Осведомитель / La balance (1982)

Осведомитель / La balance (1982): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Доносчик» / «Информатор» / «Стукач» / «Баланс» (варианты перевода названия), «Шпик» / «The Nark» (англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 103 минуты.

Режиссёр Боб Свейм (премия «Сезар»).

Автор сценария Боб Свейм, авторы диалогов Матьё Фабиани и Боб Свейм (номинация на «Сезар»).

Композитор Ролан Буке.

Оператор Бернар Зитцерманн.

Также номинация на «Сезар»: Франсуаз Жаве (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама, триллер

Краткое содержание
В парижском квартале Бельвиль убит информатор полиции, помогший в успешном возбуждении нескольких громких уголовных дел. Новым кандидатом в доносчики становится Деде Лаффон (Филипп Леотар, премия «Сезар»), живущий с уличной проституткой Николь Данэ (Натали Бай, премия «Сезар»), которого ранее связывали отношения с криминальным авторитетом Роже Массиной (Морис Роне). Он долго отказывается, выдерживая мощный прессинг, но в конечном итоге — вынужден согласиться.

Также в ролях: Ришар Берри (Матиас Палуци), Бернар Фрейд («Капитан»), Кристоф Малавуа (Тинтин), Жан-Пьер Комар («Бельгиец», номинация на «Сезар» в категории «Самый многообещающий новичок»), Альбер Драй (Каплини), Флоран Паньи (Симони), Чеки Карио (Петрович, номинация на «Сезар» в категории «Самый многообещающий новичок»), Рауф Бен Яглан (Джерби), Галиа Салимо (Сабрина, проститутка), Сэм Карманн (Пауло Санчес), Роберт Атлан (Аюш), Франсуа Берлеан (инспектор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.08.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Осведомитель / La balance (1982): кадр из фильма
Париж неспокоен

У Роберта Фрэнка Свейма-младшего необычная судьба. Родившийся в США (в Чикаго, штат Иллинойс), он начал взрослую жизнь с того, что изучал в университете антропологию – и затем уехал во Францию для работы над степенью доктора по этнологии. Однако, открыв сокровища местной синематеки, понял, что не мыслит себя вне мира киноискусства. Набив руку в документалистике, на создании рекламных роликов и короткометражек, Боб, в принципе, удачно дебютировал детективом «Ночь в Сен-Жермен-де-Пре» /1977/, помимо прочего – способствовавшим новому росту интереса к творчеству писателя Лео Мале. Однако подлинный триумф снискал его второй по счёту кинофильм, не только нашедший горячий отклик у широкой аудитории1, но и, как с восторгом писала пресса, преобразивший лицо «поляра».

Осведомитель / La balance (1982): кадр из фильма
Сохраняем спокойствие

С подобным утверждением сложно не согласиться, хотя всё же полезно оговориться, что и традиционные жанровые образчики (например, «Кто есть кто» /1979/, не говоря уже о выпущенном следом «Вне закона» /1983/) становились всё жёстче, суровее, натуралистичнее. Боб Свейм не стал делать ставку на харизматичную «звезду», как в упомянутых картинах, где блистал Жан-Поль Бельмондо, – хотя в полицейском участке на стенах красуются постеры боевиков с Клинтом Иствудом, итальянцами Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером, а Лаффон в ходе допроса с пристрастием ссылается на перипетии «Буллита» /1968/. Главным для режиссёра-сценариста было, очевидно, стремление воссоздать предельно аутентичную атмосферу одного из не самых спокойных столичных районов, поведав без прикрас о буднях (пожалуй, не будет преувеличением сказать: «героических буднях») сотрудников правоохранительных органах. Внимание кинематографиста привлекла деятельность территориальных бригад, зачастую нарушающих моральные принципы – прибегающих к рукоприкладству и шантажу, принуждая преступников идти на сотрудничество.

Осведомитель / La balance (1982): кадр из фильма
Операция началась

Ришар Берри, Кристоф Малавуа, Бернар Фрейд и другие очень убедительны в образах блюстителей закона, разных по характерам и темпераментам, но сплочённых общей целью, понимающих друг друга с полуслова. Однако ещё сильнее поражает достоверная, психологически выверенная игра Натали Бай, изображающей бывалую, многажды жизнью битую жрицу любви, для которой панель давно стала родным домом. Но если даже публичная женщина, привыкшая к презрению и грубому обращению и находящая отдушину лишь в чувствах, питаемых к своему «коту» (то есть сутенёру) Деде, долго отказывается «стучать», что уж говорить о самом рецидивисте?.. Свейм, думается, прав, отстаивая мысль, что и в идеале (при условии, что службу несут честные, принципиальные люди) операции по поимке преступников редко проходят гладко, без накладок и неприятных сюрпризов. Кульминация с задержанием Массины, вылившимся в перестрелку (прямо посреди улицы, при скоплении рядовых обывателей!) и погоню, заставляет вспомнить финал одного из лучших полицейских боевиков – естественно, «Французского связного» /1971/. Впрочем, результаты у Палуци с коллегами оказались получше – другое дело, что без жертв среди гражданских (нечаянных свидетелей происшествия), к сожалению, не обошлось.

.

__________
1 – При бюджете, оцениваемом в $1,2 млн., аудитория в национальном прокате составила 4,2 млн. человек (пятое место в сезоне).

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter