Пэт Гэрретт и Билли Кид / Pat Garrett & Billy the Kid (1973)

Десмонд Норма. Джеймс Коберн. Опережающий пулю // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 82-83.

ЛЕГЕНДА: ФИЛЬМ

ДЖЕЙМС КОБЕРН

Опережающий пулю

Если разместить семерку «великолепных» ковбоев по степени их впечатления на зрителей, то после Криса-Бриннера будет идти метатель ножей Бритт-Коберн. Сцена дуэли на станции стала одной из лучших в фильме. А ведь этот долговязый ковбой появился на экране всего в третий раз.

Джеймс Коберн родился 31 августа 1928 года в штате Небраска, учился в Южнокалифорнийском университете, а актерскую профессию получил в Нью-Йорке на курсах Стеллы Адлер. После театрального дебюта в «Билли Бадде» по Генри Меллвилу подрабатывал в телерекламе, пока режиссер Бадд Боттикер не пригласил его на небольшие роли в вестернах «Скачи один» и «Лицо беглеца» (1959).

Успехом «Семерки» Коберн не преминул воспользоваться и основал независимую кинофирму «Пэнпайер» (переименованную впоследствии в «Армагеддон продакшнз»). Главные роли в авантюрных телесериалах «Клондайк» и «Акапулько» закрепили его амплуа «крутого парня».

Джон Стерджес в «Большом побеге» (1963) снял еще раз старых друзей – Стива Маккуина и Коберна.

Новатор вестерна Сэм Пекинпа, встретившись с Коберном на съемках «Майора Данди (1964), надолго сохранил с ним творческий союз. Вместе они сделали «Пэта Гаррета и Билли Кида» (1973), где классическии сюжет рассказан с жесткой откровенностью. Но лучшей их совместной работой стал фильм, к жанру вестерна относящийся лишь по своей структуре – «Железный крест» (1977) о приключениях солдата вермахта на Восточном фронте. Обвиненный у нас в антисоветизме, реваншизме, бесчеловечности, это по сути был фильм-драма о солдате, который в экстремальных условиях хочет быть не пушечным мясом и не зверем, а человеком. Коберн как «прирожденный ковбой» угонял караван фургонов на Запад – «Прикуси пулю», в паре с Чарлтоном Хестоном изображал «Последних крутых мужчин» (1975). Классик спагетти-вестерна Серджо Леоне пригласил его на роль наемника мексиканских повстанцев в «Пригоршню динамита» (1971), а его коллега Тонино Валери – сыграть дезертира в «Причине жить, причине умереть» (1972).

Ковбойскую пружинистую походку, нагловатость, цинизм и невозмутимость Коберн сохранял и в других ролях. В триллерах «Мертвый полицейский на карусели» (1966), «Тяжелые времена» (1975), «Огневая мощь» (1979) вполне убедителен Коберн-полицейский. Комедийный дар актера открыл Блейк Эдвардс в фильмах «Что ты делал на войне, папа?» (1966) о похождениях американских солдат в послевоенной Италии и в «Лечении по методу Кэри» (1972) о докторе, расследующем убийство в госпитале.

В 60-е Коберн увлекся боевыми искусствами, а затем и восточной философией, что проявилось десятилетие спустя, когда он совместно с Брюсом Ли написал сценарий «Молчащая флейта» («Железный круг»), который реализовал в 1978 году режиссер Ричард Мур.

Он продолжал активно сниматься на телевидении в сериалах «Проклятье Дэйна» (по Дэшиелу Хэммету), «Темная комната», «Малибу», «Цифровые сны». Особенно любопытен фильм «Давай на спор» (1984), где в паре с другим ветераном Голливуда – Керком Дугласом они разыграли противостояние шерифа и преступника. Неожиданной для его имиджа стала роль папы Карло в рождественском варианте «Пиноккио» (1983).

Сын Коберна Джеймс пытается идти по отцовским стопам, снявшись в боевике о поисках южноамериканских сокровищ «Воин Тукседо». Любопытно, что и Коберн-старший согласился на небольшую роль в молодежном вестерне «Молодые стрелки – 2», вновь о банде Билли Кида.

На открытие нового ресторана «Планета Голливуд» почти семидесятилетний Коберн явился в сопровождении очередной молоденькой жены. Так что, может быть, появится еще одна актерская династия.

Норма ДЕСМОНД

83

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+