Они сражались за Родину / Oni srazhalis za Rodinu (1975)

Они сражались за Родину / Oni srazhalis za Rodinu (2011): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Они сражались за Родину» / «They Fought for the Motherland» (международное англоязычное название), «Они сражались за свою страну» / «They Fought for Their Country» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Сергей Бондарчук (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых).

Автор сценария Сергей Бондарчук (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых) по роману Михаила Шолохова.

Композитор Вячеслав Овчинников.

Оператор Вадим Юсов (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых).

Жанр: драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Июль 1942-го года. Стрелковый полк, понёсший огромные потери, отступает к Сталинграду. Среди тех, кого судьба свела на фронте в один из самых тяжёлых для Советского Союза периодов, оказались шахтёр Пётр Лопахин (Василий Шукшин, озв. Игорь Ефимов), весельчак и большой охотник до слабого пола, агроном Николай Стрельцов (Вячеслав Тихонов), комбайнёр Иван Звягинцев (Сергей Бондарчук). Их судьбы сложатся по-разному: кого-то контузит, кого-то тяжело ранит, а кому-то — повезёт уцелеть. Но все боевые товарищи проявят себя на полях сражений достойно. Впереди — переломная битва Великой Отечественной войны.

Также в ролях: Георгий Бурков (рядовой Александр Копытовский), Юрий Никулин (рядовой Некрасов), Иван Лапиков (старшина Поприщенко), Николай Губенко (лейтенант Голощёков), Николай Волков (рядовой Никифоров), Андрей Ростоцкий (ефрейтор Кочетыгов), Николай Шутько (повар Лисиченко), Евгений Самойлов (полковник Марченко), Нонна Мордюкова (Наталья Степановна), Иннокентий Смоктуновский (хирург), Ирина Скобцева (старшая медсестра), Ангелина Степанова (старуха-казачка), Татьяна Божок (медсестра), Лидия Федосеева-Шукшина (Глаша), Наталья Гундарева (Глаша, озв.), Даниил Ильченко (Лука Михалыч), Алексей Ванин (рядовой Аким Борзых), Николай Горлов (санитар), Геннадий Сафронов (председатель), Борис Никифоров (капитан Сумсков), Анатолий Переверзев (Хмиз), Виталий Леонов (рядовой), Михаил Чигарёв (рядовой), Станислав Бородокин (рядовой), Леонид Трутнев (рядовой), Пётр Меркурьев (рядовой), Андрей Попов (рассказчик-повествователь, озв.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.08.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Они сражались за Родину / Oni srazhalis za Rodinu (2011): кадр из фильма
Что ему сделается…

Если бы Сергей Бондарчук не обратился, накопив богатейший опыт баталиста, к событиям Великой Отечественной войны, это была бы – без малейшего преувеличения! – невосполнимая потеря и для советского, и для всего мирового кинематографа. Даже признавая дарование Юлии Солнцевой («Повесть пламенных лет» /1961/) и Юрия Озерова, чьи масштабные постановки вызвали внушительный резонанс, всё-таки не хотелось, чтобы именно их произведения остались если не единственными, то точно – главными эпическими кинополотнами на эту тематику. Экранизация незавершённого романа Михаила Шолохова, адаптированного самим режиссёром, который не просто получил одобрение автора литературного первоисточника, но и активно сотрудничал с ним в процессе написания сценария, как минимум, не менее талантлива и художественно значима, чем блестящая киноверсия немеркнущего шедевра Льва Толстого. Остаётся лишь сожалеть, что картина «Они сражались за Родину», с неизбежностью покорившая сердца советских граждан1, не получила столь же безусловного и повсеместного признания за рубежом, особенно на Западе (в частности, осталась без наград на кинофестивале в Канне).

Они сражались за Родину / Oni srazhalis za Rodinu (2011): кадр из фильма
Заняли позицию

В первую очередь поражают, несомненно, эпизоды сражений. Поражают не столько размахом и особой выразительностью, которой крайне редко удаётся добиться кинематографистам, привлекающим многотысячную массовку, десятки единиц бронетехники, имитирующим обстрелы и авианалёты. Оператор Вадим Юсов и режиссёр создают максимальный драматизм, заставляя почти физически пережить весь спектр эмоций, испытываемых солдатами, держащими оборону, оказавшись один на один с резко превосходящими силами неприятеля. От страха до ненависти, до той самой, благородной (вскипающей, как волна) ярости, о которой пелось в «Священной войне». От странной и почти смешной (со стороны!) «окопной болезни», которой страдает Некрасов, до отчаяния, накрывшего Николая Стрельцова… Сцена его контузии и фрагмент со Звягинцевым (придя в себя после массированной бомбардировки, рядовой видит, что остался в живых едва не единственным), когда возникает страшная иллюзия полонения всей земли русской чужестранными захватчиками и чуть ли не конца света, принадлежат к вершинным в военном кинематографе. Столь же мастерски снят и захватывающе смонтирован эпизод (кстати, основанный на подлинном случае), когда Лопахин, вмиг посерьёзнев и сосредоточившись, подбивает из противотанкового ружья атакующий немецкий самолёт.

Они сражались за Родину / Oni srazhalis za Rodinu (2011): кадр из фильма
Готовится к меткому выстрелу

И всё-таки самое, на мой взгляд, ценное в фильме – иное. Несмотря на обозначенную уже в заглавии безликость («они»), в первую очередь врезаются в память даже не картины боёв – образы людей, нёсших на себе тяжкий крест войны. Если тому же Озерову было поставлено принципиальное ограничение (цикл «Освобождение» начался с событий на Курской дуге, позволивших советскому командованию окончательно перехватить стратегическую инициативу), то Бондарчук и Шолохов получили возможность восполнить упущение – поведать правду о раннем периоде. Бойцам, особенно таким назойливым и пробивным, как Пётр, приходится выслушивать в свой адрес массу «приятных» слов от соотечественниц, оставляемых отступающими защитниками на произвол оккупантов: «Взялись воевать, так воюйте, окаянные, как следует». И ещё неизвестно, что хуже: видеть гибель близких товарищей, получить ранение (Сергей Фёдорович, вероятно, счёл, что не имеет права поручить кому-то ещё сняться в подобных – пронзительных  и натуралистичных – кадрах) или же осознавать, что не в силах предотвратить страдания народа. Речь не о людях «вообще», а поимённо – о конкретных личностях, не только не сливавшихся в единой массе, но и подчас кардинально непохожих друг на друга по характеру, привычкам и взглядам на жизнь. Объединяет их, в сущности, одно – понимание того, что над Родиной нависла смертельная угроза. В заключительных кадрах изрядно потрёпанному, потерявшему большую часть личного состава, оставшемуся без офицеров, но проявившему себя геройски и сохранившему знамя полку выносится благодарность. Но для бывалых воинов, пожалуй, ещё отраднее наблюдать за пополнением – движением войск по направлению к Сталинграду, где, как они интуитивно чувствуют (и как мы знаем доподлинно), должна состояться решающая битва. Все актёры великолепны, демонстрируют исключительную слаженность существования на экране. Однако едва ли кто-то возьмётся спорить с тем, что лучшим оказался Василий Шукшин, чья смерть на съёмочной площадке придала сыгранной роли особое, трагическое – прорывающееся сквозь бытовой комизм ситуаций – звучание.

.

__________
1 – Помимо внушительной (по 40,6 миллионов на серию) зрительской аудитории – признание лучшим отечественным фильмом читателями «Советского экрана».

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+