Первая сила / The First Power (1990)
Другие названия: «Пентаграмма» / «Pentagram», «Транзит» / «Переправа» / «Transit».
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёры Роберт Резникофф.
Автор сценария Роберт Резникофф.
Композитор Стюарт Коупленд.
Оператор Тео ван де Санде.
Жанр: криминальный фильм, фильм ужасов, триллер
Краткое содержание Детектив Рассел Логан (Лу Даймонд Филлипс) получает по телефону сведения, где найти маньяка Патрика Чэннинга (Джефф Кобер), прозванного газетчиками «Убийцей с пентаграммой», которого благополучно задерживают и по решению суда — отправляют на электрический стул. Однако на полицейского выходит Тесс Ситон (Трейси Гриффит), объясняющая, что звонила она, узнав о местонахождении преступника благодаря врождённому медиумическому дару. К несчастью, Логан не выполнил настоятельную просьбу девушки — не умерщвлять Чэннинга, обладающего первой силой, то есть способностью возвращаться к жизни.
Также в ролях: Майклети Уильямсон (детектив Оливер Франклин), Элизабет Арлен (сестра Маргарита), Деннис Липскомб (Аль Перкинс), Кармен Аргенциано (лейтенант Граймс), Джулианна МакКарти (бабушка).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.02.2015
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первую постановку Роберта Резникоффа (имеющего, судя по «американизированной» фамилии, русские корни), «Джоггер» /1988/, видел мало кто – да и полицейская комедия «Крутая парочка» /1989/, в создании которой он принимал участие в качестве сценариста и сопродюсера, не демонстрировалась, несмотря на солидные производственные затраты, в национальном кинопрокате. Тем не менее режиссёр-кинодраматург получил неплохой бюджет ($10 млн. – немногим меньше, чем у «Изгоняющего дьявола 3» /1990/, вышедшего четырьмя месяцами позже), а главное, заинтересовал достаточное количество зрителей1, прежде всего любителей хорроров. И, кстати, среди сольных проектов Лу Даймонда Филлипса именно «Первая сила» оказалась наиболее успешной.
Один из самых страшных моментов картины – когда Логан, проснувшись в своей холостяцкой квартире, заходит в ванную комнату и обнаруживает, что стены испещрены надписями и магическими (используемые сатанистами) символами, нанесёнными кровью. А как только он просит пришедшего в гости коллегу взглянуть на это на предмет необходимости срочно вызвать экспертов-криминалистов, всё исчезает… Возникает надежда, что Резникофф решил выдержать действо на грани между реальным и воображаемым (точнее, «галлюцинаторным»), и детективу вместе с согласившейся помочь девушкой-медиумом придётся не заниматься поимкой преступника, но бороться с бесплотным злом. Со злом, проникшим в их собственные натуры. К сожалению, ожидания не оправдываются. Даже привнесение оккультных мотивов (сестра Маргарита поясняет, что третья сила, которой одаривает поклонника дьявол, позволяет вселяться в других, вторая наделяет способностью предвидения будущего, а главная, первая есть умение воскресать) не помогло авторам скрыть – скажем деликатно! – источник вдохновения. Роберт, по сути, идёт дорогой (вплоть до откровенного подражания), указанной Уэсом Крэйвеном в «Электрошоке» /1989/, где дух маньяка-убийцы, казнённого на электрическом стуле, схожим образом овладевал чужими телами. И ему всё-таки не хватает мастерства, чтобы органично совместить динамизм развития экранных перипетий с искусством нагнетания саспенса. Мужество каскадёров, исполнявших сложные трюки (включая прыжок с пятого этажа здания и через окно – в квартиру, к вящему ужасу Рассела и Тесс), бесспорно, заслуживает восхищения. Но когда кульминационная битва с Чэннингом принимает форму не битвы интеллектов, а рукопашной драки и перестрелки (даром что Патрик принимает обличие монахини, с вызовом вопрошая оппонента, каково ему, католику, стрелять в Христову невесту?!), это приобретает несерьёзный, слегка комический оттенок. Харизмы Филлипса оказывается недостаточно, чтобы придать событиям эсхатологического (по замыслу) толка величественность. Впрочем, в его защиту следует отметить то, что и сам Арнольд Шварценеггер не покажется безусловно убедительным в образе полицейского, волевым усилием предотвращающего наступление конца света.
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $22,4 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Бахчиев Юрий. На малом экране. Видеообзор // Мы. – 1991, № 10. – С. 192-193.
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 12. – С. 32.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий