Остаться в живых / Lost (2004-2010) (телесериал)
Другие названия: «Пропавшие» / «Потерянные» / «Затерянные» (варианты перевода названия), «Лост».
США.
Продолжительность серии 42 минуты.
Создатели сериала Джей Джей Абрамс, Джеффри Лайбер, Дэймон Линделоф.
Режиссёры Джек Бендер (38 эпизодов, 2004-2010), Стивен Уильямс (26 эпизодов, 2004-2009), Пол Э. Эдвардс (11 эпизодов, 2005-2010), Такер Гэйтс (7 эпизодов, 2004-2010), Эрик Лановиль (5 эпизодов, 2005-2008), Грег Йайтанес (3 эпизода, 2004-2009), Бобби Рот (3 эпизода, 2007-2010), Кевин Хукс (2 эпизода, 2004-2005), Джей Джей Абрамс (2 эпизода, 2004), Дэниэл Эттиас (2 эпизода, 2005-2010), Род Холкомб (2 эпизода, 2005-2009), Карен Гавиола (2 эпизода, 2006-2007), Стивен Семел (2 эпизода, 2008-2010), Майкл Зинберг (1 эпизод, 2004), Марита Грабяк (1 эпизод, 2004), Роберт Мэндел (1 эпизод, 2005), Дэвид Гроссмэн (1 эпизод, 2005), Алан Тэйлор (1 эпизод, 2005), Адам Дэвидсон (1 эпизод, 2005), Мэтт Эрл Бизли (1 эпизод, 2006), Росканн Доусон (1 эпизод, 2006), Деран Сарафьян (1 эпизод, 2006), Пэрис Барклэй (1 эпизод, 2007), Фред Тои (1 эпизод, 2007), Марк Голдман (1 эпизод, 2009), Марио Ван Пиблз (1 эпизод, 2010).
Авторы сценария Джей Джей Абрамс (117 эпизодов, 2004-2010), Джеффри Либер (117 эпизодов, 2004-2010), Дэймон Линделоф (117 эпизодов, 2004-2010), Карлотон Кьюз (34 эпизода, 2005-2010), Адам Хоровиц (21 эпизод, 2005-2010), Эдвард Китсис (21 эпизод, 2005-2010), Элизабет Сарнофф (19 эпизодов, 2005-2010), Дрю Годдард (9 эпизодов, 2005-2008), Хавьер Грилло-Марксач (7 эпизодов, 2004-2005), Брайан К. Вон (7 эпизодов, 2007-2009), Леонард Дик (6 эпизодов, 2005-2006), Кристина М. Ким (6 эпизодов, 2006-2008), Пол Збышевский (6 эпизодов, 2009-2010), Мелинда Хсу Тэйлор (5 эпизодов, 2009-2010), Дэвид Фьюри (4 эпизода, 2004-2005), Стивен Маэда (4 эпизода, 2005-2006), Джефф Пинкнер (4 эпизода, 2006-2007), Грэм Роланд (4 эпизода, 2010), Грегори Нэйшнс (3 эпизода, 2008-2010), Джим Галассо (3 эпизода, 2010), Дженнифер Джонсон (2 эпизода, 2004-2005), Крэйг Райт (2 эпизода, 2005), Кайл Пеннингтон (2 эпизода, 2008-2009).
Композитор Майкл Джаччино (114 эпизодов, 2004-2010).
Операторы Джон С. Бартли (51 эпизод, 2005-2010), Майкл Бонвиллейн (25 эпизодов, 2004-2007), Корт Фей (18 эпизодов, 2006-2009), Лэрри Фонг (8 эпизодов, 2004-2005), Стивен Сент-Джон (7 эпизодов, 2010), Эдвард Дж. Пей (5 эпизодов, 2009).
Жанр: приключенческий фильм, драма, кинофантазия, детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Спинальный хирург Джек Шепард (Мэттью Фокс) приходит в себя на острове, и в следующее мгновение осознаёт, что самолёт авиакомпании Oceanic Airlines, рейс 815, на котором он летел из Сиднея в Лос-Анджелес, потерпел крушение. Джек оказывает экстренную помощь другим выжившим пассажирам… Важнейшая задача тех, кто уцелел, — найти провизию и пресную воду, построить жилища и развести сигнальный костёр в надежде, что дым заметят спасатели. Шепарду вызываются содействовать Джон Локк (Терри О‘Куинн), иракец Саид Джаррах (Навин Эндрюс), Джеймс Форд (Джош Холлоуэй), представившийся Сойером, Хьюго Рейес по прозвищу «Хёрли» (Хорхе Гарсиа), Кейт Остен (Эвенджелин Лилли), кореец Чжин Квон (Дэниэл Дэй Ким) с супругой Сун (Юнчжин Ким).
