Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969)

Волтищ Е. А. Волтищ. Эпопея освобождения// Искусство кино. – 1972, № 5. – С. 41-54.

Современность и экран

Эпопея освобождения

Мысли военного историка

Е. А. Волтищ, генерал-майор, профессор

Мне довелось быть в Варшаве в дни, когда на экранах польской столицы демонстрировались первые три кинофильма цикла «Освобождение». Успех фильмов нельзя переоценить: билеты было так же трудно достать, как на лучшие спектакли Большого театра оперы и балета, которым законно гордятся варшавяне.

Я спросил одного своего польского друга, восторженно отзывавшегося о фильме: что в этой картине произвело на него наибольшее впечатление? Не задумываясь, он ответил: огромная вооруженная мощь социалистического государства, неиссякаемые силы советского народа, его решимость уничтожить фашизм, его самоотверженная готовность помочь братским народам, стонущим под гитлеровским игом. Поляки, добавил мой собеседник, знают, что своим освобождением они обязаны Советскому Союзу. Фильм позволяет яснее понять, каких гигантских усилий и жертв потребовало от наших советских братьев это освобождение.

Польский зритель, на мой взгляд, правильно оценил наиболее существенное и важное в содержании советской киноэпопеи. Фильм такого исключительного эпического размаха и глубины обобщения событий минувшей войны появляется впервые.

От многих других кинофильмов, посвященных теме Великой Отечественной войны, «Освобождение» отличается прежде всего самим принципиальным подходом к теме. Особенность этого подхода заключается в том, что авторы фильма Ю. Бондарев, О. Курганов, Ю. Озеров показали сущность великой народной войны против фашизма через события ее решающей второй половины, взяв за сюжетную основу грандиозные наступательные операции, проведенные Советскими Вооруженными Силами в 1943-1945 годах.

В недалеком прошлом в области истории Великой Отечественной войны внимание мастеров художественного кинематографа привлекали в первую очередь события 1941-1942 годов. Это вполне объяснимо и в известной мере закономерно. Нападение фашистской Германии поставило советский народ в невыносимо тяжелые условия борьбы, от исхода которой зависели само существование Советского государства, судьба социализма. Первый период войны, протекавший в обстановке превосходства противника в силах, владения им стратегической инициативой, временной потери огромной советской территории и неисчислимых материальных ценностей, характеризовался борьбой всего народа под руководством Коммунистической партии за срыв вражеского нашествия, за перелом в ходе войны. Это был период величайшего героизма и стойкости советских людей, испытания их преданности Родине, партии, социализму. И решающее значение имел тот факт, что наш народ не только выдержал это испытание, но, несмотря на огромные потери, сумел превратить успехи врага в его поражение, добился коренного перелома в войне, символами которого стали два города-героя Москва и Сталинград.

41

Битва под Москвой явилась первым переломным событием войны, она доказала возможность военной победы над фашизмом.

Но поражения немецко-фашистских войск под Москвой оказалось мало для того, чтобы лишить гитлеровскую военную машину ее ударной силы. Битва под Сталинградом открыла новый период войны, знаменовала собой подъем советского военного искусства на ступень зрелости. Фундаментом победы под Сталинградом были успехи, достигнутые партией в деле создания слаженного военного хозяйства, в мобилизации всех сил народа на разгром врага.

Однако коренной перелом, начатый под Сталинградом, тоже еще не гарантировал непосредственного достижения конечной победы. После Сталинграда потребовалось еще два года упорных и кровопролитных боев, причем масштабы и размах последующих сражений нарастали по мере того, как война приближалась к своему финалу полному разгрому фашизма. И освобождение от коричневой чумы пришло в итоге целой цепи усилий и блестящих побед, одержанных нашим народом и его армией в 1943-1945 годах, вплоть до заключительного акта борьбы штурма Берлина.

Взяв в основу нового кинопроизведения тему освобождения, авторы фильма правильно определили его хронологические рамки, начав свое повествование с битвы под Курском. Эта битва венец оборонительного искусства Советской Армии и вместе с тем начало ее непрерывного и методического наступления гигантских масштабов. На полях сражений под Курском был закреплен коренной перелом не только в борьбе на советско-германском фронте, но и во второй мировой войне в целом. Победа Советской Армии под Курском привела наступательную стратегию германского верховного командования к окончательному краху, она предвещала неизбежность полного военного поражения гитлеровского рейха. Это отчетливо понимали и буржуазные противники Германии. Так, У. Черчилль писал впоследствии: «Три огромных сражения за Курск, Орел и Харьков, все проведенные в течение двух месяцев, ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте»*.

Далее авторы фильма проводят зрителя через последующие этапы военного разгрома фашизма: преодоление днепровского стратегического рубежа, колоссальную по масштабам Белорусскую наступательную операцию 1944 года, зимнее наступление 1945 года от Балтийского моря до Карпат, штурм Берлина. Конечно, можно заметить, что эти события при всей своей значимости составляют лишь часть процесса окончательного очищения советской земли от фашистских оккупантов и освобождения Советской Армией народов восточной и юго-восточной Европы. За пределами киноповествования осталось множество других, также весьма важных фактов. Это вызывает у некоторых зрителей, особенно у активных участников войны, критические замечания. Так, тот же польский друг, о котором мы упомянули в начале статьи, давая самую положительную оценку картине в целом, высказал сожаление о том, что освобождение Польши в ней показано поверхностно. Между тем в польской земле покоится прах шестисот тысяч советских воинов, отдавших жизни за свободу польского народа и независимость Польского государства. Их память заслуживает большего внимания.

Но произведение киноискусства не историческая хроника. Было бы нелепо требовать от художника кино полного рассказа обо всех событиях войны такая задача просто невыполнима да и не нужна. Оценка столь сложного и многопланового произведения, каким является «Освобождение», зависит от ответа на вопрос: удалось ли авторам, постановщикам и актерам найти и правдиво показать то главное, что характеризует избранную тему, создать обобщающий художественный образ Советской Армии освободительницы народов, раскрыть и показать движущие силы процесса освобождения?

На этот вопрос можно твердо дать положительный ответ: да, удалось.

_______
* Winston S. Churchill. The Second World War and Epilogue on the Jears 1945 to 1957. London, 1959, p. 715.

42

Главной движущей силой освобождения, его решающим фактором был советский народ, руководимый Коммунистической партией, верный идеалам социализма, сплоченный в единую многонациональную семью. Роль народа в войне проявляется многосторонне: в вооруженной борьбе на фронте, в трудовых усилиях в тылу страны, в патриотической борьбе на оккупированной территории, наконец, в морально-политическом единстве всего общества.

Создатели эпопеи «Освобождение», видимо, не ставили перед собой задачу показать различные стороны народного участия в войне в одинаковой степени. Во всех пяти фильмах, по существу, отсутствует непосредственный показ усилий тыла в интересах победы. Относительно немного места уделено и борьбе в тылу врага, деятельности партийного и антифашистского подполья, боевым действиям партизан. Основное внимание зрителя сосредоточивается на главном инструменте войны Советских Вооруженных Силах.

Наши Вооруженные Силы в годы войны были органической частью народа, причем его значительной частью. Десятки миллионов советских мужчин и женщин от 18-летних юношей и девушек до перешагнувших за полвека зрелых людей всех социальных классов и групп, всех национальностей и любых профессий прошли через испытания боем. Миллионы пролили кровь и отдали свои жизни за Родину. Именно эта часть народа вынесла на своих плечах главное бремя войны и воздвигла величественное здание победы. Поэтому раскрытие народного характера войны через показ действий вооруженных сил представляется вполне обоснованным. Это ни в какой степени не уменьшает заслуги тех, кто героическим трудом на заводах и фабриках, в шахтах и на колхозных полях создавал материальные средства борьбы: без их вклада победа была бы немыслима. Не принижает это и роли советских патриотов, сражавшихся с оружием в руках в тылу врага или подрывными действиями способствовавших ослаблению и разрушению гитлеровской военной машины. Авторы фильма показали Советские Вооруженные Силы во всем величии их героического

43

подвига. Война на экране не приукрашена, она выглядит жестокой и тяжкой, требующей от воинов предельного, а порой прямо-таки сверхчеловеческого напряжения всех физических и душевных сил. Незабываемы сцены танковых боев в фильме «Огненная дуга», преодоления сложных естественных преград в фильмах «Прорыв» и «Направление главного удара», уличных боев и борьбы в туннелях берлинского метро в «Последнем штурме» и многие другие боевые эпизоды, с замечательным мастерством воспроизведенные постановщиком Ю. Озеровым, главным оператором И. Слабневичем, их многочисленными помощниками.

Выразителями подлинно народного, советского, коммунистического характера выступают в фильме выдающиеся советские полководцы и военачальники, командиры, политработники, рядовые бойцы. Командир полка подполковник Лукин (В. Санаев), капитан Цветаев (Н. Олялин), майор Максимов (В. Авдюшко), веселый молодой солдат Дорожкин (В. Носик), санинструктор Зоя (Л. Голубкина) и многие другие, подчас безымянные персонажи фильма это живые фигуры, прямо выхваченные из жизни. Достоверность их настолько велика, что кажется, будто ты их знал и встречал в бою. С помощью этих и многих других талантливых актеров творческий коллектив фильма создал произведение необыкновенно убедительное, почти документальное. Там, где в ткань художественного повествования вкраплены действительно документальные кадры, соединительные «швы» настолько незаметны, что лишь, пожалуй, по цвету и качеству пленки можно обнаружить куски кинохроники. И зритель покидает зал кинотеатра, убежденный в подлинности всего увиденного, уверенный в том, что советские люди не могли не победить, что им, рядовым бойцам, командирам, политработникам и полководцам армии великой державы социализма, верным сынам и дочерям Родины, мы обязаны тем, что наша страна не только с честью вышла из испытаний войны, но и одержала всемирно-историческую победу над сильнейшим и опаснейшим врагом. Одно из главных идейно-художественных достоинств фильма это подлинно народный характер его героев.

В этой связи особо следует отметить показ в фильме большого числа лиц высшего советского командования от командующих армиями и фронтами до Верховного Главнокомандующего. Ни в одной другой картине, посвященной войне, мы не найдем такой галереи портретов исторических лиц.

Здесь авторов и исполнителей поджидало немало трудностей: ведь выведенные под собственными фамилиями полководцы и военачальники знакомы десяткам миллионов советских граждан если не лично, то по публичным выступлениям, документальным фильмам, фотографиям, мемуарным произведениям. Было бы соблазнительно пойти по пути поисков прежде всего внешнего, портретного сходства; но это путь наименьшего сопротивления. Можно, впрочем, услышать зрительские мнения о том, что В. Шукшин мало похож на маршала Конева или В. Давыдов на маршала Рокоссовского и т. д. Но вряд ли кто-нибудь скажет, что эти актеры не сумели передать основной сути характера советских военачальников, составляющих плоть от плоти народа и выражающих главные черты, присущие именно советским генералам и маршалам: безграничную преданность Коммунистической партии и Советской власти, высочайшее чувство долга и воинской чести, их творческий почерк, проявлявшийся в принимаемых ими военных решениях, смелость и решительность действий, личную храбрость и героизм. Совокупными усилиями творческого коллектива фильма создан обобщающий образ советского полководца Великой Отечественной войны, полководца, превзошедшего хваленых и кичливых немецких генералов, слывших в капиталистическом мире «непобедимыми». И зритель сохранит в своей памяти верное представление не только об отдельных военачальниках, а именно о славной плеяде маршалов и генералов, под водительством которых советские войска прошли победный путь от Сталинграда до Берлина, Праги и Вены.

Фильм убеждает зрителя и в том, что стратегическое руководство Советскими Воору-

44

руженными Силами находилось в твердых руках и осуществлялось вполне компетентно. В этой связи следует особо отметить яркую актерскую работу Б. Закариадзе и М. Ульянова. К сожалению, менее убедительно выглядят выведенные в фильме политработники члены военных советов фронтов и армий, заместители командиров по политической части. Это не вина актеров, а следствие недочетов сценария политработникам, по существу, нечего играть, они лишь присутствуют в фильме. Между тем в жизни их роль была неоценимо велика, хотя, быть может, и менее заметна, чем роль командующих. Члены военных советов, политработники были представителями партии в армии. В круг их обязанностей входило все от участия в подготовке и выработке оперативных решений и политического обеспечения их боевого выполнения до повседневных забот о моральном состоянии, снабжении, питании и обслуживании личного состава войск. Их опорой являлись армейские партийные организаций. Почти шесть миллионов коммунистов насчитывала партия к концу Великой Отечественной войны, из них половина состояла в парторганизациях Советской Армии и Военно-Морского Флота. Каждый четвертый советский воин был в это время коммунистом*. Партийные организации были подлинным боевым ядром Советских Вооруженных Сил, и лишь правильно оценивая их ведущую роль, можно понять действие морально-политических факторов, обеспечивших нашу победу. Образ политработника Великой Отечественной войны еще ожидает своего художественного раскрытия в нашей кинематографии.

Широкое и реалистическое изображение боевых действий также является одной из сильных сторон эпопеи «Освобождение». Мы уже отметили выше, что война показана в пяти фильмах во всей своей беспощадной жестокости, в трудностях боевых будней, в повседневном ратном подвиге рядовых воинов и командиров. В целом авторам и постановщикам уда-

_______
* См.: «История Коммунистической партии Советского Союза», т. 5, книга I. M., Политиздат. 1970, стр. 373, 376.

45

лось создать правдивую и убедительную картину боев и сражений, в своей совокупности составляющих летопись войны. Воспитательная роль этой картины исключительно велика: ветеранам она напоминает о пережитых испытаниях и помогает осмыслить значение отдельных боевых событий, их место в ходе войны; молодому поколению она наглядно показывает, как сражались отцы и старшие братья, каких усилий и жертв потребовала от них победа.

Отдельные боевые эпизоды фильма настолько близки к действительности, что воспринимаются как подлинные. Без преувеличения можно сказать, например, что кадры боев на Курской дуге могут демонстрироваться прямо-таки как учебный материал, в целях изучения техники и тактики бронетанковых войск периода минувшей войны. Это относится и к ряду других боевых эпизодов, вплоть до заключительных сцен штурма рейхстага.

Однако все же не это составляет главное достоинство военного содержания фильма. Значительно важнее, на наш взгляд, то, что «Освобождение» раскрывает стратегическую сущность действий сторон, позволяет понять и оценить превосходство советской военной доктрины над теорией и практикой немецко-фашистского военного командования.

Последнее отнюдь не принижено в фильме. Фашистские генералы показаны, как хорошо знающие свое дело военные специалисты, офицеры и рядовые как дисциплинированные и умелые солдаты. Но порочная, антинародная и человеконенавистническая политика фашистского государства была не способна выдвигать перед военной стратегией достижимые цели, а сама эта стратегия, с органически присущими ей чертами авантюризма, недооценки сил противника и переоценки собственных возможностей сводила на нет усилия и даже частные тактические успехи войск.

Это хорошо видно на примерах провалов немецкого наступательного плана на Курской дуге, оборонительных планов немцев на Днепре, в Белоруссии и под Берлином. В «Последнем штурме» особенно наглядно и очевидно раскрывается вся бессмысленность и преступность гитлеровской стратегии, не способной

оценить и понять реальные факторы обстановки и сделать из них правильные выводы. При этом ярко обнажается реакционная сущность фашизма, его враждебность собственному народу, тупое и бесчеловечное стремление ценой жизни сотен тысяч немцев сохранить во что бы то ни стало свое политическое господство.

Порочной фашистской военной доктрине противостоит советская стратегия, обнаруживающая перед зрителем свои основные черты: целеустремленность, реалистичность замыслов, полное соответствие избираемых приемов действий наличным силам и средствам, трезвый учет возможностей и вероятных решений противника. Эти качества раскрываются в нескольких эпизодах: при принятии решения на оборонительное сражение под Курском, при подготовке и осуществлении наступления в Белоруссии по плану «Багратион», при отражении контрнаступления немцев в Померании в феврале 1945 года, при прорыве обороны противника на подступах к Берлину, при осуществлении широкого маневра силами в ходе Берлинской операции и др. При этом зрителю становятся понятны «механизм» полководческого искусства, само существо стратегических и оперативных решений, огромная ответственность, лежащая на плечах командующих, значение твердого, волевого и вместе с тем всесторонне обоснованного руководства войсками в процессе сражения.

Напомним в этой связи об обстановке в канун немецко-фашистского наступления на Курской дуге. О подготовке немцами крупного наступления говорит ряд несомненных признаков. Достаточно ясно обрисовывается группировка сил противника на двух главных направлениях, в полосах советских Центрального и Воронежского фронтов. Советское командование, располагая большими силами и готовясь, в свою очередь, к летнему наступлению, переходит к преднамеренной обороне под Курском, Орлом и Белгородом с целью отразить танковые удары немецко-фашистских войск, измотать их в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление и уничтожить противника. В ночь на пятое июля стало известно о намерении немцев начать наступ-

46

ление на рассвете. Создается возможность упредить противника, нанести артиллерийские и авиационные удары по его боевым порядкам непосредственно перед их переходом в атаку и этим резко ослабить ее силу. Но такое решение связано с огромным риском: ведь сведения разведки могут и не подтвердиться, огневой удар может оказаться недостаточно эффективным, а боеприпасы будут израсходованы без должного результата и в этом случае противник получит явное преимущество…

В этой сложной и ответственной обстановке представитель Ставки ВГК и командующий Центральным фронтом решают обрушиться всей мощью артиллерийского огня на предполагаемые районы исходных позиций противника, где должна быть сосредоточена перед атакой его живая сила и техника. И этот шаг целиком себя оправдал внезапность операции была потеряна немцами, их связь нарушена, сила танкового удара ослаблена.

Процесс принятия решения на артиллерийскую контрподготовку 5 июля 1943 года хорошо показан в фильме «Огненная дуга». Это один из поучительных военных эпизодов.

Сложность и ответственность стратегических решений, пожалуй, еще ярче проявляются в фильме «Битва за Берлин», когда перед командующим 1-м Белорусским фронтом маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, войска которого уже вышли на Одер, возникает дилемма продолжать ли наступление на запад, на Берлин, до которого остается всего 70 км, или повернуть основные силы на север, для отражения готовящегося немецкого контрнаступления в Померании. Г. К. Жуков принимает второе решение, отказываясь от заманчивой цели захвата фашистской столицы с хода. И это решение оказывается вполне обоснованным, благодаря ему удается предотвратить опасный удар противника во фланг и тыл главной группировки советских войск на берлинском направлении. Но как не просто было прийти к выводу о необходимости отказаться от немедленного штурма Берлина, каким мучительно трудным предстает перед зрителем процесс принятия решения! Это очень точно и убедительно воспроизводит на экране замечательный актер М. Ульянов.

47

Стратегические успехи недостижимы без успехов тактических, из суммы которых вырастает победа. В фильмах уделено должное внимание и вопросам тактики, вплоть до показа действий отдельных войсковых соединений и частей. Это можно подтвердить примером разработки плана действий войск 65-й армии под командованием генерала П. И. Батова при подготовке Белорусской операции, что хорошо показано в фильме «Направление главного удара». Воинская смекалка позволяет преодолеть непроходимые болота, и в результате осуществления смелого маневра советские войска внезапно выходят в тыл противника, решая этим судьбу его группировки, окруженной в Бобруйске.

Подобных эпизодов в киноэпопее немало. В совокупности они верно отображают высокий уровень, достигнутый советским военным искусством в заключительный период войны.

Зритель получает представление и о работе высшего звена управления Ставки Верховного Главнокомандования. В правильном освещении перед ним предстает сочетание единоличного руководства, без которого немыслимо никакое военное управление, с коллективными методами подготовки и обоснования принимаемых решений. Ставка прочно опиралась на мнения командующих фронтами и на большой и слаженный коллектив Управления Генеральный штаб.

Метод выработки стратегических решений убедительно показан в сценах обсуждения в Ставке плана летней кампании 1944 года (фильм «Направление главного удара»). Когда возникает сомнение в обоснованности выбора направления главного удара в белорусских лесах и болотах, в Белоруссию для изучения обстановки направляется заместитель Верховного Главнокомандующего. Совместно с командующими фронтом и армиями он убеждается в реальности намеченного плана. Лишь после повторного доклада в Ставке принимается окончательное решение.

Так в процессе разработки стратегических планов воедино сливаются задачи политики, цели стратегии и учет частных, тактических соображений, вытекающих из обстоятельств времени и места действий.

Можно смело сказать, что из фильма «Освобождение» рядовой «штатский» зритель узнает о советском военном искусстве не меньше, чем в результате чтения специальных военно-исторических трудов. Такова сила художественного, образного воплощения на экране чисто военного материала.

Немало места уделено в фильмах вопросам международных отношений и внешней политики СССР. Это вполне понятно успехи освободительной войны Советского Союза,

48

его ведущая роль в антигитлеровской коалиции сделали СССР подлинным центром мировой политики.

Осветить сложную область международных отношений средствами художественной кинематографии и сделать это достаточно глубоко, без упрощений дело непростое. Создателям фильма удалось решить и эту творческую проблему.

Центральной задачей советской внешней политики в годы войны было создание и укрепление антигитлеровской коалиции, мобилизация всех ее сил на активную борьбу против гитлеровского блока. Решение этой задачи в наибольшей степени способствовало изоляции и поражению фашистской Германии, ее союзников и сателлитов.

Фильм сосредоточивает внимание зрителей именно на этой стороне внешней политики СССР и прежде всего на борьбе советской дипломатии за второй фронт, за действенность коалиции.

Созданная гитлеровской Германией угроза порабощения народов и уничтожения суверенности многих государств властно потребовала объединения усилий всех стран, воевавших против фашистской «оси», независимо от их социально-экономического строя. Это было объективной предпосылкой возникновения антигитлеровской коалиции и объединения в ее рядах столь различных государств, как СССР с одной стороны, Англии и США с другой.

Коалиция сложилась и действовала в сложных условиях при наличии острых и глубоко принципиальных противоречий между ее главными членами, вытекавших прежде всего из различия в понимании конечных целей войны. Это различие обрисовано в фильме «Освобождение» скупыми, но яркими красками, главным образом через показ двуличной позиции лидера английских империалистов У. Черчилля, образ которого воплощен на экране артистом Ю. Дуровым.

Для СССР цели войны заключались не только в скорейшем изгнании врага из пределов нашей страны и его полном военном разгроме, но и в уничтожении политической системы германского фашизма и самого гитлеровского государствам содействии освобождению от фашистского ига народов оккупированных стран и в установлении прочного мира, основанного на признании суверенитета каждой страны и права ее народа избрать общественный строй по своему усмотрению. Что же касается правящих кругов Англии и США, то для них главной целью войны являлось экономическое ослабление Германии и Японии, их устранение, как конкурентов. Заправилы англо-американской политики хотели победы над державами «оси», но такой победы, которая позволила бы им сохранить в капиталисти-

49

ческих странах Европы и Азии прежний общественный строй, лишь избавленный от «крайностей» фашизма; в то же время они стремились максимально ослабить государство социализма, Советский Союз. В надежде не допустить социальных перемен в освобождаемых странах правящие круги Англии и США поощряли антинародные действия, в частности, борьбу против прогрессивных, левых сил движения Сопротивления. Больше же всего они были озабочены сохранением своих политических и экономических позиций на континентах Европы и Азии.

Из коренной противоположности классовых целей вытекали и различия в политике и военной стратегии СССР и западных держав, в частности в основном вопросе ведения коалиционной войны в вопросе об открытии второго фронта в Западной Европе.

Киноэпопея «Освобождение» по изображаемому времени начинается как раз в тот момент, когда вопрос о втором фронте принял особенно острую форму. Взятое на себя союзниками в июне 1942 года обязательство об открытии в этом году второго фронта в Европе было вероломно нарушено, а высадка вооруженных сил в Западной Европе подменена военными действиями в Северной Африке, Сицилии и Италии. Но победы Советского Союза внесли в обстановку конца 1943 года столь существенные изменения, что заставили англо-американскую сторону серьезно взяться за подготовку вторжения в Западную Европу ведь можно было и опоздать! Это привело к соглашению, достигнутому на Тегеранской конференции руководителей трех держав в конце 1943 года.

Различие целей, скрытые пружины поведения англо-американских лидеров удачно показаны в фильме «Огненная дуга» в финальных сценах Тегеранской конференции.

Твердость Советского Союза и разумная позиция президента Рузвельта, роль которого исполняет польский артист С. Яськевич, вынуждают Черчилля склониться перед необходимостью принять наконец окончательное решение о сроках осуществления операции «Оверлорд» высадки американо-английских войск в Северной Франции.

Весьма показательна одна из заключительных сцен фильма «Направление главного удара», разыгрывающаяся в кабинете Черчилля на Даунинг-стрит в Лондоне, в конце лета 1944 года. Реакция английского лидера на известие о неудавшемся покушении на Гитлера раскрывает подлинное лицо этого «союзника», он опасается ускорения окончания войны из-за того, что русские войска слишком быстро продвигаются к центрам Германии…

Активная внешнеполитическая деятельность Советского государства находит далее отражение в фильме «Битва за Берлин» в сценах Крымской конференции руководителей трех держав. В это время, в феврале 1945 года. Советские Вооруженные Силы находились на вершине своих военных успехов: в итоге только что закончившейся грандиозной Висла-Одерской операции полностью освобождена от фашистских войск территория Польши; окружена и уничтожается крупная группировка фашистов в Восточной Пруссии; одновременно на южном крыле фронта завершено уничтожение окруженного противника в Будапеште. Путь на Берлин с востока открыт, конец войны близок! В то же время союзные англо-американские армии, едва оправившиеся от удара, нанесенного по ним гитлеровскими войсками в декабре 1944 года в Арденнах, еще стоят на Рейне, в шестистах километрах от Берлина. Авторитет Советского Союза так велик, что руководители союзных держав вынуждены прислушиваться к каждому слову его представителей и считаться с их предложениями.

В этой обстановке основное внимание советской внешней политики приковано уже не столько к войне, сколько к проблемам послевоенного устройства Европы и всего мира. И скрытая борьба, суть которой легко угадывается за флером дипломатических переговоров, сосредоточена на вопросе о том, каким будет этот послевоенный мир и какую роль в нем станет играть победоносная страна социализма. Суровые ветры наступающей эры «холодной войны» уже веют над коалицией. Ведь всего лишь спустя месяц после конфе-

50

ренции в Крыму, принявшей согласованные решения и провозгласившей главным принципом послевоенной политики трех великих держав «единство в организации мира, как и в ведении войны», Черчилль запишет в своем секретном дневнике следующие слова: «Во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира; во-вторых, надо немедленно создать новый фронт против ее стремительного продвижения; в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить возможно дальше на восток; в-четвертых, главная и подлинная цель англо-американских армий Берлин… Наконец, и это главное урегулирование между Западом и Востоком по всем основным вопросам, касающимся Европы, должно быть достигнуто до того, как армии демократии уйдут или западные союзники уступят какую-либо часть германской территории, которую они завоевали»*.

Так заблаговременно еще задолго до печально известной фултонской речи вырабатывается империалистическая программа антисоветской политики, знаменосцем которой вскоре станет Г. Трумэн, сменивший умершего 12 апреля 1945 года Ф. Рузвельта на посту президента США. Эта оборотная сторона межсоюзнических отношений конца войны остается за пределами содержания фильма. Однако общая тенденция поворота политики союзников в антисоветском направлении угадывается зрителем из сцены тайных переговоров Аллена Даллеса с фашистским генералом Вольфом в Швейцарии и из обмена репликами между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем в Ливадийском дворце по поводу информации об этих переговорах, полученной советской разведкой. И весомым предупреждением звучат с экрана заключающие сцену Крымской конференции слова советского Верховного Главнокомандующего: «Самое важное для сохранения длительного мира это единство трех держав».

Не пройдет и года, как это единство окажется нарушенным нашими бывшими союзниками.

Особой оценки заслуживает показ в фильмах «Битва за Берлин» и «Последний штурм» процесса распада гитлеровского рейха и конца его главарей. «Последний штурм» обнажает предсмертные конвульсии фашистского верховного руководства, загнанного Советской Армией в тесное подземелье рейхсканцелярии. Надо отдать должное актерам Германской Демократической Республики Ф. Дицу, X. Гизе, Г. М. Хеннебергу, Э. Тиде и другим, сумевшим создать впечатляющие образы Гитлера и его приспешников. Стоит отметить также, что в этих сценах отвратительных предсмертных конвульсий банды фашистских военный и политических преступников постановщику фильма не изменило чувство меры. И радостным пятном на фоне морального распада и падения фашистской верхушки выглядит наполненная юмором и оптимизмом эпизодическая сцена появления советского офицера-связиста (артист Л. Куравлев) в гитлеровском бункере, его случайная встреча с Геббельсом…

Сцены в бункере вскрывают чудовищный характер фашистского руководства, построенного на страхе, слепом подчинении и на полумистической вере в непогрешимость и сверхчеловеческие качества «фюрера». Невольно приходят на память слова, которыми западногерманский историк Вильгельм Шрамм, приписывающий успехи политики и стратегии Гитлера в начале войны его «демонической интуиции», характеризует последние дни фашистской верхушки: «Ужаснейшее в этом адском спектакле заключалось в том, что машина руководства функционировала** до конца, подгоняемая, с одной стороны, боязнью перед последствиями отказа от командования и безвластия… с другой стороны, чувством лояльности по отношению к высшей государственной власти… верой, что фюрер должен еще иметь какую-то обоснованную надежду…»* Отсюда бессмысленное в своем упорстве сопротивление до последнего человека, выполнение таких преступных приказов, как распоряжение о затоплении метрополитена, где

________
* У. Черчилль. Вторая мировая война. М., Воениздат, 1955, т. VI, стр. 434.
** Д. М. Проэктор. Агрессия и катастрофа. М., «Наука», 1968, стр. 601.

51

нашли смерть тысячи немецких женщин, детей и стариков, звериная ненависть и отчаяние преступников, взятых за горло железной рукой возмездия.

Обреченность фашизма, закономерность его позорного краха составляют неизбежный вывод, который делает зритель из финала киноэпопеи. Вместе с тем каждому становится ясно, что крах этот был отнюдь не автоматическим. Напротив, овладение фашистским логовом потребовало от советских воинов не только огромных усилий, но и тяжелых жертв. Нельзя забыть, что за период Берлинской операции, с 16 апреля по 8 мая 1945 года, войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 304 887 человек. Кроме того, они потеряли 2156 танков и самоходно-артиллерийских установок, 1220 орудий и минометов, 527 самолетов. Для сравнения напомним, что потери англо-американских войск на всем Западном фронте за четыре месяца 1945 года составили 260 тысяч человек*.

Сотни тысяч советских воинов, спящих вечным сном в братских могилах на территории Берлина и его окрестностей, такова цена заключительного акта великой драмы, завершившей освобождение германской столицы, а вместе с ней и всего немецкого народа от кровавой диктатуры фашизма.

_______
* «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 1945». М., Воениздат, 196.3, т. 5, стр. 289 290.

52

Киноэпопея «Освобождение» показывает победу Советского Союза и разгром гитлеровского рейха как следствие полярно-противоположного общественного развития социалистического государства, с одной стороны, и государства террористической диктатуры монополистического капитала с другой. «Не «военное счастье», не случайности привели Советскую Армию к блистательной победе. Разумеется, случайностей в ходе войны было немало, и они в какой-то степени влияли на вооруженную борьбу. Но конечный исход гигантской схватки был обусловлен рядом закономерностей. Важнейшие из них преимущества экономической и политической организации социалистического общества, его передовой марксистско-ленинской идеологии»*. Германия понесла сокрушительное поражение не из-за ошибок отдельных генералов и даже не из-за сумасбродства Гитлера, а потому, что путь империалистических захватов, расовой ненависти, порабощения и истребления других народов неизбежно должен был привести ее к катастрофе. Советский Союз, вынесший на своих плечах главное бремя борьбы против фашизма, победил не потому, что его территория и людские резервы превосходили территорию и силы противника, а благодаря прогрессивной организации социалистического общества, морально-полити-

_______
* «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941 1945». Краткая история. М., Воениздат, 1970, стр. 568.

53

ческому единству народа и его сплоченности вокруг Коммунистической партии, благодаря передовому характеру советского военного искусства, беззаветному героизму Советской Армии и всех трудящихся.

К этому выводу приводит «Освобождение» самое серьезное и глубокое произведение киноискусства о Великой Отечественной войне из всех до сего времени показанных на экранах мира. Картин такого эпического размаха и такого большого идейного звучания кино до сих пор еще не создавало. Фильм можно с полным основанием назвать новым шагом в разработке истории Великой Отечественной войны средствами киноискусства. И не случайно, что картина эта появилась в период XXIV съезда КПСС, когда, как подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду, «… преодоление последствий культа личности, а также субъективистских ошибок благотворно сказалось на общеполитической и прежде всего идеологической обстановке в стране»*.

Придавая серьезное значение правильному, объективному освещению истории нашего государства, партия призывает кинематографистов к созданию высокоидейных и правдивых художественных фильмов о минувшей войне, фильмов, во всем величии показывающих героические подвиги старшего поколения советских людей и призывающих новые поколения следовать примеру отцов.

«Освобождение» достойный ответ на этот призыв.

_______
* «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, 1971, стр. 102.

54

Зарубежная печать о цикле «Освобождение» // Искусство кино. – 1972, № 5. – С. 52-54.

Зарубежная печать о цикле «Освобождение»

В отличие от «фильмов-гигантов», «супергигантов» и прочих разновидностей колоссов кинопродукции капиталистических стран, Советский Союз своим фильмом «Освобождение» дал прекрасный образец монументального кино. Контраст очевиден и разителен. «Освобождение»… дает нам правдивый исторический рассказ в поистине поражающих воображение масштабах. В нем мы видим закономерную победу сил справедливости, а не хаотическую игру апокалипсических сил. Перед нами строгая историческая перспектива. К своей творческой задаче создатели фильма «Освобождение» подошли с большой ответственностью и диалектически. На вопрос «как это все было?» они дают развернутый марксистский анализ исторических событий.

Фильм воссоздает прошлое с поразительным реализмом. Это одновременно и репортаж и высокохудожественное произведение. Это ответ буржуазным киноисториографам, рассматривающим войну как неиссякаемый источник всевозможных романтических авантюрных сюжетов. Это точное воспроизведение событий еще не законченной эпопеи, ибо фашизм еще жив. Фильм «Освобождение» памятник величию простого человека, солдата, не крикливый и не помпезный, но полный политического и идеологического значения.

«Гранма», Гавана

*

О выдающихся качествах этого фильма говорит тот факт, что уже более 60 стран приобрело права на его демонстрацию. В «Освобождении» правдиво и ярко изображена драматическая эпоха в жизни советского и немецкого народов. Фильм Озерова отличается высокой моралью и принадлежит к выдающимся произведениям советской кинематографии. Он вызывает не только сострадание к бедствиям войны, но и вселяет в нас уверенность в будущем. Правдивое изображение исторических событий сделало фильм ценным документом эпохи.

«Дойче Фольксцайтунг», Берлин

Курская баталия воссоздана на экране поистине с невиданным доселе мастерством и размахом.

«Леттр франсэз», Париж

*

Наиболее впечатляющим зрелищем, которое мне довелось увидеть во время моего пребывания в Советском Союзе, был фильм режиссера Озерова «Освобождение» (первые два фильма). Я был настолько восхищен им, что ходил смотреть его дважды. Ведущие военачальники, как советские, так и немецкие, на экране очень похожи на реальных исторических личностей… Большое достоинство фильма состоит в том, что впервые нацистские генералы показаны реалистически, а не карикатурно. При этом нисколько не затушевана их звериная сущность.

«Канадиан трибъюн», Торонто

*

После просмотра картины, становится совершенно ясно, какая колоссальная исследовательская работа была проделана перед началом съемок. Режиссер Ю. Озеров был участником битвы под Курском, и это, несомненно, положительно сказалось на достоинствах фильма.

«Вэрайети», Нью-Йорк

Цикл фильмов режиссера Озерова принадлежит, безусловно, к числу самых значительных начинаний

52

в области военно-исторического фильма. Режиссер старался дать как можно более широкую панораму решающего этапа второй мировой войны. Этот цикл фильмов можно сравнить разве что с многотомной литературно-документальной монографией, освещающей политические, военные и человеческие аспекты грандиозной темы.

В эпопеях подобного рода самым ценным их аспектом является выпуклая лепка человеческих характеров, показ человеческого достоинства людей, творящих историю, их великой многоликости.

Давая оценку фильму в целом, можно сказать, что создано произведение, которое, будучи новым словом в области исторического фильма, станет, без сомнения, предметом изучения и дискуссий.

«Фильм», Варшава

В июле 1970 года состоялась премьера фильма «Освобождение» в 15 кинотеатрах крупнейших городов Японии.

Общий сбор за один день составил 193 993 555 иену посещаемость 45396. Это очень хорошие цифры для первого дня показа.

