Останься со мной / Stand by Me (1986)

Останься со мной / Stand by Me (1986): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Будь со мной» / «Останься рядом» / «Будь рядом» (варианты перевода названия), «Тело» / «Труп» / «The Body» (рабочее название).

США.

Продолжительность 89 минут.

Режиссёр Роб Райнер (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Рэйнолд Гидеон, Брюс Э. Эванс (номинация на «Оскар») по произведению Стивена Кинга.

Композитор Джек Ницше.

Оператор Томас Дель Рут.

Жанр: приключенческий фильм, драма

Краткое содержание
Вернон Тессио (Джерри О’Коннелл) сообщает лучшим друзьям Гордону Лашансу (Уил Уитон), Кристоферу Чэмберсу (Ривер Феникс) и Теодору Дюшампу (Кори Фельдман) о том, что подслушал разговор старшего брата Билли (Кэйси Симашко) с приятелем Чарли Хоганом (Гари Райли). Из диалога стало ясно, что они, катаясь на угнанном автомобиле, обнаружили труп Рэя Брауэра — подростка, пропавшего без вести, за обнаружение которого назначена награда. Четверо приятелей решают направиться туда, чтобы увидеть всё воочию.

Также в ролях: Кифер Сазерленд (Эйс Меррилл), Брэдли Грегг (Айболл Чэмберс), Джейсон Оливер (Винс Дежарденс), Маршалл Белл (мистер Лашанс), Фрэнсис Ли МакКейн (миссис Лашанс), Брюс Кирби (мистер Кидасиолу), Уильям Брондер (Майло Прессман), Ричард Дрейфус (писатель), Джон Кьюсак (Денис Лашанс), Мэтт Уильямс (Боб Кормьер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.07.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Останься со мной / Stand by Me (1986): кадр из фильма
Дружная компания

По завершении сеанса, организованного режиссёром специально для Стивена Кинга, тот, подавляя нахлынувшие чувства, признался, что «Останься со мной» – лучшая из всех (на тот момент уже достаточно многочисленных) экранизаций его книг. Однако из этого как раз не следует, что Роб Райнер экранизировал повесть «Тело» (издана в 1982-м году в сборнике «Четыре сезона») предельно подробно. Да и дело не только (не столько!) в сокращении всё-таки объёмного текста – не в исключении множества побочных сюжетных линий и персонажей. Мастер словесности, добившийся признания в страшной литературе, и в опусе с ярко выраженными ностальгическими мотивами оказался по-настоящему безжалостен как к отдельным личностям, так и к нравам провинциального городка Касл-Рок (вымышленного, но напоминающего сотни аналогичных населённых пунктов) в целом. Он придерживался суровой реалистической манеры, живописуя (я бы не сказал «бичуя») человеческие пороки, подчас – углубляясь в натурализм. Постановщик, тогда больше известный в качестве актёра, но вместе с тем – сумевший зарекомендовать себя двумя отличными кинокомедиями1, заметно смягчил интонацию. Свёл к минимуму грубости (настоящие свинцовые мерзости жизни) и добавил лирику. Например, Лашанс не вступает в перепалку с продавцом магазина, вздумавшим обвесить юного покупателя, – и из киноверсии мы не узнаем, как жестоко Меррилл с дружками поквитались позже с салагами, посмевшими бросить банде вызов и лишившими их лёгких денег. Один из сценаристов, Рэйнолд Гидеон, даже пояснил, что само название «Тело» вызывало ассоциации с эротической кинопродукцией, с бодибилдингом или в лучшем случае с привычной кинговской прозой и было заменено, что дало толчок для нового всплеска популярности трогательной одноимённой песни Бена Кинга, пущенной под занавес. Единственное, в чём Роб и кинодраматурги не пошли на компромисс с собственными представлениями о хорошем и дурном вкусе, – история об изощрённой мести обидчикам, которую начинающий сочинитель рассказывает приятелям ночью у костра…

Останься со мной / Stand by Me (1986): кадр из фильма
Навстречу будущему

Возможно, почитатели беллетриста не согласятся с подобным утверждением, но что-то мне подсказывает, что привнесённые кинематографистами изменения пошли фильму на пользу. Райнер-младший, работая над проектом, вспоминал о собственных трениях с отцом по имени Карл. Уил Уитон, замечательно передавший как специфику переходного периода (осложнение отношений с родителями, не оправившимися от потери Денни, крепкие узы товарищества и т.д.), так и ранние муки творчества, и вправду впоследствии стал писателем, в том числе – издал собственные мемуары. И, как ни печально, пророческими для Ривера Феникса оказались заключительные кадры, когда Лашанс вспоминает, что Чэмберс погиб совсем молодым (получил удар ножом, пытаясь усмирить незнакомцев, затеявших потасовку в заведении фастфуда)… Но главное, конечно, в другом. Уверен, что многие, знакомясь с картиной, невольно вспоминали фрагменты детства и отрочества, даже если приметы времени (в представлении автора – беспросветного безвременья!) улавливали не вполне. Осуществлённый в конце лета, незадолго до окончания каникул, поход с крайне сомнительными намерениями (поглазеть на труп, утолив нездоровое любопытство) становится поводом для попытки осмыслить своё бытование, разобраться в истинных внутренних устремлениях, быть может, определиться с целями на годы и десятилетия вперёд. Сообразительный, хотя и числящийся на плохом счету у учителей, Крис с поразительной ясностью понимает силу «заедающей» социальной среды, не питая иллюзий и по поводу Верна с Тедди – зная, что такая компания тянет вниз. Последних (особенно драчливого Душампа) не слишком пугает перспектива превратиться через пару-тройку годков в кого-то вроде знакомых хулиганов, направившихся, как выяснится, в то же место, причём с комфортом, на машинах… Соприкосновение со смертью (улепётывание по мосту от приближающегося поезда, противостояние в финале шайке Эйса, наконец, лицезрение обезображенного тела несчастного Брауэра) резко ускоряет процесс взросления. На редкость точен прославленный артист Ричард Дрейфус, без слов, тонкими намёками демонстрирующий, как много значат для персонажа, фигурирующего в заключительных титрах просто как «The Writer», события памятного лета и детская дружба как таковая. А режиссёр, снискав (наряду с коммерческим успехом, поскольку кассовые сборы составили $52,3 млн. при бюджете $8 млн.) признание, позже обратится к ещё одному произведению Стивена Кинга, добившись благодаря «Мизери» /1990/ нового фурора.

.

__________
1 – Между прочим, из ленты «Верняк» /1985/ даже перешёл Джон Кьюсак, воплотивший образ всеобщего любимца – безвременно почившего старшего брата Горди.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Стивен Кинг – король ужасов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 28-29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+