Он начинает сердиться / La moutarde me monte au nez (1974)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Горчица бьёт в нос» (вариант перевода названия), «Я теряю терпение» / «I’m Losing My Temper», «Счастливчик Пьер» / «Lucky Pierre», «Французская горчица» / «French Mustard» (международные англоязычные названия).
Франция.
Продолжительность 92 минуты.
Режиссёр Клод Зиди.
Авторы сценария Клод Зиди, Пьер Ришар, Мишель Фабр.
Композитор Владимир Косма.
Оператор Анри Декаэ.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Пьер Дюруа (Пьер Ришар) трудится преподавателем математики в лицее для девочек. Его отец-хирург Юбер (Клод Пьеплю), баллотирующийся на пост мэра, просит написать предвыборную речь, друг детства, фоторепортёр Патрик (Анри Гибе), в очередной раз рассчитывает на помощь в сочинении статьи для своей бульварной газетёнки, а директор (Жан Мартин) — даёт на проверку кипу работ учениц. Происходит путаница с папками, и несчастному педагогу придётся приложить массу усилий, чтобы выпутаться из сложной ситуации.
Также в ролях: Джейн Биркин (Джеки Логан), Даниэль Минаццоли (Даниэль), Жюльен Гийомар (Альбер Реноден), Витторио Каприоли (режиссёр).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Клод Зиди приступил к съёмкам этого фильма со всей ответственностью, понимая, с каким пристрастием будут смотреть его первую постановку, осуществлённую без участия «Шарло». Лента, правда, уступила в национальном кинопрокате фарсу «Новобранцы идут на войну» /1974/, но тоже вызвала интерес широкой публики (десятое место с результатом 3,7 млн. проданных билетов). А вскоре уже ведущие «звёзды» разных поколений выстраивались в очередь, чтобы сыграть у талантливого комедиографа… Неудивительно, что и наши соотечественники проявили энтузиазм, пусть попозже – в сезоне 1983-го, когда картине пришлось состязаться1 с блистательными, уморительными «Невезучими» /1981/ Франсиса Вебера. Кадр с целующимися Пьером Дюруа и Джеки Логан (на самом деле – чмокающимися на прощанье, однако невеста незадачливого учителя посчитала иначе) красовался во многих киножурналах.
Пьер Ришар явно вошёл во вкус – и с удовольствием извлекает из привычного характера (нескладный и застенчивый мужчина средних лет, не хватающий звёзд с неба интеллигент) максимум юмора. Артист не боится эксцентрики в духе слэпстика: от падающей на голову банки с краской, растекающейся по волосам, до схватки с леопардом, охраняющим покои знаменитой актрисы. Действительно сложно удержаться от смеха! Поднятое настроение позволяет простить авторам даже издержки по части вкуса – вроде глуповатого (отдающего чуть ли не уклоном в гиньоль, совершенно неуместным) эпизода с операцией, проведённой доктором Дюруа из рук вон плохо в свете печальных известий. Вместе с тем сложно не отметить, что Зиди не прочь, воспользовавшись моментом, добавить более умных шуток – привнести элементы сатиры. Причём речь идёт не только о политиках (уровня кандидатов на кресло градоначальника), ратующих за сохранение моральных ценностей – мужественно противостоящих бульварной прессе. Не менее хлёстко Клод высмеивает киноиндустрию, подтрунивая над европейскими коллегами (итальянцами, испанцами, немцами), ударившимися в массовое производство вестернов. Но и это не всё.
В год триумфа таких фривольных кинопроизведений, как «Эммануэль» /1974/ и «Вальсирующие» /1974/ было не грех приправить весёлое действо щепоткой эротики. Американцы моментально уловили соответствующий подтекст, присвоив картине англоязычный заголовок, который помимо буквального значения («Счастливчик Пьер») имеет ещё и скабрёзное жаргонное – связанное с сексом. Другое дело, что режиссёр всё-таки не просто извлекает дополнительный комический эффект из ситуации, когда скромный и порядочный (не поддающийся на провокации даже собственной невесты, преподающей физкультуру) педагог внезапно получает репутацию ловеласа и полового гиганта, спровоцировав нездоровый интерес у старшеклассниц. Мимолётная, но такая меткая ироническая цитата из «Голубого ангела» /1930/ оказывается отнюдь не лишней, несмотря на то, что добряка и бедолагу Пьера точно не спутаешь с гадким «учителем Гнусом» – профессором Иммануилом Ратом, потерявшим голову из-за певички Лолы-Лолы.
.
__________
1 – 26,8 млн. зрителей против 31,6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий