Она / Elle (2016)
Полнометражный фильм (премии «Сезар», «Гойя» и «Золотой глобус», номинация на «Феликс»).
Другие названия: «Эль» (вариант перевода названия), «О!» / «Oh!» (международное название).
Франция, ФРГ, Бельгия.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Пол Верховен (номинации на «Сезар» и «Феликс»).
Автор сценария Дэвид Бирк (номинация на «Сезар») по роману Филиппа Джиана, автор французской адаптации Хэролд Мэннинг.
Композитор Энн Дадли (номинация на «Сезар»).
Оператор Стефан Фонтен (номинация на «Сезар»).
Также на премии «Сезар» номинировались: Жан-Поль Мюжель, Алексис Плас, Сирил Хольц, Дамьен Лаццерини (звук), Йоб тер Бург (монтаж).
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Мишель Леблан (Изабель Юппер, премии «Сезар» и «Золотой глобус», США, номинации на «Оскар» и «Феликс»), совладелица компании, занимающейся выпуском видеоигр, подвергается нападению со стороны неизвестного в чёрной лыжной маске, проникшего в её дом. Женщина решает не заявлять в полицию о случившемся, но пытается установить личность насильника. Кто мог совершить подобное?..
Также в ролях: Лоран Лафитт (Патрик), Анн Консиньи (Анна, номинация на «Сезар»), Шарль Берлен (Ришар Леблан), Виржини Эфира (Ребекка), Жюдит Магр (Ирен Леблан, номинация на «Сезар»), Кристиан Беркель (Робер), Йонас Блоке (Венсан, номинация на «Сезар»), Алис Изас (Жози), Вимала Понс (Элен), Рафаэль Ленгле (Ральф), Артур Мазе (Курт).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.03.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Если ничего не знать об обстоятельствах создания фильма, напрашивается предположение, будто Пол Верховен, после долгих лет работы в Голливуде с успехом вернувшийся в родные Нидерланды, вдруг вознамерился испытать себя на, если так можно выразиться, общеевропейском материале. Это не совсем так. Инициатором проекта выступил продюсер Саид бен Саид, и режиссёр, искренне заинтересовавшись романом Филиппа Джиана «О…»1, поначалу намеревался перенести действие экранизации в Соединённые Штаты. К сожалению, возникла непредвиденная сложность: не удалось заручиться согласием ни одной из актрис (включая Шэрон Стоун и Кэрис ван Хоутен, чьи прежние, воплощённые в постановках того же Пола образы также носили скандальный характер), подходивших на главную роль… Впрочем, итоговое решение провести съёмки в одной из ведущих стран Старого Света и привлечь преимущественно местную команду профессионалов оказалось безошибочным, хотя и потребовало от Верховена дополнительных усилий (в частности, спешного изучения французского языка).
Изабель Юппер, представавшая нимфеткой у Бертрана Блие, ранимой скромницей у Клода Горетта, весёлой распутницей у Бертрана Тавернье, мазохистской, скрывающей свои пристрастия под обликом строгой служительницы муз, у Михаэля Ханеке, с готовностью пополнила персональную коллекцию неординарных героинь. Казалось бы, Мишель является безвинной жертвой извращенца, которого вовсе не провоцировала вызывающим поведением. Однако её поведение сразу же вызывает лёгкую оторопь. Ещё можно понять нежелание впутывать в дело полицию (причины давней, укоренившейся нелюбви к правоохранительным органам проясняются позже), но психологическая реакция?.. Уже в ледяном спокойствии, с каким Леблан выбрасывает грубо разорванную одежду и разбитую посуду, даёт указания сменить замки, встречается со взрослым сыном, проводит производственное совещание и так далее (вплоть до ужина с бывшим мужем и близкими друзьями, шокированными новостью о происшествии), чувствуется что-то странное, противоестественное. Она, вероятно, и не стала бы ничего предпринимать, если б злоумышленник не прислал оскорбительное СМС-сообщение и не проник в дом ещё раз. Женщина затевает собственное расследование, понимая, что круг подозреваемых лиц слишком широк, да и призраки прошлого – не отпускают. В какой-то момент даже рождается версия, что нападение как-то связано с личностью её престарелого отца, отбывающего пожизненное заключение за массовое убийство, совершённое, когда дочь была маленькой девочкой. Или всё куда прозаичнее?
Верховен, начав повествование с демонстративной отсылки к наследию Альфреда Хичкока (свидетельницей преступления становится… удивлённая кошка), доказывает, что не растратил навыки к нагнетанию мощного саспенса. Причём беспокойство за судьбу Мишель (у зрителя – чуть ли не более сильное, чем у неё самой) лишь возрастает после того, как жертва, нанёсшая насильнику болезненную рану и сорвавшая маску, опознала в незваном госте… добродушного, обходительного, неизменно вежливого соседа. Ничего себе шалость! Однако к тому моменту кинематографисты – вслед за писателем – дают нам понять, что это и последующие «отношения» с Патриком (между прочим, преуспевающим банковским работником, женатым на истовой католичке Ребекке) озадачивают всё же не сильнее всего. Во всяком случае внутрисемейные дрязги (взрослый сын попал под пяту беременной невесты Жози, пожилая мать вздумала выйти замуж за молодого жиголо, отец надеется на милость правосудия), роман с супругом лучшей подруги и партнёрши по бизнесу, трудности в компании и т.д. вовсе не носят подчинённого характера. Закрадывается смутное подозрение, что все сюжетные линии равноценны и накрепко связаны друг с другом – и что в повествовании вообще нет ни одной лишней детали, будь то попадание в ДТП, уроки стрельбы или транслируемые по телевизору кадры рождественской мессы. Каждая бытовая, поведенческая, культурная мелочь помогает режиссёру глубже постичь и выразить состояние современного общества «золотого миллиарда», но прежде всего – Европы и именно Франции. Буржуазные безумства, изобличавшиеся, скажем, Луисом Бунюэлем и Клодом Шабролем, не то чтобы остались в XX веке, а вошли в норму, растворились в серой обыденности. К чему сводится радость жизни у пресыщенных, имеющих, в принципе, всё, о чём можно мечтать (удовлетворивших, скажем так, весь спектр потребностей по Дейлу Карнеги), индивидов? Простейший ответ – выйти за границы табуированного и законного, рискуя основательно увязнуть в перманентных нарушениях запретов, пусть и с соблюдением видимых приличий. Такая практика в некотором роде сродни наркомании, поскольку тоже провоцирует тягу к специфическим наслаждениям и зависимость от острых ощущений. В данной связи знаменательно, что в разгар съёмочного процесса в Париже прогремел террористический акт в редакции еженедельника Charlie Hebdo, из-за чего пришлось срочно вносить коррективы в график. Однако ещё важно заметить, что победительницей из запутанной ситуации выходит Леблан – та, кто смогла подавить гедонистические порывы и, обнаружив недюжинный талант манипулятора, проявить (прямо-таки по Фридриху Ницше) железную волю к власти. Углубившийся в разбор причин затянувшегося заката западной цивилизации, режиссёр заслуженно снискал триумф в самых разных странах, получив массу престижных наград. А вот широкая публика встретила картину с ёмким названием «Она» более сдержанно: при бюджете в $9,1 млн. (по другим данным – €9 млн.) общемировые кассовые сборы составили $12,5 млн.
.
__________
1 – Вышел из печати в 2012-м году и был отмечен престижной литературной премией Интералье.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий