Пан Володыёвский / Pan Wolodyjowski (1969)

Пан Володыёвский / Pan Wolodyjowski (1969): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Пан Володыевский» (вариант перевода названия), «Полковник Володыёвский» / «Colonel Wolodyjowski» (международное англоязычное название).

Польша.

Продолжительность 160 минут.

Режиссёр Ежи Гофман.

Авторы сценария Ежи Гофман, Ежи Лутовский по роману Генрика Сенкевича.

Композитор Анджей Марковский.

Оператор Ежи Липман.

Жанр: приключенческий фильм, исторический фильм, военный фильм, мелодрама

Краткое содержание
1668-й год. Михал Володыёвский (Тадеуш Ломницкий), находясь в трауре после безвременной кончины невесты, уходит в монастырь и готовится постричься в монахи. Однако пан Онуфрий Заглоба (Мечислав Павликовский), выманивший Михала под предлогом, что находится при смерти их общий друг Кетлинг Хасслинг (Ян Новицкий), доставляет его к гетману Собесскому (Мариуш Дмоховский), который убеждает овеянного славой полковника вернуться на службу. Речь Посполитая находится в опасности.

Также в ролях: Магдалена Завадска (Барбара Езорковская, позже Володыёвская, Бася), Ханка Белицка (Маковецка), Барбара Брыльска (Кристина Дроховская, Кшися), Ирена Карел (Эвка Нововейска), Даниэль Ольбрыхский (Сотник Меллехович, он же мурза Азья Тугай-беевич), Марек Перепешко (Адам Нововейский).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.01.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пан Володыёвский / Pan Wolodyjowski (1969): кадр из фильма
Полковник снова в седле

Ежи Гофман может по праву гордиться и некоторыми ранними постановками (особенно удачной мне показались «Гангстеры и филантропы» /1963/), однако в первую очередь в истории польского кинематографа он останется, вне всякого сомнения, создателем эпических исторических кинополотен. «Пан Володыёвский», являющийся экранизацией третьей, заключительной части знаменитой трилогии Генрика Сенкевича1, прямо продолжает линию, начатую Александром Фордом в адаптации другого литературного произведения прославленного писателя. Только теперь действие развёртывается на двести пятьдесят с лишним лет позже и сосредоточено на отражении Речью Посполитой угрозы не с Запада, а с Востока. Противостоянию – вместо крестоносцев, сражавшихся под знаменем Тевтонского ордена – могущественной Османской империи. Благодатная тема!

Пан Володыёвский / Pan Wolodyjowski (1969): кадр из фильма
Михал с избранницей

Кинодраматург Ежи Лутовский (между прочим, воевавший, как и Ежи Стефан Ставинский, в рядах Армии Крайовой) и тридцатишестилетний – на момент окончания съёмок – режиссёр, пожалуй, превзошли предшественников в качестве баталистов. На протяжении всего (отнюдь не маленького по хронометражу!) повествования с неотрывным интересом следишь за перипетиями судьбы Михала, решающего, невзирая на скорбь, не возвращаться в стены монастыря и вновь поступить на службу, находящего в себе силы «уступить» Кшисю Кетлингу, наконец, обретающего новый смысл существования в браке с красивой, хотя и своенравной, Басей. Особенно сильное впечатление производит интрига, связанная с судьбой Азьи, уже знающего о своём высоком происхождении, но и после разоблачения убеждающего сослуживцев, что всем сердцем предан «этой Отчизне». Соперничество Володыёвского и Тугай-беевича подкрепляется замечательной (причём по преимуществу – заочной) актёрской дуэлью. В то время как Тадеуш Ломницкий, вопреки устоявшемуся современному амплуа, идеально подошёл на образ сенкевичевского «маленького рыцаря», Даниэль Ольбрыхский поразил воистину «шекспировским» борением страстей, даже если возникающая ассоциация с венецианским мавром Отелло сама по себе небесспорна. Актрисы же, начиная с Магдалены Завадской, настолько обаятельны, что совершенно не возникает желания обвинить авторов в мелодраматизации Истории.

Пан Володыёвский / Pan Wolodyjowski (1969): кадр из фильма
Добродушный пан Заглоба

Впрочем, нет никаких сомнений в том, что «Пан Володыёвский» не стал бы громким событием (посещаемость составила 10,9 миллионов зрителей), обратись кинематографисты к литературному первоисточнику не то что идеологически нейтральному, а – в чуть меньшей степени пронизанному патриотическим пафосом. Гоффман и Лутовский деликатно умалчивают о связи польско-казацко-татарской (1666-1671-х) и польско-турецкой (1672-1676-х) войн с войной русско-польской2, самая же важная параллель с событиями новейшей истории возникает, бесспорно, в заключительных кадрах. Сложно передать отчаяние Володыёвского и Кетлинга, поклявшихся защищать Каменец-Подольский до последней капли крови – и действительно показавших себя блестящими военачальниками, в тот момент, когда поступает приказ сдать крепость и распустить войска. Спустя без малого триста лет ситуация повторится в ещё более вопиющем варианте: никакое техническое превосходство Вермахта не имело такого значения в молниеносной победе, как деморализация обороняющейся армии вследствие стремительного бегства правительства и высшего командования за пределы страны.

.

__________
1 – Одноимённый роман был впервые опубликован на страницах газет «Слово», «Час» и «Дзенник познаньски» в 1887-88-х.
2 – Без чего, вероятно, было бы немыслимо участие в Московском МКФ, где ведущий актёр получил награду (поровну с Роном Муди за мюзикл «Оливер!» /1968/).

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+