Операция «Тушёнка» / L’opération Corned Beef (1991)

Операция «Тушёнка» / L’opération Corned Beef (1991): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Операция «Свиная тушёнка» / «Операция «Солёная говядина» / «Операция «Отварная солонина» / «Операция «Корне беф» (варианты перевода названия).

Франция.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Жан-Мари Пуаре.

Авторы сценария Кристиан Клавье, Жан-Мари Пуаре по сюжету Кристиана Клавье и Жана-Мари Пуаре.

Композитор Эрик Леви.

Оператор Жан-Ив Ле Менер.

Жанр: фильм действия, комедия, мелодрама

Краткое содержание
Филипп Бульё (Жан Рено), капитан DGSE — внешней разведки Франции, известный под оперативным псевдонимом «Акула», подбивает руководство на не вполне законную операцию в Париже, где действует юрисдикция коллег-конкурентов из службы внутренней безопасности. Под видом доктора Реми Тиссо он вместе с женщиной-стажёром Гарсиа (Мирей Руфель) ведёт слежку за посольством Колумбии, куда должен прибыть полковник Аугусто Заргас (Андре Шмит), влиятельный торговец оружием и наркотиками, в чьи намерения входит похищение сверхсекретной технической документации на новейшую ракету. Для успешного проведения операции под кодовым наименованием «Тушёнка» Филиппу предстоит нейтрализовать Жана-Жака Граньянски (Кристиан Клавье) — нелепого и несчастного мужа Мари-Лоранс (Валери Лемерсье, номинация на «Сезар»), переводчицы при дипломатической миссии.

Также в ролях: Изабель Рено (лейтенант Изабель Фурро / Мэрилин), Жак Франсуа (генерал Масс), Марк де Йонг (консул Буржер), Жак Дакмен (генерал Мулен), Жак Сере (министр обороны), Раймон Жером (Жислен Шофферо), Филипп Лауденбах (министр внутренних дел), Франсис Коффине (Жорж Фавар).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.08.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Операция «Тушёнка» / L’opération Corned Beef (1991): кадр из фильма
Начало знакомства

В родной Франции Жан-Мари Пуаре был знаменит с начала 1980-х отнюдь не в качестве сына Алена Пуаре – влиятельного продюсера и одного из руководителей ведущей кинокомпании Gaumont Production, но за рубежом его ранние фарсы1 оставались практически неизвестными. Пожалуй, именно «Операция «Тушёнка» (точнее, «Солёная говядина» или «Отварная солонина»; смысл странного названия проясняется на конфиденциальном совещании) привлекла к Жану-Мари внимание в международном масштабе. Да и ретроспективно картину справедливо рассматривают своеобразным предисловием к одному из самых популярных юмористических произведений за всю историю национального киноискусства – к «Пришельцам» /1993/, сотворённым тем же творческим трио. Уморительное взаимодействие взрывного, физически крепкого героя Жана Рено с жалким, в меру истеричным и самовлюблённым интеллигентом средних лет в исполнении Кристиана Клавье (между прочим, выступившего соавтором сюжета и сценария на пару с режиссёром) сложилось как раз в атмосфере нескончаемых, каверзных, безостановочных шпионских игр.

Операция «Тушёнка» / L’opération Corned Beef (1991): кадр из фильма
Сработались

Впрочем, лента Пуаре гораздо интереснее в ином отношении. Обращение сравнительно молодого, сорокашестилетнего комедиографа к будням разведывательных органов произошло вскоре после аналогичного опыта («Ванильно-клубничное мороженое» /1989/) одного ветерана, Жерара Ури, и практически синхронно с другим – Клодом Зиди, открывшим соотечественникам глаза на воистину «тотальную слежку». «Операция «Тушёнка» даже соперничала с последней из упомянутых картин за признание у публики, отстав совсем чуть-чуть (собрав аудиторию в 1,475 миллионов человек) и заняв по итогам сезона 15-ое место в местном кинопрокате. Но дело не в том, что первая лента смешнее, чем вторая, или наоборот. Идентичный материал дополнительно высвечивает принципиальную разницу тех эстетик, какие выработали и каких придерживались представители разных поколений.

Операция «Тушёнка» / L’opération Corned Beef (1991): кадр из фильма
Ради неё готов на всё

Отличительная особенность работ Пуаре – стремительный, безостановочный ритм: так и представляю, как Жан-Мари, сидя на сеансах старых комедий, демонстративно зевает, намекая на несоответствие скорости развёртывания экранных перипетий сумасшедшему темпу современной жизни. У него и хладнокровный, чётко мыслящий, обладающий молниеносной реакцией Бульё лишь с большим трудом (да чего там – по чистому везению) успевает адаптироваться к стремительно меняющейся обстановке. Это вам не элегантный Джеймс Бонд, играючи преодолевающий любые препятствия, и даже не мрачный профессиональный «чистильщик» Виктор, изображённый тем же Рено у Люка Бессона. В подлинной жизни, как небезосновательно полагает кинематографист, героизм соседствует с глупостью, благородство – с пошлостью и жадностью, а секретные операции напоминают постановки пьес абсурда, только с настоящими пулями и погонями на автомобилях и вертолётах. Для достижения нужного эффекта авторы даже призвали признанного имитатора2 Дидье Густена, чтобы тот вложил нужные (разумеется, озарённые светом нетленной мудрости!) слова в уста «настоящего» Президента Пятой республики, пусть и остающегося за кромками кадра.

.

__________
1 – Включая «Твист снова в Москве» /1986/ – как бы собрание глупейших анекдотов советских диссидентов.
2 – Если так, очень приблизительно, перевести значение французского слова «l’imitateur» или английских – «impressionist» и «mimic».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Фикс Сергей. Говядина по-французски // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 4. – С. 11.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+