Также в ролях: Эмили де Рэйвин (Клер Литтлтон), Майкл Эмерсон (Бен Лайнус), Генри Йэн Кьюсик (Десмонд Хьюм), Доминик Монагэн (Чарли Пейс), Хэролд Перрино (Майкл Доусон), Элизабет Митчелл (Джульетт Бёрк), Кен Люн (Майлс Стром), собака по кличке Мэдисон (пёс Винсент), Нестор Карбонелл (Ричард Алперт), Мэгги Грейс (Шэннон Разерфорд), Джереми Дэвис (Дэниэл Фарадей), Малькольм Дэвид Келли (Уолт Ллойд), Джефф Фэйи (Фрэнк Лапидус), Йэн Зомерхэлдер (Бун Карлайл), Адевале Акинуойе-Акбадже (Мистер Эко), Мишель Родригес (Анна Люсия Кортес), Синтия Уэтрос (Элизабет «Либби» Смит), Зулейха Робинсон (Илана Вердански), Л. Скотт Колдуэлл (Роуз Нэдлер), Ребекка Мэйдер (Шарлотт Льюис), Сэм Андерсон (Бернард Нэдлер), М.К. Гэйни (Том Френдли), Эндрю Дивофф (Михаил Бакунин), Марк Пеллегрино (Джейкоб), Кевин Тай (Энтони Купер), Чич Марин (Дэвид Рейес).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.03.2013
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Критические замечания в адрес создателей «Остаться в живых» поразительным образом напоминают упрёки, которые некогда был вынужден выслушивать Дэвид Линч, как создатель и главный идеолог другого прославленного телесериала. Подобно тому как поклонники «Твин Пикса» противопоставляли первый сезон, подчинённый безупречной внутренней логике, лишённый поспешности и суеты, второму, откровенно мистическому и якобы более сумбурному, многочисленные зрители стали уличать Джей Джей Абрамса, Джеффри Лайбера и Дэймона Линделофа в утрате после приблизительно трети повествования тех важных качеств, что поначалу не на шутку заворожили. Конечно, в обоих случаях имел место эффект неуклонного падения внимания аудитории, для поддержания которого на прежнем – высоком – уровне авторам (да ещё в условиях печально известной забастовки сценаристов!) волей-неволей приходилось прибегать к неожиданным, подчас «сенсационным» и даже «шоковым» поворотам сюжета. В данном случае – всё дальше углубляться в неизведанные дебри, в которых научные гипотезы неотделимы от метафизических представлений, уходящих корнями во тьму веков. Уже, кажется, и остров исследован вдоль и поперёк, познана его первооснова («сердце», излучающее живительный белый свет), а… вопросы остаются.
Позволю себе не согласиться со скептиками, договаривающимися до того, что причудливые фабульные хитросплетения объясняются исключительно стремлением мистифицировать доверчивую публику, подкидывая пару новых загадок, будоражащих воображение, всякий раз, когда раскрывается очередная тайна, над которой долго и упорно бились персонажи. Перед Абрамсом с единомышленниками стояла, думается, ещё более сложная и глобальная задача, чем перед Линчем, и для её решения, конечно, было сложно ограничиться, условно говоря, провинциальным американским городком на границе с Канадой. Небольшой эпилог с Хьюго Рейесом и Беном Лайнусом воспринимается не столько затравкой дальнейшему развитию цикла, сколько шуточным посланием всем тем, кто продолжает (подобно двум недалёким сотрудникам DHARMA Initiative, справно направлявшим посылки на протяжении десятилетий) гадать над теми или иными недоговорённостями, странностями, логическими нестыковками. Снизойдя до удовлетворения любопытства по нескольким «упущенным» пунктам, Бен, не желая далее тратить время впустую, призывает их отказаться от бесплодных поисков чёрной кошки в тёмной комнате. Хотя… почти не сомневаешься, что не у многих (среди героев – только у супругов Бернарда и Роуз Нэдлер) хватит мужества и силы духа следовать кредо, афористически метко сформулированному Луисом Бунюэлем1: «Я выбрал своё место, я живу в мире, полном тайн. Мне ничего не остаётся, как уважать их».
Конечно, практически беспроигрышный метод – придумать (в общих чертах) историю, саму по себе запутанную, подразумевающую путешествия во времени, и изложить её далеко не хронологически. С активным использованием флешбэков и флешфорвардов, в такой последовательности, которая позволяет поддержать напряжение на протяжении длительного (порядка восьмидесяти экранных часов!) повествования. Авторам, думаю, также можно приписать если не честь изобретения2, то – первенство в активном и последовательном использовании сильного драматургического приёма, когда те или иные, с умыслом отбираемые события из прошлого человека косвенно объясняют его настоящее, дают ключ к пониманию текущей ситуации. Если угодно, это яркий пример художественной иллюстрации закона, описываемого восточными религиями понятием «карма», а в западной (картезианской) традиции – понимаемого как причинно-следственная связь явлений. Грубо говоря, все пути ведут на остров – для тех, кто, не подозревая о том, на протяжении долгой, причём не самой праведной и счастливой, жизни готовил себя к суровому, но исключительно важному испытанию. И, заметим мимоходом, «Остаться в живых» куда ярче свидетельствует о неотвратимо надвигающейся глобализации, чем самые проницательные и объёмистые философские и социологические трактаты. Культурные различия между солдатом из Ирака (присутствие такого героя, пусть и сыгранного англичанином индийского происхождения Навином Эндрюсом, – идеологический подвиг для заокеанских кинематографистов) и американским хирургом, молодым мультимиллионером, вышедшим из психиатрической клиники, и супружеской четой из Кореи значат куда меньше, чем личные качества каждого из них. Напротив, накопленные с детства навыки, умения, знания, весь прошлый опыт, в том числе резко негативный, оставивший на душе саднящие шрамы, служат залогом выживания, а кроме того, грамотного преодоления ловушек, назначение и само существование которых находится за пределами здравого смысла.
В первой части повествования сделан упор на традиции экранной робинзонады, которая, впрочем, изнутри подвергается осторожному переосмыслению. Затерянный в Тихом океане остров на поверку оказывается местом обитания белых медведей, а повергающий в трепет чёрный дым, вырывающий с корнем деревья, проявляет признаки разумности. И полностью опровергает каноны, так удачно заданные Даниэлем Дефо, первая же крупная находка, сделанная Джоном Локком, свидетельствующая о том, что цивилизация не обошла стороной райский уголок. Некоторые поступки действующих лиц поначалу могут показаться алогичными, спонтанными, продиктованными переменчивым настроением – но только в случае, если воспринимать их отвлечённо, вне контекста. Порой даже ловишь себя на мысли, а стоило ли идти на поводу у любознательного ума и, не довольствовавшись имеющимися возможностями (хотя бы удобствами бункера, оборудованного для длительного проживания), испытывать судьбу на прочность и искать новые опасности? Однако ближе к финалу всё становится на свои места, и сомнения в правильности решений кандидатов в хранители, даже когда ими ловко манипулировали закулисные кукловоды (от Бена до того существа, которому Другие не придумали имени), благополучно рассеиваются…
Большинство споров вокруг «Остаться в живых» сводится к противопоставлению гипотез о природе событий, имевших место с пассажирами рейса 815. Что это было? Редкое, но вполне постижимое наукой явление, обусловленное свойствами электромагнетизма и позволяющее приоткрыть завесу тайны над Бермудским треугольником? В пользу подобной версии, казалось бы, говорят эксперименты «дхармовцев», отчасти продолженные под руководством Лайнуса. Волшебное место, где привычные законы физики действуют выборочно, где возможны бессмертие и нахождение духа вне телесной оболочки?.. Сон или плод коллективного видения, пронёсшегося в сознании пассажиров за мгновения до гибели?.. Чистилище, служащее временным пристанищем для душ?.. Как ни странно, все перечисленные (и многие неупомянутые, зачастую ещё более замысловатые) домыслы имеют право на существование, даже вопреки искреннему заверению создателей в их несостоятельности – последовательному опровержению в процессе развития сюжета. «Официальная» точка зрения раскрывается в заключительном эпизоде, где чётко проясняется, что произошло в действительности, а что в воображении, кто остался в живых, а кому предстоит новое, последнее странствие… Абрамс вслед за Линчем отстаивает мысль о том, что постмодернистское миросозерцание предполагает не столько отказ от модернистского рационализма и практики религиозных откровений, солипсизма и агностицизма, сколько их органичный – по мере возможностей – синтез. Умение воспользоваться всем запасом знаний и предположений, накопленных человечеством за тысячелетия существования, в нужном месте и в нужное время. Если постараться сформулировать суть сериала предельно ёмко, «Остаться в живых» – произведение о способности различения добра и зла, истинных и дурных намерений, хороших и плохих натур. О способности, данной человеку по праву рождения, которую он тем не менее обязан неустанно совершенствовать. «Доверие… Куда оно нас заведёт?» – резонно замечает Догану Джек, глотая таблетку, якобы способную исцелить Саида.
.
__________
1 – См. главу «Атеист милостью божьей» в книге «Мой последний вздох» в сборнике: Бунюэль Л. Бунюэль о Бунюэле. – М.: Радуга, 1989. – 128 с.
2 – Нечто подобное демонстрировали ещё Марсель Карне («День начинается» /1939/) и Орсон Уэллс («Гражданин Кейн» /1941/).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий