Паттон / Patton (1970)

Паттон / Patton (1970): постер

Полнометражный фильм (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Генерал Паттон, или Вожделение славы» (вариант перевода), «Паттон: Салют бунтарю» / «Patton: Salute to a Rebel» (рабочее название), «Салют бунтарю» / «A Salute to a Rebel» (рабочее название).

США.

Продолжительность 172 минуты.

Режиссёр Франклин Дж. Шеффнер (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария и сюжета Фрэнсис Форд Коппола и Эдмунд Х. Норт (премия «Оскар») на основе материала, изложенного в книгах Ладисласа Фараго и Омара Н. Брэдли.

Композитор Джерри Голдсмит (номинация на «Оскар»).

Оператор Фред Дж. Кёнекамп (номинация на «Оскар»).

Премии «Оскар» также получили: Ури МакКлери, Джил Паррондо, Антонио Матеос, Пьер-Луи Тевене (художники-постановщики), Дуглас О. Уильямс, Дон Джей Бэссман (звук), Хью С. Фаулер (монтаж).

На «Оскар» также номинировался Алекс Уэлдон (визуальные эффекты).

Жанр: биографический фильм, драма, военный фильм

Краткое содержание
1943-й год. Генерал-лейтенант Джордж С. Паттон-младший (Джордж К. Скотт, премии «Оскар» и «Золотой глобус») назначается генералом Дуайтом Эйзенхауэром командовать вторым корпусом Вооружённых сил США, накануне потерпевшим сокрушительное поражение от немецкого корпуса «Африка» в битве в Кассеринском ущелье. Он предлагает генерал-майору Омару Брэдли (Карл Молден) стать своим заместителем. Паттон восстанавливает в войсках дисциплину и приступает к решительному наступлению на части противника.

Также в ролях: Стивен Янг (капитан Честер Б. Хансен), Майкл Стронг (бригадный генерал Хобарт Карвер), Кэрри Лофтин (водитель генерала Брэдли), Альбер Дюмортьер (марокканский министр), Фрэнк Лэтимор (подполковник Генри Дэвенпорт), Морган Полл (капитан Ричард Н. Дженсон), Карл Майкл Фоглер (фельдмаршал Эрвин Роммель), Билл Хикман (водитель Паттона), Пэт Зурика (первый лейтенант Александр Штиллер), Лоуренс Добкин (полковник Гастон Белл), Майкл Бейтс (фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери), в эпизоде Клод Акинс (солдат, призывающий к вниманию, озв., без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.11.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Паттон / Patton (1970): кадр из фильма
Всегда верен флагу

Мы уже никогда доподлинно не узнаем, каким бы получился фильм, если б за постановку взялся Генри Хэтэуэй, Фред Циннеман или даже Джон Хьюстон. Наверное, всё-таки более традиционным по форме и пафосу… Знаменательно и то, что предложенная Фрэнсисом Фордом Копполой трактовка фактов, прежде всего – почерпнутых из книг «История солдата» /1951/ Омара Брэдли1 и «Паттон: испытания и триумф» /1963/ Ладисласа Фараго, категорически не устроила студию, и для завершения работы был нанят Эдмунт Х. Норт. Однако, к его удивлению, в картину всё же попало большинство предложенных идей, а сценарий, появившийся на свет стараниями двух разных (и, к слову, не встречавшихся друг с другом) кинодраматургов, оказался заслуженно отмечен премией «Оскар» и впоследствии – причислен к числу лучших. Что-то в общественном сознании в Соединённых Штатах и Западной Европе тогда действительно радикально поменялось, если лекала постановочных боевиков, ещё недавно собиравших полные кинозалы (достаточно вспомнить «Самый длинный день» /1962/ и ленту «Горит ли Париж?» /1966/, кстати, сочинённую при участии того же Копполы), начали казаться жутким ретроградством. Франклин Дж. Шеффнер, в годы Второй мировой войны нёсший службу в ВМС, и прежде не стеснялся насыщать действие антимилитаристскими мотивами, неважно, обращался ли к суровым средневековым реалиям или к исполненной парадоксов жизни на планете обезьян. Режиссёр, естественно, не мог упустить подходящего случая и не продолжить линию – да ещё в ситуации, когда некоторые коллеги настаивали на полном отрицании величия американской военщины… Что ни говори, знаменательно, что «Паттон», увидевший свет стараниями той же самой киностудии, что подарила публике «Военно-полевой госпиталь» /1970/, тоже снискал грандиозный коммерческий успех, заняв следующее, четвёртое место в сезоне (с результатом $28,1 млн. прокатной платы при бюджете $12 млн.). Годом позже, при повторном выпуске, руководство Twentieth Century Fox Film Corporation и вовсе объединило кинохиты в рамках двойного сеанса!

