Пегги Сью вышла замуж / Peggy Sue Got Married (1986)

Кудрявцев Сергей. Необузданный Кейдж // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 18-22.

ВИДЕОДОСЬЕ

НЕОБУЗДАННЫЙ КЕЙДЖ

«Выпущенный из клетки Кейдж» – так можно было бы назвать эту статью. Но, к сожалению, на русском языке не звучит английский каламбур «Uncaged Cage», где псевдоним актера означает как раз «клетка». Странно, что Николас Коппола, племянник знаменитого американского кинорежиссера Фрэнсиса Форда Копполы, создавший себе имидж исполнителя, который разрушает все преграды, нарушает всевозможные условности и творит в собственное удовольствие, совершенно не задумываясь о правилах игры, а порой язвительно и саркастично высмеивает свои же причуды и привычки, – избрал такую не соответствующую его поведению на экране и в жизни фамилию Кейдж. Он абсолютно не «кейджеобразен»: раскован и независим от природы, анархичен и беспечен по сути, естествен и дик сердцем».

Кстати, фильм «Дикие сердцем» Дэйвида Линча, название которого лучше было бы перевести как «Необузданные в глубине души», окончательно укрепил уже сложившееся у многих представление о манере существования и ироничного комедиантства Николаса Кейджа. Его роль шального парня по прозвищу Сейлор, то есть «Морячок» (нет ли тут скрытой отсылки к комиксовому герою Попаю или более сказочному персонажу Синдбаду-мореходу?!), трудно отнести к самопародийным, просто хохмаческим. Актер виртуозно, а главное, непринужденно, что называется, «на голубом глазу», невероятно тонко и изящно выполняет задание режиссера по упоительно-любовном демифологизации образа очередного «бунтовщика без причины», противостоящего «романсо-вым» или «сладко-мелодичным» («Люби меня нежно») силам коварного зла, которое, в соответствии со смехотворными клише, опутало своими сетями невинно-беззащитную Америку, вдобавок персонифицированную в облике томной блондинки Лулы, «мадоннизированной» куколки с отдаленным намеком на Мерилин Монро. Сейлор закономерно начинает смахивать на романтизированного Элвиса Пресли, который милее массовому сознанию, чем другие «возмутители спокойствия». Например, Марлон Брандо или Джеймс Дин. «Нет повести потрясней, ве-вор-a-lula, чем эта повесть о Сейлоре и Луле». Кейдж получает явное наслаждение, купаясь в подобном постмодернистском придуривании, где карнавал масок и мифов, интеллектуально развенчивающих пассажей, едких, линчующих, типично линчевских выпадов против благостночинного спокойствия одноэтажной провинциальной Америки жанровую природу «крутой лав сгори», в которой внезапная любовь двух юных душ осложняется «дабл трабл» со стороны мамаши-ведьмы и мафиози-беса.

Но это актерское исполнение не было бы столь изощренно комичным и пикантным (из-за таящегося в глубине подвоха), если бы Николас Кейдж не успел сыграть несколько чудаковатых, «очарованных» персонажей не от мира сего, с лица которых как будто не сходит удивление от того, что происходите ними. Ранние шалопаи и сумасброды сменились стихийными бунтарями («Бойцовая рыбка») и теми, кто бросил вызов об-

18

ществу («Клуб «Коттон»). Именно у постановщика этих двух лент, своего дяди, Кейдж впервые предстал в ироническом качестве незадачливого мужа той самой Пегги Сью, которая вроде бы зря восемнадцать лет назад вышла замуж. Двадцатидвухлетний актер (а родился он 7 января 1964 года в Нью-Йорке), который был на десять лет младше, чем Кэтлин Тернер, исполнительница роли его экранной жены, создавал образ «вечного юноши», непутевого прожигателя жизни, растрачивающего собственный житейский дар на мелочи и пустяки, пока угроза развода не заставила его задуматься – надолго ли?!

Заявленный в картине «Пегги Сью вышла замуж» шутливый образ начинающего художника с блеском воплощен в двух трогательно-юмористических ролях «горе-неудачников», которые жаждут перемен в своей беспутной и даже преступной жизни и открывают неизъяснимые радости любви, супружества и родительских чувств.

«Воспитание Аризоны» и «Очарованные луной» (думаю, такой перевод точнее, чем «Лунатики», «Помешанные» и т.п.) принесли Николасу Кейджу широкую известность. Критики тоже оценили экстравагантную комедию братьев Коэнов о бывшем преступнике, похитившем ребенка ради воспитания в своей бездетной семье, и романтическую комедию Нормана Джуисона об ошеломляющих страстях и «лунатизме души», которые проявляются в момент полнолуния. Кейдж в каждом из фильмов верно чувствует интонацию повествования, демонстрируя способность мгновенного переключения с эксцентрики на легкий, добрый юмор. Он полон искренне человеческой симпатии к чуть блаженным героям, ищущим простого счастья неисповедимыми путями или нагромождающим перед собою немыслимые препоны, которые приход

20

дится преодолевать уже в буйном порыве, в неистовстве желаний. Человек, вырывающийся из клетки в стремлении к свободе, не может не быть прекрасным, несмотря на то, что его заключение оказалось мнимым или условным. Актер подтрунивает над яростной и подчас вульгарной несдержанностью грубоватых персонажей, которые действительно похожи на молодых зверей, только что избавившихся от неволи, но не превращает их в комических марионеток, вызывающих дружный хохот. Живые, колоритные характеры с некоторыми странностями во внешнем облике и поведении узнаваемы и запоминаемы, а сам исполнитель моментально становится обладателем популярного имиджа «нового битника» конца 80-х годов, «хипаря» эпохи консерватизма по Рейгану, легкомысленного изгоя, все так же не вписывающегося в общество современных «яппи», которые предпочитают без риска для жизни и карьеры изредка «погулять на стороне».

Впрочем, у Николаса Кейджа существует реальная опасность бездумного тиражирования найденного амплуа (об этом можно судить, например, по глупой мелодраме с элементами эротики и криминальной истории под названием «Зэндали») или не очень удачного поиска иной характерности, «вторжения на чужую территорию» (как, в частности, в фильме «Огненные птицы», слабой копии «Офицера и джентльмена» и «Супер-аса» с любимчиками публики Р.Гиром и Т.Крузом). Новые работы в картинах «Медовый месяц в Лас-Вегасе» и «Эймос и Эндрю», по всей видимости, тоже не станут открытием в его кинобиографии. «Необузданный Кейдж» рискует оказаться в «клетке своего экранного образа, если по-прежнему будет сохранять авантюрно-комедийный или надрывно-мелодраматический стиль игры, но без человечности сквозь издевку», которая, безуслов-

21

но, присутствует не только в фильмах «Воспитание Аризоны» и «Очарованные луной», но и, что ни говорите, в лентах Линча (вслед за картиной «Необузданные в глубине души» Николас Кейдж появился у него в парафразной и почти буквально на пару фраз роли в музыкальной фантазии Индустриальная симфония № 1. Сон девушки с разбитым сердцем»).

Мне кажется, что более перспективен для актера путь драматического постижения характеров людей отверженных, выброшенных на обочину, не приспособившихся по разным причинам к нормальному существованию. Достаточно вспомнить одну из первых картин Кейджа – «Птичка» режиссера Элана Паркера, где он сыграл Эла, юного ветерана войны во Вьетнаме. Тот обостренно воспринимает свою ненужность и заброшенность по возвращении в Америку, тем более, что его единственный друг по прозвищу Птичка попал в психиатрическую клинику, уже в безумном воображении осуществляя грезы о полете. Вроде бы вольный, Эл выглядел подавленным и трагически обреченным по сравнению с узником Птичкой, который в камере уже не нуждается ни в чем. И быть может, катарсисный финал – это мечта и Эла, впервые пожелавшего покинуть грешную, безрадостную землю.

Николасу Кейджу нет еще и тридцати, и его несомненный талант может раскрыться с большей силой и полностью вырваться из плена загадочной натуры. Даже злая на язык актриса Шон Янг, имеющая титул «Мисс Неприятности», одобрительно отозвалась о своем партнере по фильму «Огненные птицы», сделав для него редкое исключение: По-настоящему хороший актер, который очень великодушен и добр, но несколько странен»

Сергей КУДРЯВЦЕВ

22

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+