Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975)

Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Пикник у Нависшей скалы» / «Пикник у Хангинг-Рок» / «Пикник у Хэнгинг-Рок» (варианты перевода названия).

Австралия.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Питер Уир.

Автор сценария Клифф Грин по роману Джоан Линдси.

Композитор Брюс Смитон (дополнительная оригинальная музыка).

Оператор Рассел Бойд.

Жанр: драма, детектив

Краткое содержание
В субботу 14-го февраля 1900-го года группа учениц колледжа миссис Эппльярд (Рейчел Робертс) отправилась на пикник к Висячей скале, что неподалёку от Маунт-Маседон в штате Виктория. Во второй половине дня три девушки, Миранда (Энн-Луиз Лэмберт), Ирма (Карен Робинсон) и Мэрион (Джейн Вэллис), а также мисс МакКро (Вивеан Грэй), престарелая преподавательница, бесследно исчезли…

Также в ролях: Хелен Морс (мадемуазель де Пуатье), Кирсти Чайлд (мисс Ламли), Тони Ллевелин-Джонс (Том), Джеки Уивер (Мини), Фрэнк Ганнелл (мистер Уайтхед), Кристина Шулер (Эдит), Маргарет Нельсон (Сара), Ингрид Мейсон (Розамунда), Дженни Ловелл (Бланш), Джанет Мюррей (Джулиана).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.02.2016

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975): кадр из фильма
Отправились на пикник

Питера Уира можно считать автором чуть ли не самой грандиозной мистификации в истории кинематографа, на фоне которой резонанс, вызванный итальянцем Руджеро Деодато («Ад каннибалов» /1980/), не говоря уже о дебютантах из США Дэниеле Мирике и Эдуардо Санчесе с их «Ведьмой из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, покажется неудачной и не слишком убедительной шуткой. Причём режиссёру, равно как и писательнице Джоан Линдси (её одноимённое произведение адаптировал для экрана Клифф Грин, ранее работавший преимущественно на телевидении), даже не потребовалось никого заверять в том, что экранные события действительно имели место в последний год уходящего XIX века. Зритель оказывается загипнотизирован ёмким и сухим, точно выдержка из полицейского отчёта, сообщением во вступительных титрах, ни секунду не сомневаясь, что видит аутентичную реконструкцию инцидента, так и оставшегося загадкой для сотрудников правоохранительных органов и окрестных жителей. Такое невозможно сочинить!

Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975): кадр из фильма
Отличный солнечный день

Между прочим, не послужил ли роман «Пикник у Висячей скалы» /1967/ косвенным источником вдохновения нашим соотечественникам Аркадию и Борису Стругацким, описавшим в «Пикнике на обочине» /1972/ (дело не только в сходстве названий!) феномен Зоны1, происхождение и назначение которой остаются пугающе непонятными и для ведущих учёных человечества? Однако замысел Линдси и Уира, пожалуй, тоньше: они тщательно избегают озвучивания любой научно-фантастической гипотезы – с логическим ударением на прилагательном «фантастической», поскольку как раз наука имеет в фильме принципиальное значение. Мисс МакКро рассказывает воспитанницам, что с геологической точки зрения Висячая скала совсем молода, поскольку образовалась лишь около миллиона лет назад, не обратив внимания на то, что одна из девушек озвучивает – то ли всерьёз, то ли в шутку – странный вывод: «Миллион лет! Она ждала именно нас». Да и непосредственно перед исчезновением опытная учительница, отличающаяся редкостной дисциплинированностью и мужским складом ума, вдохновенно, словно поэтический сборник, читает учебник по геометрии. Она же чуть ранее не придаёт должного значения, списав на магнетизм, и остановке нескольких карманных часов ровно в двенадцать пополудни…

Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975): кадр из фильма
Она знает тайну?

Казалось бы, лучше и не передать мысль, если воспользоваться саркастическими словами Владимира Высоцкого, «о бессилии науки перед тайною Бермуд». Вот только авторы не ограничиваются признанием наивности людского интеллекта претендовать на исчерпывающе точные, экспериментально подтверждаемые знания во всех областях – нет, в любой области, выходящей за рамки искусственного, втиснутого в жёсткие рамки социального мирка, моделью которого (во всяком случае для рафинированной викторианской эпохи) воспринимается колледж Эппльярд. На поверку не поддаётся контролю даже собственная душа (психика), не позволяющая Эдит и чудом найденной Ирме вспомнить о случившемся на скале, а усилия полиции, сознательно или непреднамеренно придерживающейся в расследовании спасительного принципа «бритвы Оккама»2, приносят куда меньше плодов, чем прозрение молодого аристократа, прислушавшегося к тревожным снам…

Пикник у Висячей скалы / Picnic at Hanging Rock (1975): кадр из фильма
Устала…

Любопытно (и знаменательно!), что тридцатиоднолетний Питер Уир осуществил постановку «Пикника у Висячей скалы» в перерыве между «Машинами, которые съели Париж» /1974/, где с «чёрным юмором» поведал о конце света в отдельно взятом населённом пункте, и сумрачной «Последней волной» /1977/, предрёкшей наступление Апокалипсиса. В данном контексте происшествие в окрестностях Маунт-Маседон, приключившееся в канун последнего для утончённого и бурного столетия Дня святого Валентина, столь почитаемого юными ученицами, тем более обретает характер зашифрованного послания – предостережения о грядущих катаклизмах разной природы. Но в самый ответственный момент кинематографист осторожно уходит от тёмной стороны действительности, обрывая рассказ не развязкой, которая бы заставила вздрогнуть и Альфреда Хичкока, а воистину прекрасными мгновениями. Да и любовно воспроизведённая, утончённая, чарующая атмосфера пикника с божественными созданиями в белоснежных одеяниях потребовалась ему не для усиления контраста. «Что видим мы, что видят в нас – есть только сон. Сон внутри другого сна», – открывающее повествование размышление Миранды3, сущего ангела Боттичелли во плоти, даёт ключ не к пониманию последующих событий, но к возможности их прочувствовать, постичь на глубинном интуитивном уровне, невыразимом словами. Наивно рассчитывать на постижение разумом неохватного Мира – им можно только восхищаться, поражаясь мудрости и величию Творца. Фильм, конечно, не пользовался таким же громким международным успехом, как «Безумный Макс» /1979/, со «звездой» которого Питер встретится позже, но замечательно прошёл в национальном кинопрокате, при бюджете в AUD440 тыс. принеся (по состоянию на 2004-й год) AUD5,1 млн. А главное, внёс неоценимую лепту в рост престижа самобытной австралийской кинематографии.

.

__________
1 – Тем более что в интервью один из братьев называл местом действия повести «скорее всего, Канаду» или «какую-нибудь Австралию», «британскую в прошлом колонию».
2 – Вспомним скептическое замечание инспектора, услышавшего от Эдит упоминание о красном облаке.
3 – Вольная цитата из стихотворения Эдгара Аллана По «Сон во сне».

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий для Евгений Нефёдов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+