Паттон / Patton (1970): кадр из фильма
Его никто не остановит

Альберто Моравиа однажды высказал глубокую мысль, что «хороший фильм о войне не может не быть одновременно и антивоенным фильмом»2, а Ричард Раш устами своего героя-кинорежиссёра поведает (в «Трюкаче» /1980/) поучительную историю о человеке, который создал, наоборот, антивоенное кинопроизведение – и обнаружил, что после демонстрации картины в его родном городе набор в армию вырос на 60%. Экранная биография Паттона – само воплощение такого, подлинно диалектического подхода. Авторы в равной степени не стремились ни принизить боевые заслуги человека, добивавшегося блестящих результатов (побеждавшего неприятеля, освобождавшего оккупированные территории и т.д.), причём зачастую наперекор недальновидному командованию и осторожничающим политиканам, ни скрасить досадные просчёты. Тот же Омар, отвечая на просьбу друга Джорджа, откровенно признался, что за отдельные авантюристические действия, стоившие десятков тысяч жизней, моментально отстранил бы того от руководства. Поддержание высокого морального духа – вещь необходимая, но… он явно перегнул палку, ставя в унизительное положение врачей и прилюдно избив солдата, находящегося с нервным истощением в госпитале, среди тяжелораненых. Обращение с воодушевляющими речами к населению родственной державы можно только приветствовать, но превознесение англо-американского братства в ущерб отношениям с прочими союзниками вовсе не являлось нечаянной оговоркой. Нам, заметим, кажется особенно сомнительной, если не откровенно возмутительной, эта позиция Паттона, снисходительно относившегося к нацистам (правда, репортёру, чтобы добиться искренности, пришлось прибегнуть к уловке) – и всеми фибрами души ненавидевшего русских. Ну, разве что сделал над собой грандиозное усилие, согласившись выпить на брудершафт с презираемым представителем державы-победительницы как сукин сын с сукиным сыном… Ястреб, в самый ответственный момент (открытие второго фронта в Европе) отстранённый за проступки, порочащие мундир и наносящие урон имиджу государства, по сути, не дожил до звёздного часа: с падением «железного занавеса» такую личность возвели бы на пьедестал без колебаний! Точнее всего противоречивую натуру мятежного (почти по Михаилу Лермонтову, ищущего бури) генерала, верившего в метемпсихоз и вместе с тем считавшегося себя – при всей любви к сквернословию – добрым христианином, охарактеризовал, думается, Брэдли. Если для него самого война была грязной, хотя и необходимой, работой, то для неуёмного брата по оружию – захватывающим приключением, когда только и можно добиться людского почёта, заняв место в пантеоне тех великих полководцев прошлого, о чьих подвигах запоем читал книги. Элегические заключительные кадры, призванные донести мысль об изменчивости славы, преходящей, коварной, непостоянной, которые резко контрастируют с бравым, торжественным прологом (выступление на фоне гигантского флага США), получат развитие в телефильме, посвящённом последнем дням Паттона. Не удивительно, что Джордж К. Скотт, исполнивший, возможно, самую выдающуюся в карьере роль (пусть и демонстративно отказался от премии «Оскар», назвав соревнование актёров «парадом мяса»), не упустит шанс вернуться к знаменитому образу.

.

__________
1 – Между прочим, здравствовавшего и активно консультировавшего кинематографистов о событиях, участником многих из которых являлся.
2 – Цыркун Нина. «Новые правые» в Голливуде. // Искусство кино. – 1982, № 2. – С. 138

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Красота сволочной профессии // Видео-Асс Известия. – 1998, № 1 (36). – С. 114-119.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter