Охота за «Красным октябрём» / The Hunt for Red October (1990)

Крымова Елена Том Кланси играет в войну. // Видео-Асс. – 1990, № 4. – С. 41-45.

ОХОТА ЗА «КРАСНЫМ ОКТЯБРЕМ».

ТОМ КЛАНСИ ИГРАЕТ В ВОЙНУ

Почти пятнадцать лет прошло, пока история эта не стала достоянием гласности. Пятнадцать лет ее подробности были спрятаны в сейфах КГБ и были, казалось, погребены там навсегда. Теперь они пришли к нам – со страниц газет и – в американском, правда, исполнении – с кино- и видеоэкрана.

Вряд ли стоит пересказывать события 1975 года, когда один из самых современных советских эсминцев «Красный Октябрь» пытался уйти в Швецию. Киноверсия представляет события так, как виделось это ее создателям.

Фильм тоже шел к зрителю довольно долго. Его литературной основой стала книга Тома Кланси. Вероятно, случай с советским эсминцем очень заинтересовал его, так как работать над текстом он начал еще в 1982 году. По профессии агент социального обеспечения, Том Кланси черпал сведения о жизни военных моряков из… справочников. Военная игра «Гарпун» позволила ему представить себе стратегию и тактику боевых действий на море между Советским Союзом и США. Писатель ни разу не был на подводной лодке, его даже на армейскую службу не взяли из-за очень большой близорукости, а между тем он так скрупулезно описал оборудование субмарины и детали ее оснащения, что если бы был военнослужащим, то трибунал непременно привлек бы его к ответственности за разглашение секретных сведений. «Охота за «Красным Октябрем» – назвал он свой роман.

Все содержание книги – это действительно охота. Советская подлодка водоизмещением 30 тысяч тонн и вооруженная 26-ю ракетами СС-20 бороздит воды океана. Капитан судна Mapк Рамиус принимает решение перейти на Запад и включает установку, которая делает лодку невидимой для гидролокаторов. Обеспокоена пропажей судна Москва, в догадках о намерениях капитана теряется Вашингтон. На поиски бросаются и советские и американские военно-морские силы. Сотрудник ЦРУ Джек Дайн, основываясь на фактах, а больше ни интуиции, проникает в истинные замыслы Рамиуса.

«Красный Октябрь» вынужден «открыться», когда агент КГБ, находящийся на борту, отключает систему, делающую лодку невидимой. «Беглец» пойман американским кораблем «Даллас» и советским «Коновалов» под командованием капитана Туполева. Райн рвется поговорить с Рамиу-сом, а Туполев клянется потопить дезертиров. В результате Рамиус убеждает преданный ему экипаж покинуть лодку, и «Красный Октябрь» в сопровождении «Далласа» уходит по направлению к штату Мэн.

41

«ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ ВЕЛИКИМ ФИЛЬМОМ»

Книга Тома Кланси, прежде чем попасть в печать, была очень строго изучена офицерами военного флота – прошла своеобразную цензуру. Выпущена она была в 1984 году издательством Военно-морского института США и сразу же стала бестселлером.

«Техно-триллер» – так определили критики жанр этого своеобразного литературного произведения, больше похожего на документальный отчет о реальных событиях. Рональд Рейган назвал «Охоту за «Красным Октябрем» «великолепной историей» и пригласил Тома Кланси на обед в Белый Дом.

В 1983 году Мэйс Ньюфельд (в то время он был известен лишь как продюсер фильма «Единый смысл») покупает авторские права на «Охоту». Он горел желанием немедленно взяться за производство картины, но понимание на киностудиях нашел далеко не сразу. С просьбой оценить перспективу постановки фильма по книге Тома Кланси он обращается к своему другу, одному из высокопоставленных кинодеятелей Нэду Тэйнеиу. Приговор Тэйнена был краток и однозначен: «Это может стать великим фильмом».

Ньюфельд пускается на поиски сценариста. Дональд Стюарт, получивший «Оскара» за сценарий фильма «Утрата», уложил книгу в два часа киношного действия. Свои две версии написал Ларри Фергюсон (автор фильма «Президио» и соавтор сценариев таких нашумевших лент как «Горец» и «Полицейский ил Беверли-Хиллз-2″). Последний вариант сценария Фергюсона пересматривает режиссер Джон Мак Тьернан, после чего он сокращается до полутора часов. К тому времени имя Мак Тьернана еще не было широко известно в мире кино – свой фильм «Хищник» с участием А. Шварценеггера он только начинает снимать. Но Фергюсон поверил в его счастливую звезду.

Сам режиссер так объяснил впоследствии, почему его привлекла возможность поработать над «Охотой«: «Эта повесть базируется на исследовании героев». Кстати, здесь он дебютировал и как киноактер, снявшись в роли капитана глубинной ремонтно-эвакуационной машины, присоединенной к американскому кораблю «Даллас».

Казалось бы, очень скучно строить действие в ограниченном пространстве, в однообразных интерьерах и притом, что персонажи, одетые в форму цвета хаки, ведут между собой бесконечные разговоры и споры. Но фильм, тем не менее, смотрится как чрезвычайно напряженный и увлекательный. Сценарий соответствует книге почти досконально, Фергюсон позволил себе добавить лишь один момент, которого не хватало роману Кланси, – чувство юмора. Своим успехом фильм, конечно же, обязан и ‘тому, что ил главную роль в нем был приглашен попу-

42

лярнейший Шон Коннери. Но главное в другом. Создателям фильма удалось сохранить и кинематографическими средствами передать тот самый дух книги, из-за которого она была названа техно-триллером. Картины такой фантастической по своему размаху и такой точной в мельчайших деталях демонстрации военной техники, на экране еще не было.

ЭСКАДРА УХОДИТ НА РЫБАЛКУ

Постоянным участником работ на съемочной площадке был молодой человек из Управления по общественным делам Военно-морских сил. Он, если можно так сказать, редактировал каждый эпизод с той точки зрения, угрожает или не угрожает показанное в нем интересам правительства. Мэйс Ньюфельд утверждает, что специалисты исключили из сценария все неточности, иронию и игру слов, каким-либо образом затрагивающие честь Вооруженных Сил США.

За два года до начала съемок фильма Ньюфельд провел четыре дня на борту подводной лодки

43

«Рикауэр», которая находилась в открытом море у берегов Вирджинии. Актеры Алек Болдуин и Скотт Гленн, в свою очередь, участвовали в плавании на борту военного корабля «Солт Лэйк». Продюсер, режиссер и декораторы (возглавляемые Теренсом Маршем, который получил два «Оскара» за свою работу над фильмами «Доктор Живаго» и «Оливер») получили возможность осмотреть любые военные корабли на их выбор. Им было разрешено фотографировать все, что они пожелают, однако печатались фотографии специалистами американских военно-морских сил, а негативы были строго засекречены.

Для съемок были построены две платформы, каждая площадью. На них квадратных метров. На них было воссоздана внутренняя часть «Красного Октября» и «Далласа». Эти платформы были установлены на сверхсовременные гидравлические системы, имеющие угол наклона 26 градусов во все стороны, что позволило имитировать движения подводной лодки на плаву. Еще пять съемочных площадок компании «Парамаунт» были выделены для создания интерьера ракетного отсека советского подводного ракетоносца и конференц-зала Белого Дома. Кроме того, был изготовлен металлический макет корпуса «Красного Октября» длиной около двухсот метров, При необходимости его можно было спустить на воду.

Для съемок фильма командование американских Военно-морских сил любезно согласилось выделить три фрегата, одну ударную ядерную подводную лодку, авианосец «Энтепрайз» и от четырех до пяти эскадронов боевых вертолетов с экипажами. За аренду техники студия Военно-морским

44

силам не платила, она лишь возмещала убытки, связанные с расходом мазута, масла и керосина.

ПРОЩАЙ, «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС»

На роль Рамиуса сначала был приглашен Клаус-Мария Брандауэр, и в начале апреля 1989 года все было готово для того, чтобы приступить к работе. Однако австрийский актер вдруг заявил, что в назначенное время он не сможет прибыть к месту съемок, поэтому от его услуг были вынуждены отказаться. Это вызвало всеобщую сумятицу, которая продолжалась до тех пор, пока не стало известно, что в данное время не занят на съемках Шон Коннери. В срочном порядке его познакомили со сценарием.

Сначала известный актер наотрез отказался, объяснив пораженному Мэйсу Ньюфелъду, что «в эпоху гласности сюжет, в котором Советы выступают в роли непримиримых врагов, не имеет никакого смысла». Однако прочитав сценарий, Шоп Коннери согласился: он с первых страниц понял, что сюжет фильма не идет вразрез с его взглядами. В конце концов он принимает предложение сняться в роли капитана советской подлодки. Как он видит своего героя? «Как честного вояку, который понимает, что не может держать и своих руках мощное оружие не столько оборонительного, сколько наступательного характера, способное одним своим выстрелом уничтожить крупный город на территории Соединенных Штатов».

Создателям фильма предрекали, что в свете изменений в отношениях между Западом и Востоком их картина окажется неактуальной, но им удалось подчеркнуть, что события датируются «догорбачевским» временем, и дьявольский «Красный Октябрь», предназначенный для нанесения первого удара – не что иное, как военная игрушка прежнего тоталитарного режима.

Без привычных клише и штампов, конечно же, не обошлось. Попытка передать атмосферу России сводится в основном к хоровой музыке и мрачным сценам с унылыми людьми, стоящими в очередях. Американские матросы – что ни человек, то личность, в то время как советские – всего лишь марионетки в руках своего капитана.

«И все же – в «Охоте за «Красным Октябрем» нет ни одного персонажа, который был бы показан, как «плохой коммунист». «Это приключенческий фильм, и я чувствую, что публика сядет, невзирая на состояние дел между нами и Россией на политической арене, достанет пакетики с жареной кукурузой, услышит музыку, увидит движение на экране, а все остальное ее не будет волновать, – говорит сам Фергюсон. – Мы здесь не для того, чтобы создавать фильм о «холодной войне» или «железном занавесе».

Не прошло и года с тех пор, как фильм «Охота за «Красным Октябрем» вышел на экраны, а эксперты уже отнесли его к картинам, имеющим у публики безусловный интерес. Сама жизнь сделала ему рекламу: в марте прошлого года по страницам советской прессы прокатилась целая волна публикаций о восстании на советском военном корабле…

Елена КРЫМОВА, по материалам зарубежной печати

45

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+