Охотники за сокровищами / The Monuments Men (2014)
Другие названия: «Монументалисты» (вариант перевода названия), «Монументалисты – выдающиеся герои» / «Monuments Men – выдающиеся герои» «Monuments Men – Ungewöhnliche Helden» (ФРГ).
США, ФРГ.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Джордж Клуни.
Авторы сценария Джордж Клуни, Грант Хеслов по книге Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера.
Композитор Александр Деспла.
Оператор Федон Папамайкл.
Жанр: драма, военный фильм
Краткое содержание
1943-й год. Лейтенант Фрэнк Стоукс (Джордж Клуни) обращается к Президенту США Франклину Рузвельту (Майкл Далтон) с предложением создать особое, сформированное из призванных на военную службу опытных искусствоведов подразделение под кодовым наименованием «Монументалисты», задачей которого станет поиск произведений искусства, похищенных нацистами в разных странах. Инициатива находит понимание у политического руководства.
Также в ролях: Мэтт Дэймон (Джеймс Грейнджер), Билл Мюррей (Ричард Кэмпбелл), Кейт Бланшетт (Клер Симон), Джон Гудман (Уолтер Гарфилд), Жан Дюжарден (Жан-Клод Клермон), Хью Бонневиль (Дональд Джеффрис), Боб Балабан (Престон Сэвиц), Димитри Леонидас (Сэм Эпстейн), Юстус фон Донавый (Виктор Шталь), Хольгер Хандтке (полковник Вегнер), Майкл Хофланд (священник), Александр Деспла (Эмиль), Грант Хеслов (доктор), Кристиан Родска (Президент Труман), Ник Клуни (Стоукс в старости).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.11.2014
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
По завершении сеанса к авторам остаётся масса вопросов. Например, по какой причине пусть не ведущие, но всё равно – достаточно заметные партии были отданы популярным комедиантам? Не стану утверждать, будто для Билла Мюррея, Джона Гудмана и Жана Дюжардена фильм стал великим достижением, однако все трое играют в привычной манере, если и не комикуя в открытую, то непременно – выдерживая ироническую тональность. А между тем излагаемые события вроде как не располагают к веселью… Что смешного, допустим, в сделанном Гарфилдом «открытии», что на тренировках (в ходе преодоления новобранцами полосы препятствий) стреляют не холостыми, а боевыми патронами? Или в ситуации, когда один из бойцов нечаянно наступил на мину, и его товарищи, мысленно попрощавшись с жизнями, надеются, что взрывной механизм пришёл в негодность?.. Поневоле возникает ощущение, что Джордж Клуни так и не определился до конца, какой интонации намерен отдать предпочтение: беспечно-язвительной, как в режиссёрском дебюте «Признания опасного человека» /2002/, или же серьёзной, как в «Мартовских идах» /2011/? В дополнение к этому не слишком выдержанным, рыхлым, развёртывающимся чересчур свободно (в отдельные моменты – спонтанно) кажется сюжет, что всё-таки непростительно для искушённых кинодраматургов, пусть адаптировавших для экрана не роман или повесть, а историко-искусствоведческое исследование.
Готов поверить, что Клуни и Грант Хеслов руководствовались благородными порывами – стремлением донести до ещё большего числа людей1 факты, изложенные в книге Роберта М. Эдсела и Брета Уиттера «Монументалисты: союзники-герои, нацисты-расхитители и величайшая охота за сокровищами в истории», которая значилась в списке бестселлеров New York Times и частично послужила основой для документальной ленты «Похищение Европы» /2006/. Авторы делают всё, чтобы заверить нас в искренности своих антифашистских взглядов, даже если это местами (например, в сцене допроса Стоуксом полковника Вегнера, наивно полагающего, что собеседник, не будучи евреем, должен-де понять мотивы гитлеровцев) отдаёт явными клише. Да и высокий пафос – торжественно звучащие фразы о том, что «охотники за сокровищами» сохранили (ни много ни мало!) культурное наследие для грядущих поколений, видится преувеличением. Что само по себе достижений подразделения, разумеется, не умаляет… Наконец, есть ещё один аспект, который должен привлечь повышенное внимание не только россиян. И не просто привлечь внимание.
Раз уж Михаил Швыдкой, бывший Министр культуры РФ, не стеснявшийся выдавать перлы в том духе, что наш народ пострадал от большевизма больше, чем любой другой, возмущался в интервью «Интерфаксу», что русские изображены абсолютно оскорбительно – как мрачные недоумки, действующие исключительно по принципу «Грабь награбленное!»… Правда, Джеймс напоминает Фрэнку, что Советский Союз понёс колоссальные людские потери (двадцать миллионов), но по завершении сеанса негативный осадок всё равно остаётся. Не помогает даже осознание того, что Клуни как-никак честнее большинства голливудских деятелей, предпочитающих глухо замалчивать (если не цинично принижать) решающий вклад Красной армии в Победу. Для такого специалиста, как Стоукс не должно было быть великим секретом, что трофейные бригады смогли возместить лишь незначительную часть изъятых из СССР культурных ценностей (порядка 560 тыс. произведений искусства, 300 тыс. музейных экспонатов, 180 млн. книг), вывезенных в Германию или варварски уничтоженных. А, скажем, Пергамский алтарь и «Сикстинскую Мадонну» позже передадут (вернут) в ГДР… Главное же, кинематографисты «деликатно» умалчивают о том, что параллельно с «Монументалистами» действовали куда более многочисленные отряды коммандос с целью найти и захватить – само собой, раньше союзников – всю возможную документацию в области ракетостроения, авиации, химической и металлургической промышленности и т.д. Не говоря уже о массовом «приглашении» немецких учёных и инженеров! С таким уточнением позиция прагматичных американцев, которые могли великодушно вернуть европейцам какие-то там картины и статуи – но не чертежи и патенты, покажется не шибко благородной.
.
__________
1 – Что, к слову, подтверждает коммерческий успех (кассовые сборы в размере $154,98 млн. при бюджете $70 млн.).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий