Окно спальни / The Bedroom Window (1987)

Иванова Юлия. Мы любим детектив // Советский экран. – 1989, № 15. – С. 29.

Мы любим детектив

Юлия ИВАНОВА

На афише «Окно спальни», производство США. Дети до 16 лет не допускаются». Скуповато. Но и такой рекламы оказывается вполне достаточно для аншлага.

Конечно, можно продолжать называть американские боевики продуктом массовой культуры, обвиняя их во всевозможных коммерческих «грехах». Но если долгие годы даже и нашему прокату удавалось латать финансовые дыры при помощи таких «верняков», значит, у зрителя существует потребность в таком кинематографе.

Для советской киноиндустрии вопрос коммерческого успеха ее продукции до сих пор никогда не был жизненно важным. Киностудия в СССР прогореть просто не могла.

Сегодня, когда советское кинопроизводство переходит на хозрасчет, перед ним неумолимо встанет необходимость освоения механизма коммерчески состоятельного кинематографа. И здесь есть чему поучиться на примере таких картин, как «Окно спальни» (к счастью, их становится в нашем прокате все больше).

Люди любят страшные истории Из детства тянутся воспоминания о сладостном ужасе – от сказок о людоедах и драконах до рассказов о ведьмах и вампирах Потребность в эмоциональных ощущениях такого рода рождает стабильный интерес к их носителям – слухам, детективам, фильмам ужасов. Еще в начале века стало ясно, что вечная Страшная История, да еще вкупе с детективным сюжетом – верный залог коммерческого успеха фильма. Именно на таком беспроигрышном сочетании построен сюжет картины режиссера Кертиса Хэнсона «Окно спальни». Маньяк охотится за привлекательными женщинами и убивает их. О том, кто совершает преступления, знаем только мы и главный герой. Общая тайна держит нас в постоянном напряжении и делает сообщниками героя. Мы получаем возможность строить догадки, предчувствовать и ошибаться, словом, участвовать в событиях, а не пассивно наблюдать за ними. Обстоятельства загоняют невиновного нашего героя во все более абсурдное и безвыходное положение. Терри Ламберт очарователен. Он улыбчив, естествен. Так сказать, один из нас, попавший в ловушку коварных обстоятельств. Актер Стив Гуттенберг завоевывает наши симпатии, рисуя образ простого, доверчивого, но отважного парня. И опять герой и зритель здесь на равных – Терри воспринимается как старый знакомый или даже друг. Внешний мир, события наваливаются на него, вызывая растерянность. Он хочет казаться уверенным в себе, но не может «охватить взглядом» всего, что с ним происходит.

Когда в сцене его первого допроса игра перерастает в реальную опасность, и уже он сам может стать жертвой, мы видим Терри на фоне стены, рисунок которой образует решетку Метафора легко прочитывается (и легкость эта, вообще свойственная фильму, тоже импонирует зрителю).

Детектив в чистом виде – жанр все же «на любителя». Вот если его органично соединить с мелодрамой – другое дело. А где мелодрама – там и женщина. В «Окне спальни» их две. Сильвия (Изабель Юппер) – утонченная, хрупкая, с алым ротиком, который, конечно же, скрывает дивные белые клычки… Она готова быть любящей и благородной, но – наблюдательницей. Нет, не она станет главным действующим лицом этого представления. Элизабет Макговерн, сыгравшая «вторую женщину» – Денизу, впервые появилась на наших экранах в «Регтайме», и сразу стало понятно – звезда! Ее своеобразная внешность не позволяла решить со всей определенностью, скажем, красивое у нее лицо или нет. Сама эта необычность притягивала к актрисе зрительское внимание, и здесь, в «Окне спальни», произошло нечто подобное: она появляется чуть не к середине фильма, почти незаметно, без всякой «подачи», но постепенно мы начинаем видеть ее глазами Терри, а затем и глазами убийцы-маньяка. К концу фильма Дениза уже «в открытую» играет роль «роскошной приманки» для убийцы, но также и для зрителя.

Отметим мастерство, с которым режиссер на протяжении всей картины делает зрителя соучастником действия, заставляет его сопереживать, удивляться, радоваться… Да-да, радоваться. Это ощущение, пожалуй, заметно превалирует здесь над другими. Самые напряженные моменты режиссер не забывает разрядить шуткой, и финал зритель встречает с улыбкой.

29

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+