Охотник на оленей / The Deer Hunter (1978)

Охотник на оленей / The Deer Hunter (1978): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

США.

Продолжительность 183 минуты.

Режиссёр Майкл Чимино (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Дерик Уошбёрн (номинация на «Золотой глобус») по сюжету Майкла Чимино, Дерика Уошбёрна, Луиса Гарфинкла, Куинна К. Редекера (номинация на «Оскар»).

Композитор Стэнли Майерс.

Оператор Вилмош Жигмонд (номинация на «Оскар»).

Также премии «Оскар» получили: Ричард Портман, Уильям Л. МакКофи, Аарон Рочин, К. Дэрин Найт (звук), Питер Зиннер (монтаж).

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Майкл (Роберт Де Ниро, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Стэн (Джон Казале), Стивен (Джон Сэвидж) и Ник (Кристофер Уокен, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), четверо друзей из провинциального городка Клэртон, штат Пенсильвания, являющиеся потомками выходцев из России и работающие на местном сталелитейном заводе, записываются в армию с твёрдым намерением отправиться во Вьетнам. Но на земле Индокитая они проходят через ужасы военного ада, из которого кто-то не вернётся уже никогда, кто-то — воротится изувеченным и морально сломленным. А кто-то даже не захочет возвращаться домой…

Также в ролях: Мерил Стрип (Линда, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Джордж Дзундза (Джон), Чак Эспегрен (Эксел), Ширли Столер (мать Стивена), Рутания Алда (Анжела), Пьер Сегуй (Джульен), Мэди Каплан (девушка Эксела), Эми Райт (подружка невесты), Мэри Энн Хэнел (девушка Стэна), Ричард Касс (отец Линды),

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.01.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Охотник на оленей / The Deer Hunter (1978): кадр из фильма
Зачем приехал во Вьетнам?

Сложно спорить с тем, что «Охотник на оленей» стал определённой вехой – и не только в истории заокеанского1 кинематографа. Майкл Чимино первым нарушил общественное табу, во весь голос заговорив о национальной трагедии, обнажив кровоточащую рану «вьетнамского синдрома», – и, вероятно, именно по этой причине картина, обошедшаяся в производстве в значительную сумму ($15 млн.), пользовалась весомым зрительским успехом, принеся $27,4 млн. прокатной платы. Самим композиционным построением фильм, по-своему преломляющий хемингуэевско-ремарковские традиции, совмещая три временных пласта, даёт понять, сколь тяжело – если вообще возможно – постичь глубину трагедии тех, кто вернулся (и не вернулся), людям, не покидавшим родную землю, где царит мир. И приятели Майкла, не попавшие в армию по состоянию здоровья, и любимые женщины, и все прочие обитатели городка, являющего собой показательный социальный срез Америки, могут разве что о чём-то догадываться и – в лучшем случае – сопереживать ветеранам, которые не станут прежними уже никогда. Даже Майкл, которому в сравнении с боевыми товарищами повезло больше всего, отказывается от давних бездумных привычек, в первую очередь – от возведённой в ранг ритуала охоты на оленей. План, когда он в забытьи рыдает, склонившись над телом Ника, не сумевшего побороть собственную одержимость, сменяется кадрами телевизионной хроники с бесстрастным комментарием женщины-репортёра. Словами о завершающей главе американского вторжения во Вьетнам, что также явилось мощнейшим стержнем единения людей за всю историю Соединённых Штатов. Но какова цена этого единения? Эпилог с печальным пением за столом гимна «Боже, благослови Америку», – эпилог, больше похожий на эпитафию, – никак не назовёшь «патетическим» или «оптимистичным»…

Охотник на оленей / The Deer Hunter (1978): кадр из фильма
Игра со смертью

И тем не менее позволю себе не согласиться с теми, кто счёл абсолютно безосновательным поведение советской (и ряда иных стран) делегации, покинувшей Берлинский международный кинофестиваль в знак протеста против участия ленты в конкурсе. Тому странному факту, что уроженец США (правда, ньюйоркец) Чимино и сценарист Дерик Уошбёрн сделали основными действующими лицами выходцев из России и сопредельных земель, ещё даётся объяснение: вспомним, с каким неподдельным чувством Никанор отвечает армейскому бюрократу, русской ли является его фамилия Чевотаревич: «Нет, американской»… И даже навязчивое использование образа т.н. Russian Roulette, в том числе в жестоких сценах пытки вьетконговцами пленных, что, по признанию самих авторов (!), было плодом воображения, можно принять. Принять с оговорками – с поправкой на непосредственность творцов с «фабрики грёз» и на искреннее стремление кинематографистов драматически остро выразить мотив игры со смертью. Идея была почерпнута в сценарии Луиса Гарфинкла и Куинна К. Редекера (они значатся соавторами сюжета) «Человек, который пришёл поиграть», написанном в 1975-м и не имевшем никакого отношения к войне в Индокитае. Но чем оправдать «проходной» эпизод, когда вьетнамец с автоматом Калашникова в руках бросает гранату в погреб, где укрываются его соотечественники (женщины и дети), и сам гибнет в огне, выпущенном из огнемёта Майклом?! Да и, вероятно, есть своя закономерность в том, что именно «боевые» кадры «Охотника на оленей» вскоре оказались растиражированы в уже откровенно антисоветских боевиках с участием Сильвестра Сталлоне, Чака Норриса, Дэвида Кэррадайна. Дальнейшая эволюция (деградация?) творчества Майкла Чимино доказала, что режиссёр является художником во всех смыслах голливудским, будучи не в состоянии выйти за навязанные идеологические рамки, даже не задумываясь о чьих-либо ещё страданиях. Про его более талантливых соотечественников, например, Фрэнсиса Форда Копполу, Роберта Олтмена, Стэнли Кубрика, этого, к счастью, не скажешь.

.

__________
1 – Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и усилия руководства английской кинокомпании EMI, оказавшей авторам содействие ещё в середине 1970-х, когда голливудские студии боялись вьетнамской тематики, как огня.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Симонов Егор. Страсти по дяде «Оскару» // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 21-22.
Симонов Егор. Майкл Чимино, создатель «Охотника» и не только его // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 8. – С. 39-42.
Привалов В. Синерама. Никарагуа // Искусство кино. – 1980, № 11. – С. 189.
Кудрявцев С. Апокалипсис продолжается // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 84-86.
Карцева Елена. Крутые под беглым огнем // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 58-63.
«Охотник на оленей» // Видео Дайджест. – 1991, № 6. – С. 53-54.
Кичин Валерий. Под обломками «концепций» // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 80-83.
Нургуатов Юлиан. Роберт Де Ниро: «Я мог бы быть соперником…» // Видео Дайджест. – 1992, № 08. – С. 28-33.
Компаниченко Галина. Мерил Стрип. Пережить свой ад // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 138-140.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 7. – С. 29.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+