Перед дождём / Pred dozhdot (1994)

Прохорова Ирина. Вкруге дождя // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 12-13.

АВАНПРЕМЬЕРА

НОВЫЕ ИМЕНА

«Видео-Асс «ПРЕМЬЕР» и прежде печатал работы молодых – можно назвать Станислава Ростоцкого, Александра Кулиша, Юлию Зуеву, Милену Мусину, Анну Филимонову, Анастасию Машкову, Алексея Одинокова, Оксану Еремееву, Евгения Малышева. Новым авторам, в том числе начинающим (хотя верна поговорка «кто начал – тот не начинающий»), надо помогать с публикацией, пока эти критики имеют свежие, неординарные идеи, порой иначе смотрят на многие явления в искусстве. Беря на себя труд по поиску и представлению дебютантов в кинокритике, редактируя их первые работы, мы не только вводим новичков в круг печатающихся, но и в общении с ними не считаем зазорным чему-то полезному поучиться. Мы будем печатать и впредь тех, кто не обладает опытом сотрудничества с прессой. Автор предлагаемой рецензии – совсем юная девушка, студентка первого курса киноведческого отделения ВГИКа – пишет о получившем резонанс в киномире дебюте режиссера Милчо Манчевского. Его фильм «Перед дождем» разделил с тайваньской лентой «Первая любовь» главный приз в Венеции-94, получил там еще несколько премий, был номинирован на «Оскара» и, наконец, признан лучшим по опросу на фестивале в Санкт-Петербурге в июне 1995 года.

В КРУГЕ ДОЖДЯ

«ПЕРЕД ДОЖДЕМ» (BeforetheRain)

Великобритания-Франция-Македония, 1994. Автор сценария и режиссер Милчо Манчевский. Оператор Мануэль Теран. В ролях: Раде Шербеджия, Грегуар Колен, Лабина Митевска, Кэтрин Карт-лидж, Сильвия Стояновска. Джей Вилльерс.

Музыка группы «Анастасия». Хронометраж — 115 минут.

Появление именно сейчас режиссерского дебюта Милчо Манчевского, выходца ив Македонии, живущего в Нью-Йорке, наверное, можно отменить сложившейся запутанной ситуацией в бывшей Югославии. По понятно и волнение молодого постановщика, который находясь в другой стране недалека еще острее воспринимает все происходящее на родине.

Успех этой ленты скорее всего связан с необычностью взгляда на актуальные события словно с двух сторон: извне, с точки зрения человека за пределами Балкан, и изнутри, с позиции людей, живущих в состоянии войны или, что, может быть, еще хуже, в ожидании братоубийства. Эта двойственность выражена не только благодаря присутствию автобиографического героя, но и в оригинальной конструкции фильма. Александр – фоторепортер, живущий в Лондоне, снимавший в различных горячих точках планеты, получил престижную Пулитцеровскую премию за свои работы. Но в других странах он всегда оставался «посторонним». А побывав после долгого перерыва в охваченной междоусобной войной Боснии, Александр хочет уговорить свою лондонскую возлюбленную Энн отправиться с ним в Македонию. Таги, к счастью, еще нет крупномасштабных конфликтов, но постоянно случаются вооруженные стычки между македонцами и албанцами. Один из молодых монахов греко-православной церкви, принявший обет молчания, в первой новелле картины не выдает македонцам спрятавшуюся у него в келье албанскую девушку, но потом вынужден уйти из монастыря. Ее, дочь женщины, в которую когда-то в юности был влюблен Александр, кстати, дядя монаха, спасает от расправы приехавший на родину фоторепортер, но гибнет сам, убитый своим двоюродным братом.

Есть еще лондонская новелла, которая вклинивается в два как бы зеркально выстроенных эпизода с нарушением хронологии. Энн, полу-

12

чившая от Александра сделанные им фотографии, видит на снимках убитого монаха и застывшую в горе албанскую девушку. Это или намеренная ошибка авторов, или своеобразное предчувствие трагического исхода.

Можно вспомнить, что кино произошло от «движущихся картинок» и является ближайшим родственника» фотографии. Александр – альтер-эго Милчо Манчевского, который ранее снимал видеоклипы. Они оба живут на чужбине и после долгого промежутка времени приезжают на родину. Главный герой как бы передает мысли и чувства режиссера, побывавшего в похожей ситуации там, где люди убивают, по их мнению, из религиозных побуждений, но не помнят о Боге.

Картина «Перед дождём» состоит из трех новелл: «Слова», «Лица» и «Фотографии». Ее можно воспринимать и в качестве хроники реальных событий, зафиксированных фоторепортером, и как поучительную притчу. То, что действие движется будто вспять, создает у зрителей иллюзию надежды на благополучное разрешение, возможность вырваться из замкнутого круга, способность героев преодолеть безысходность событий.

Нарушение епитимьи приводит к смерти монаха в первой новелле. Повздорившие в лондонском ресторане официант и похожий на круглого мафиози посетитель устраивают перестрелку, случайной жертвой которой оказывается муж Энн, тоже вступивший с ней в семейную перебранку. А Александр гибнет после того, как его двоюродного брата подначивают односельчане, требуя неразумной мести за дерзкие поступки албанской девушки. Во всех трех новеллах, имеющих самостоятельный сюжет, присутствует общий мотив противопоставления человека человеку. Но если в двух первых это хоть как-то может быть объяснено с религиозно-этнических позиций, то в третьей брат поставлен против брата.

А в атмосфере пейзажей, напротив, господствует редкостное умиротворение. В некоторых случаях (например, в ночных сценах) окружающая природа словно специально окрашена в романтические, почти сказочные тона. И на этом фоне еще резче выглядит неестественность и неоправданностъ столкновений людей.

Ирина ПРОХОРОВА

«Перед дождем» обвиняет людей, которые начали братоубийственную войну и виновны в этом больше, чем обманывающие их политики или ООН».

Дебора ЯНГ, «Вэрайети»

«Сербский писатель Вук Драшкович, находящийся в оппозиции к правительству, заявил: «Обострение ситуации в Македонии привело бы к дестабилизации всего Балканского полуострова, поскольку Сербия, Албания, Греция, Болгария и, возможно, Турция оказались бы немедленно вовлеченными в конфликт, и в дальнейшем он мог бы перерасти в новую мировую войну».

Газета «Сегодня»

13

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+