Парк юрского периода / Jurassic Park (1993)

Полякова Е., Алова Л. Не ходите, дети, в Африку гулять! // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 08. – С. 30-33.

Бэбиситер

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ!

Стивен Спилберг, неизменный фаворит экрана. Автор «Дуэли», «Челюстей», «Близких контактов 3-его вида», «И. Ти. – Внеземного», «Индианы Джонса»– вновь пугает, завораживает, восхищает.

30

«Парк Юрского периода» длинною в 2 часа 6 минут и стоимостью в 60 млн. долларов вышел на экраны Америки 11 июня 1993 года, а ко Дню Независимости страны, т.е. к 4 июля он уже собрал 200 млн. долларов, возглавив список лидеров кассы. Аналитики прогнозируют: сборы от фильма достигнут 840 млн. долларов. Спилберг не рекомендует своим собственным детям смотреть его новый фильм. Почему? – Страшно!

В который уже раз Спилберг провоцирует коллективное безумие? «Посмотрев фильм «Парк Юрского периода», мои дети начали называть любимую тетю Сильвию, живущую в Майами, не иначе, как тиранозавр Сильвия», – жалуется журналистка американского «Премьера». – А муж без тени юмора обсуждает со своими приятелями возможность репродуцирования динозавров путем клонирования из сохранившейся ДНК, хотя ни один из них не в состоянии составить простейшую программу для ЭВМ». Семья Либби Гелман-Уакснер – обычная американская семья, «свихнувшаяся» на спилберговских динозаврах. И это в порядке вещей. Динозавромания, как повальная эпидемия, скосила всю страну: от мала до велика. «Динозавры идут» – лозунг момента. Они, действительно, везде: в витринах крупнейших универмагов, едва ли не в натуральную величину, и на фантиках жевачки размером чуть больше булавочной головки.

Так уже было, когда воображением режиссера был создан маленький инопланетянин – «И.Ти. – Внеземной» (1982), трогательный, беззащитный уродец с печальными глазами потерявшегося ребенка. Помните, как ботаник-испытатель, зачарованный красотой Земли, отстал от своей тарелки и та улетела без него. Америка горько рыдала, когда остановилось сердце бедного Ботаника. Америка ликовала и умилялась, когда детям удалось спасти инопланетянина от злых дядей из ФБР, ЦРУ и других любопытствующих организаций.

Так уже было, когда Спилберг напугал соотечественников, показав огромную, во весь экран, разверстую пасть акулы с двурядным частоколом смертоносных зубов. Людоедство акулы было продемонстрировано с таким масштабом и такой достоверностью, что на многие годы «Челюсти» (1975) стали символом тотального страха, беспощадного злого рока, подстерегающего человека на протяжении всей его хрупкой жизни.

Так было, хотя и в меньшем масштабе с его дебютом «Дуэль» (1971), с картиной «Близкие контакты 3-его вида» (1977) и, конечно, с Индианой Джонсом, кумиром детей, да, и что говорить, взрослых тоже.

И вот новый мощный взрыв «коллективного безумия», мастерски, гениально, виртуозно спровоцированного Ст. Спилбергом. Не будем рассказывать то, что надо видеть. Конечно, фильм следовало бы посмотреть не на телеэкране, а на большом широкоформатном экране кинотеатра. Но это едва ли возможно, картина слишком дорога. Так что смотрите её на видеокассете, и она приведет вас в парк Юрского периода, где разгуливают сотни динозавров, созданных Джоном Хэммондом, учёным, специалистом в области генной инженерии. Дино-

31

завры, населяющие парк и стоившие студии «Юниверсал» 3,5 млн. каждый, – подлинные герои этой картины. Ученый надеялся, что «взращенные» им доисторические гиганты будут мирными и травоядными, как овечки, но динозавры, как им и положено, захотели мяса, в том числе и человеческого. Так что группу ученых, приехавших по приглашению Хэммонда на экскурсию в парк, поджидают серьезные испытания, а зрителей – поражающее воображение зрелище.

Так что, вперед, смелее, ворота парка Юрского периода открыты.

Кинострана «ДИНОЗАВРИЯ»

Знаете ли вы, что профессор Челенджер в 1927 г. впервые открыл «Затерянный мир» в кино. Одноименный роман Конан Дойля не только лег в основу картины, но и подарил кинематографу сюжетную схему, на многие десятилетия ставшую базовой для жанра фильмов-экспедиций. Итак, экспедиция, состоящая из знаменитого учёного, парочки авантюристов, охочих до легкой наживы, девушки, обычно сироты, племянницы ученого и Смелого красавца-штурмана (мичмана или охотника), отправляется на некий остров (или высокое плато в джунглях), где сохранились одно или несколько доисторических животных, наводящих ужас на туземцев. После серии весьма рискованных ситуаций один отрицательный герой, авантюрист и негодяй, (а то и оба!) непременно гибнет, раздавленный огромной лапищей стегозавра юрского периода; профессор остается ни с чем; девушка соглашается стать женой благородного штурмана (или мичмана).

А что же животные? – спросите вы. Любопытно, что для всех ранних фильмов о гигантских животных характерна поразительная точность изображения, использование самых последних данных палеонтологии, а также макетов, хранящихся в самых крупных в мире музеях естественной истории. Участие диплодоков, трицеротопсов и других стегозавров в ранних фантастических картинах носило чисто декоративный характер, они были частью доисторического пейзажа и в контакте человеком не вступали, разве что могли в какой-нибудь узкой расселине раздавить его, как муравья.

Впервые монстр был разработан как персонаж со своей психологией и характером в занимательном фильме «Динозавр» (1960, реж. И.С.Йиуорт), где он становился другом мальчика, а затем в картине «Когда миром владели динозавры» (1963), где прекрасная героиня соглашалась поиграть с молодым динозавром и таким образом завоевывала расположение его агрессивной мамаши, уже вознамерившейся девушку съесть.

В 1953 г. на экраны Америки вышел фильм Юджина Лоури «Чудовище незапамятных времён», положивший начало целой серии фильмов об «атомных» монстрах. Разбуженный атомным взрывом редозавр пожирал в этом фильме жителей целого американского городка. Начиная

32

именно с этой картины прежняя сюжетная схема резко изменилась, появились новые «правила игры» и новый жанр «фильм катастроф». Отныне доисторические животные (и не только они!) утрачивают историческую достоверность и, покинув пределы своего естественного «гетто», отправляются на борьбу с цивилизацией. В конечном счете человек, вооруженный знаниями и современной технологией, побеждает монстра, но не раньше, чем тот наведет панический ужас на всю страну, переполошит власти и погубит не одну сотню перепуганных мирных обывателей. Подобные истории не гнушались использованием сказочных, фольклорных приемов, отчего их поклонниками чаще всего становились дети или непритязательные, так и не повзрослевшие, взрослые.

Наряду с доисторическими животными, которые были огромны сами по себе, в «фильмах катастроф» стали орудовать гигантские мутанты: муравьи, пауки, скорпионы, пчелы, крысы… – это была настоящая лавина «злых сил», извергнутых адом. Они бросали вызов людям, отказывались от возможного контакта, стремясь уничтожить их в слепой, необъяснимой ярости. В каком-то смысле были они пострашнее динозавров. Потому что, кто сейчас помнит об этих вымерших рептилиях, а вот разросшиеся до динозаврьих размеров обычные, заурядные твари были очень опасны.

В последнее время «фильмы катастроф» (а их разновидностей было много!) практически исчезли с экранов Америки, уступив место лентам, в которых условность и желание развлекать возобладали над стремлением во что бы то ни стало запугать. И в этом, как ни странно, можно усмотреть все тот же достославный американский прагматизм: ведь сегодня каждый американский дошколенок, имеющий игровой компьютер, знает, что динозавры в кино, хоть и чудища и страшилища, но вес же они не настоящие, а выполнены дизайнерами, бутафорами, мастерами по спецэффектам (которые за них еще и Оскаров получают!) и первоклассными электронщиками…

…Но тем весомее заслуги и успех С.Спилберга и его «Парка Юрского периода», ибо сумел-таки режиссер «завести на полную катушку» такого искушенного в современных электронных технологиях зрителя, как американский.

Л.Алова, Е. Полякова

33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+