Редакция журнала «Синэ-ви-эйдж» попросила кинокритика Кадзуо Ямаду, директоров крупнейших кинотеатров (Сато, Нумату, Отакэ и Акияму) и управляющего кинопрокатной конторой «Сётику» Симакакэ высказать

свои соображения о значении фильма Ю. Озерова. Ниже публикуются с некоторыми сокращениями выступления японских кинодеятелей.

Редакция. Хочется сказать об огромной достоверности изображенного на экране, верности фильма историческим фактам. Постановщикам удалось восстановить полную картину второй мировой войны на киноленте. И в этом отношении нам кажется, что как кинозрелище фильм имеет несомненные коммерческие качества. А как вы считаете, господин Сато?

Сато. Это зрелищный фильм, диапазон его действия огромен, и в этом отношении мне показалось, что советская кинематография совершила огромный скачок вперед.

Ямада. В фильме «Освобождение» тщательнейшим образом охвачен трехгодичный период, начиная с 1943 по 1945 год, то есть вторая половина второй мировой войны с того самого момента, когда начинали вырисовываться контуры ее исхода. Причем показаны не только сцены сражений, но и то, как стратегически и тактически мыслили руководители советского и немецкого штабов, как составляли они планы сражений. Кроме того, не обойдены в нем молчанием действия союзных войск, и особенно интересно то, что в повествовании фильма освещается ход событий в немецкой армии, показаны взаимоотношения немцев с Муссолини и внутреннее положение Италии в те годы и т. д.

Самой большой отличительной чертой этого фильма является то, что он с жадностью (если можно так выразиться) охватывает почти весь ход военных действий. Таким образом, он не просто дает глубокий анализ событий на каком-то из фронтов, но и повествует о гигантских масштабах всей второй мировой войны.

И еще одной большой отличительной чертой, в самую первую очередь бросающейся в глаза при просмотре фильма, является то, что помимо широкого охвата событий на фронтах в нем крупным планом показываются эпизоды сражений, рисующие то, что происходило в траншеях… Такое еще не пробовала осуществить ни одна другая страна, и в этом отношении фильм в буквальном смысле слова не имеет себе равных. Уже сам по себе подход к созданию этого фильма знаменателен. Поэтому мы с уверенностью можем рекомендовать его даже в школы как наглядное учебное пособие, потому что, в отличие от виденных нами до этого времени фильмов, эта киноработа очень точно придерживается истории и воспроизводит на огромном

53

кинополотне полностью всю вторую мировую войну. Кто просмотрит фильм, сможет ясно представить себе, какой была эта война. В «Освобождении» показано, как воевал весь мир, как в этих битвах умирали люди. В нем многосторонне и объемно рассказана правда о войне, и надо сказать, что помимо всего в нем проявляется блестящее и великолепное мастерство авторов. Фильм естествен, логика его бесспорна. Говоря о высоком документализме этого фильма, я бы сказал, что на экране сама война.

Нумата. Я не преувеличиваю, говоря, что фильм «Освобождение» является долгожданным фильмом. Мне бы хотелось назвать фильм самым значительным военным фильмом, сделанным после последней войны. Фильм представляет собой грандиозную киноэпопею, не имеющую себе равных.

Советские кинематографисты хотели показать, что во второй мировой войне воевали не только Америка, Франция и Великобритания, что роль Советского Союза в этой войне была куда более важной и жертвы его куда более значительные. Они правы. Это действительно было так.

Отакэ. Я принял титанические масштабы фильма так, как преподносит их нам реклама: «Этот фильм создавал весь советский народ!» В сравнении с американскими фильмами чувствуешь, что в кульминационных сценах сказался советский национальный характер. В остальном, как говорили здесь до меня, фильм действительно имеет чрезвычайно высокие художественные качества.

Симакакэ. Фильм «Освобождение» исторический документ, который едва ли можно воспроизвести вторично. Те, кто просмотрит весь этот фильм, сможет отчетливо представить себе исторические события во время второй мировой войны. Я думаю, что эта картина чрезвычайно ценный материал для нынешнего молодого поколения, тем более что оно очень чутко воспринимает кинематографию. Поэтому с нашей стороны необходим доскональный анализ творческого замысла фильма и изучение возможности широкого рекламирования его. В настоящее время нами делаются все возможные усилия в этом направлении.

Сато. Думаю, что и по своим масштабам и по своему замыслу за двадцатипятилетнюю послевоенную историю кино это самый крупный, самый выдающийся фильм. Поэтому даже для тех японцев, которые привыкли к откровенно коммерческим американским лентам, этот фильм будет полезен. В свете современного политического и экономического положения Японии, когда идут оживленные дискуссии вокруг того, что Япония сейчас занимает второе место в мире по промышленному производству, поднимаются вопросы о безопасности страны и о самообороне, и отчетливо понимаешь, что фильм крайне необходимо показать не тем, кто испытал на собственной шкуре войну и все ее ужасы, а тем, кто вообще ничего о ней не знает, не знает ни Муссолини, ни Гитлера… то есть нашему молодому поколению.

И поскольку в фильме «Освобождение» сохраняется объективная достоверность, воскрешается истинный ход исторического процесса, а в школьном воспитании последнего времени очень хромают занятия по истории, вследствие чего у многих молодых людей знания в этой области довольно относительные, то им просто необходимо посмотреть этот фильм, чтобы понять, на фоне каких всемирно-исторических событий существует сегодняшняя Япония.

«Синэ-ви-эйдж», Токио

54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+