Охота / Jagten / Jakten (2012)

Охота / Jagten / Jakten (2012): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Гойю», премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Охота» / «The Hunt» (международное англоязычное название).

Дания, Швеция.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Томас Винтерберг (приз экуменического жюри Каннского МКФ; номинация на премию Европейской киноакадемии).

Авторы сценария Тобиас Линдхольм, Томас Винтерберг (премия Европейской киноакадемии).

Композитор Николай Эгелунд.

Оператор Шарлотта Бруус Кристенсен (премия Каннского МКФ).

На награду Европейской киноакадемии также номинировались Янус Биллесков Йенсен, Анне Ёстеруд (монтаж).

Жанр: драма

Краткое содержание
Юная Клара (Анника Веддеркопп), немного обидевшись на сорокадвухлетнего Лукаса (Мадс Миккельсен, премия Каннского МКФ и номинация на премию Европейской киноакадемии) — воспитателя и закадычного приятеля своего папы Тео (Томас Бо Ларсен), которого на самом деле искренне любит, сообщает заведующей детского сада по имени Грета (Суссе Вольд), что мужчина совершил непристойный поступок. Взрослые склонны верить девочке (в том числе — несмотря на её последующие слова), и делу дают официальный ход. Лукас становится изгоем — лишь Бруун (Ларс Ранте), крёстный отец его сына Маркуса (Лассе Фогельстрём), верит в невиновность друга…

Также в ролях: Анне Луиза Хассинг (Агнес), Александра Рапапорт (Надя), Себастьян Булл Сарнинг (Торстен), Стеен Орделл Гульдбранд Йенсен (Ларс Т), Даниэл Энгструп (Йохан), Трёльс Торсен (Бент), Сёрен Рёнхольт (Большой Карстен), Хана Шуан (Тини), в эпизоде Томас Винтерберг (в роли самого себя, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.09.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Охота / Jagten / Jakten (2012): кадр из фильма
Опасное общение

Фильм произведёт, пожалуй, ещё более сильное впечатление на тех зрителей, кто до сеанса успел посмотреть американский телесериал «Ганнибал», пусть и запущенный в производство годом позже. Мадс Миккельсен, правда, и прежде запомнился зрителям в образах откровенных злодеев (от Тонни в полнометражном дебюте «Дилер» /1996/ до Ле Шиффра, могущественного врага агента 007), однако все они – в подмётки не годятся доктору Лектеру, гениальному психопату, не ведающему жалости и сомнений, ставящему себя выше любых моральных норм. Шлейф «отрицательных» ролей был для режиссёра исключительно важен, притом что актёр демонстрирует отличную, построенную на нюансах игру. У нас не возникает (не должно возникнуть даже теоретически) и тени сомнения в невиновности Лукаса, поскольку причина оговора девочки, поддавшейся чувству ревности и мимолётной обиды, видна как на ладони. Собственно, все соображения коллег и дознавателя, включая предположение, что сработал защитный психологический механизм, вытеснив травмирующие воспоминания глубоко в подсознание, покажутся убедительными только людям, не знакомым с тем, как разворачивались события. Не знакомым – но при этом исходящим из худшего из возможных вариантов. Не знающим, что Клара всей душой тянется к мудрому, всё понимающему товарищу отца, тяжело переживая вечные склоки мамы и папы. Не ставшим свидетелями двусмысленного эпизода, когда девочка подарила воспитателю сердечко и поцеловала в губы, на что тот сделал деликатное, но строгое внушение. Наконец, не догадывающимся о, мягко говоря, дурацкой (фактически – преступной) выходке старшего брата, показавшего сестрёнке порнографическую фотографию… Родителей, конечно, нелегко осуждать за стремление оградить своих чад от беды, однако в данном случае поводом для остракизма становится личная неприязнь, сформировавшаяся на базе слухов и скороспелых выводов.

Охота / Jagten / Jakten (2012): кадр из фильма
Кому верить?

Томас Винтерберг, стоявший у истоков «Догмы 95», продолжает начатые тогда художественные поиски, даже отказавшись от самых радикальных положений громкого кинематографического течения (например, от неиспользования музыки, если её источник не находится в кадре). В центре внимания режиссёра вновь – текущее состояние датского королевства, которое кажется благополучным лишь внешне, до того, как сталкивается с мало-мальски серьёзными трудностями. Причём как раз в провинциальном населённом пункте нет множества проблем, характерных для крупных городов: наплыва мигрантов, разгула криминала и т.д. Раз уж и приятели, добродушные, готовые прийти друг другу на выручку, периодически устраивающие весёлые сборища, ополчаются на человека, которого знают с младых ногтей как облупленного, что говорить о прочих обывателях? Индивиды подвержены не только целенаправленной манипуляции (политэкономического толка), но и воздействию стечения обстоятельств – и с готовностью сбиваются в бесчинствующую толпу, откатываясь до примитивнейшего уровня мышления. Разумные половозрелые мужчины и женщины, поддавшись массовой истерии, проявили себя не умнее детей, с какого-то момента принявшихся повторять, точно попугаи, глупые фантазии про подвал. Одним из источников вдохновения авторам послужила военная драма «Охотник на оленей» /1978/, однако Лукас, уверенно держащий ружьё с подросткового возраста, не колеблется1, нажимая на спусковой крючок, и благородное животное замертво падает на землю. Волей случая (или Рока?) ему придётся ощутить себя в шкуре затравленного зверя – и острый финал, доказывающий, что говорить о благополучном исходе пока рано, лишь подтверждает справедливость метафоры… Впрочем, как раз этот смысл лежит на поверхности – есть и более тонкие наблюдения.

Охота / Jagten / Jakten (2012): кадр из фильма
Охотник или жертва?

В чём же всё-таки глубинные причины сложившейся ситуации? В своё время Дания стала одной из первых стран, где подняли на щит постулаты «сексуальной революции», стараясь не выпячивать коммерческую сторону новшеств – напирая на необходимость раскрепощения тела и души. Но, как говорится, лиха беда начало… Порнография предсказуемо превратилась в индустрию, продукция которой легко доступна всякому, но что ещё хуже – подросток (обыкновенный, ничем не выделяющийся среди сверстников) не видел ничего скверного и предосудительного в том, чтобы «подшутить» над сестрёнкой. Винтерберг, исследуя общественную реакцию, лишь осторожно затрагивает непростой вопрос, не решаясь давать ответы. Можно ли обуздать, поместив в жёсткие рамки, выпущенного из бутылки джинна? Ведь и заведующая детским садиком, уж на что женщина порядочная, какие-то аспекты считала в разговоре с Кларой допустимыми… Конечно, развитие общества подчиняется очень сложным законам – и нельзя исключать, что приемлемое решение рано или поздно будет найдено. Тот факт, что фильм вызвал заметный резонанс (пользовался зрительским спросом, собрав $18,3 млн. при бюджете $3,45 млн.), свидетельствует о злободневности материала и, пожалуй, о проницательности создателей.

.

__________
1 – Подобно денировскому Майклу, вернувшемуся из Вьетнама, притом что до призыва в армию тоже был чужд любым сомнениям.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+