Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)Полнометражный фильм.

Другое название: «Паранормальная активность» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 85 минут.

Режиссёр Орен Пели.

Автор сценария Орен Пели.

Оператор Орен Пели.

Жанр: фильм ужасов, детектив

Краткое содержание
Мика (Мика Слот) и Кэти (Кэти Фезерстон) переехали в двухэтажный частный дом, расположенный в Сан-Диего. Девушка жалуется, что с ней творятся странные вещи: не покидает ощущение, будто с детства является объектом внимания зловещей потусторонней сущности. Избранник решает зафиксировать паранормальную активность на видеокамеру.

Также в ролях: Марк Фредрикс (доктор Фредрикс), Эмбер Армстронг (Эмбер), Эшли Палмер (Диана, девушка из Интернета).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.11.2024

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)
Специалист разъясняет

Вот при всём желании не могу отнести Орена Пели к числу выдающихся или хотя бы талантливых кинематографистов. Вместе с тем этому уроженцу Израиля, перебравшемуся в возрасте в девятнадцати лет в США, где трудился программистом, не откажешь в определённой прозорливости. В пику большинству подражателей Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса, поместивших вымышленную ведьму в городок Бёркиттсвиль (ранее носил наименование Блэр), он «приблизил» потустороннее явление к среднестатистическому зрителю. Орен резонно рассудил, что публика оторопеет от ужаса ещё сильнее, если паранормальная активность будет зафиксирована рядом – в жилище, аналогичном тому, где обретаются многие из зрителей. Пели признавался, что черпал вдохновение из воспоминания о том, как поддался панике, впервые коротая ночь в новом месте, без родных и близких, и, конечно, принципиально, что провёл съёмки в собственном доме, где предварительно сделал ремонт собственными руками. Из тех же соображений цифровая видеокамера с накамерным источником света оказалась предпочтительнее старого доброго киноаппарата, рассчитанного на 16-миллиметровую киноплёнку, которую якобы заполучили студенты киношколы Хэзер, Майкл и Джошуа.

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)
Обычные американцы

Конечно, фильм практически не имел шансов стать мощным культурным (и коммерческим1, что для американцев ещё важнее) феноменом без вмешательства профессионалов киноиндустрии. Тут как раз не удивляет, что расходы монтажно-тонировочного периода превысили первоначально затраченную мизерную сумму (всего $15 тыс.) более чем на порядок, составив $215 тыс. Даже задержка выпуска в кинопрокат не являлась прихотью чиновников Paramount Pictures, организовавших грамотную маркетинговую кампанию. Отдельного упоминания заслуживает вклад Стивена Спилберга, рассказывавшего, что не совладал со страхом и прервал просмотр черновой версии. Но лично я испугался на сеансе только один раз – в финале (кстати, переснятом по настоянию киностудии), когда Кэти преображается в монстра под воздействием наконец-то вселившегося в тело демона и резко приближается к объективу камеры. Всё остальное время чувствовал себя, скорее, неловко, наблюдая потуги авторов убедить меня, что движущиеся двери, странные звуки и отпечатки ног на белом порошке, рассыпанном на ночь Микой, свидетельствуют о проделках полтергейста.

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2007)
Что-то страшное грядёт…

Впрочем, триумф детища Пели, с неизбежностью породившего многочисленные продолжения, вынуждает отнестись к картине внимательней, особенно с учётом того, что мнения критиков (в том числе знатоков хоррора) чётко разделились. Кэти Фезерстон и Мика Слот существуют на экране не слишком убедительно, но хотя бы точно подобраны по типажам (далеки от стандарта голливудских «звёзд») и действительно напоминают пару. Откровенно любительская (не стилизованная под любительскую – именно любительская) операторская работа, также взятая на себя Ореном, прибавляет ощущение аутентичности. А вот монтажные ухищрения (включая частые уходы в ЗТМ и ускорения изображения) требовали, на мой взгляд, дополнительного драматургического обоснования. Наконец, не могу не заметить, что режиссёр-сценарист не ошибся, углубившись в вопросы демонологии ровно настолько, чтобы не переборщить с (псевдо)научностью, но возбудить у обывателей любопытство. Неслучайно же доктор Фредрикс наотрез отказывается остаться в доме, уверяя, что специализируется на другой, смежной области (общении с привидениями), и ссылаясь на растущее недовольство таинственной бесплотной сущности. Рецепт успеха представляется несложным, хотя нельзя не оговориться, что простота, скорее всего, обманчива.

.

__________
1 – Общемировые кассовые сборы оцениваются в $194,2 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+