в свой фильм «Августовская рапсодия». Уже само это приглашение было для актера большой честью. Роль гражданина США японского происхождения (вот где пригодились чуть раскосые глаза!) в ленте о сложных взаимоотношениях американцев и японцев после Хиросимы и Нагасаки весьма сложно, хотя и невелика. К тому же Гир лишился здесь столь важного аспекта своего дарования, кок голос, ибо фильм был дублирован на японский. И тем не менее критика отнеслась к нему благожелательно: секс-символ стол актером! Обретенный профессионализм и накопленный творческий опыт помогают Гиру достойно выглядеть доже в рядовых лентах: костюмной любовной драме «Соммерсби», современном психологическом триллере «Окончательный диагноз», сексуальной мелодраме «Перекресток». Причудливая смесь внешней деловитости и внутренней уязвимости, бурный темперамент, скрытый под оболочкой спокойствия и невозмутимости, наряду с сексуальной привлекательностью, сохранившейся до сих пор, продолжают притягивать к этому актеру сердца зрителей.

Е. КАРЦЕВА

83

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+