Остров проклятых / Shutter Island (2010)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Закрытый остров» / «Остров Шаттер» (варианты перевода названия), «Эшклифф» / «Ashecliffe» (рабочее название).
США.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Мартин Скорсезе.
Автор сценария Лаэта Калогридис по роману Денниса Лихейна.
Оператор Роберт Ричардсон.
Жанр: детектив, триллер
Краткое содержание
1954-й год. Два федеральных маршала, Эдвард Дэниелс (Леонардо Ди Каприо), для друзей — Тедди, и его напарник Чак Аул (Марк Руффало), прибывают в психиатрическую клинику Эшклифф, расположенную на острове Шаттер, с которого на материк можно добраться только паромом. Их задача — найти Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), пациентку, непонятно как сбежавшую из запертой палаты. Доктор Джон Коули (Бен Кингсли), главврач лечебного учреждения, выражает готовность всячески оказывать содействие, однако чем дальше продвигается расследование, тем больше подозрений возникает у Дэниелса. Наконец, Эдвард признаётся напарнику, что на остров его привело ещё и личное дело.
Также в ролях: Марк Руффало (также в роли доктора Лестера Шин), Элиас Котеас (мнимый Эндрю Леддис), Мишель Уильямс (Долорес Ченел), Патриша Кларксон (Этель Бартон / вторая Рейчел), Джеки Эрл Хейли (Джордж Нойз), Макс фон Сюдов (доктор Джереми Нейринг), Тед Левайн (Уорден), Джон Кэрролл Линч (Уорден МакФерсон), Робин Бартлетт (Бриджет Кёрнс), Кристофер Денэм (Питер Брин), Нелли Скуитто (медсестра Марино).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.01.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Всё-таки радует, когда признанный художник, невзирая на лета, остаётся мастером не только номинально. Мощный ($41 млн.) старт «Острова проклятых» в североамериканском прокате1, позволивший установить персональный рекорд и режиссёру, и актёру Леонардо Ди Каприо, с максимальной наглядностью демонстрирует, с каким нетерпением завороженная публика ожидала картину. Да и итоговые кассовые сборы ($294,8 млн. при бюджете в $80 млн.), нельзя не признать, впечатляют. Мартин Скорсезе с первых же секунд (чего только стоит кадр с призывающей к молчанию безумной старушкой!) всецело поглощает наше внимание, обнажая идеальное владение искусством хичкоковского саспенса. Детективная интрига, уподобленная пружине, разжимающейся медленно, но безостановочно, высвобождающей гигантские запасы энергии, с каждым сюжетным поворотом готовит сюрприз, всякий раз – заставляющий подвергнуть сомнению (или даже опровергающий) ранее сделанные предположения.
Антон Павлович Чехов предложил универсальный рецепт произведения, которое раскрывает специфику закрытого лечебного учреждения, грозящего стереть последнюю грань между здравым рассудком и безумием, и одновременно – живописует в мрачных красках картину существования всей страны. Не удивительно, что ёмкая по мысли «Палата № 6» так полюбилась отечественным кинематографистам: за последнее время увидели свет сразу две заметные киноверсии повести. А из зарубежных режиссёров к воплощению чеховского замысла приблизился, несомненно, американец Сэмюэл Фуллер, чей «Шоковый коридор» /1963/ неизбежно всплывает в памяти при просмотре скорсезевской ленты. Мартин и сценаристка Лаэта Калогридис, адаптировавшая роман ныне модного2 беллетриста Денниса Лихейна, уверенно следуют в обозначенном направлении, последовательно и безжалостно вскрывая «гнойники» на теле общества. Чем дальше, тем больше Дэниелс, угнетаемый болезненными воспоминаниями о военном прошлом, уверяется в мысли, что клиника, существующая на специальный грант Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, проводит бесчеловечные исследования в области управления сознанием людей. А исчезновение пациента – лишь первый этап изощрённого плана завлечения блюстителя закона, представляющего угрозу Системе, в ловушку с последующим признанием его невменяемым и, хуже того, быстрым доведением до сумасшествия… Но разве может федеральный маршал, собственными глазами видевший результаты того, что нацисты творили в концентрационных лагерях, позволить, чтобы эксперименты, призванные превратить людей в послушную, лишённую разума и воли массу, проводились здесь, на земле США? Макс фон Сюдов особенно выразителен в облачении доктора Нэринга, рассуждающего, говоря с явным немецким акцентом, на тему о том, что «законная эмиграция не запрещена».
Не без сожаления приходится констатировать, что развязка невольно снижает общее впечатление, хотя с сугубо зрелищной точки зрения и видится предпочтительнее – хотя и представляется, готов признать, главной «изюминкой» замысла. Авторы в конечном итоге не рискнули сосредоточиться на острокритическом, социально и политически остром, обличительном пафосе – вернее, честно признались, что это послужило своеобразной приманкой для зрителя. На поверку первопричиной является душевная травма (термин не случайно, как замечает доктор Нейринг, этимологически связан с немецким словом «einTraum», то есть ‘сон’, ‘мечта’) Тедди, которого мучает нестерпимая мигрень и который, что ещё хуже, с потрясающим упорством держится за вымышленный мир. То, что поначалу не вызывало ни малейшего подозрения, оборачивается фикцией, частью сложной «игры», в которую (из лучших побуждений, перепробовав все прочие средства, кроме самого радикального – лоботомии) включились искушённые психиатры. Выворачивание наизнанку самого восприятия экранных перипетий позволяет, безусловно, более глубоко и волнующе передать трагедию личностного (субличностного, если перейти к деталям) толка. Однако подобные драматургические приёмы (в том числе – применительно к сфере душевных расстройств) кинематографистами за последние десять-пятнадцать лет освоены очень хорошо и, право, уже не способны ввергнуть в состояние шока. Это косвенно свидетельствует, что умудрённый опытом режиссёр, по праву почитаемый живым классиком, открыт последним эстетическим достижениям, но при этом – не без грусти вспоминаются работы Скорсезе того периода, когда он сам выступал новатором.
.
__________
1 – А вот у нас лидером оказался (и, надо заметить, заслуженно!) отечественный военно-фантастический фильм «Мы из будущего 2».
2 – Во всяком случае «Таинственная река» /2003/ и «Прощай, детка, прощай» /2007/, также основанные на его прозе, вызвали серьёзный резонанс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий