Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003)

Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Пираты Карибского моря» / «Pirates of the Caribbean» (США: рабочее название), «П.К.М.» / «P.O.T.C.» (США: рекламное название).

США.

Продолжительность 143 минуты.

Режиссёр Гор Вербински.

Авторы сценария Тед Эллиот, Терри Россио по сюжету Теда Эллиота, Терри Россио, Стюарта Битти, Джэя Волперта.

Композитор Клаус Бадельт.

Оператор Дариуш Вольский.

Также на премии «Оскар» номинировались: Ви Нейлл, Мартин Сэмюэл (грим), Кристофер Бойес, Дэвид Паркер, Дэвид Э. Кэмпбелл, Ли Орлофф (сведение звука), Кристофер Бойес, Джордж Уоттерс II (звуковой монтаж), Джон Кнолл, Хэл Т. Хикел, Чарльз Гибсон, Терри Д. Фрэззи (визуальные эффекты).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Знаменитый пират Джек Воробей (Джонни Депп, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), лишившийся быстроходного корабля «Чёрная жемчужина» после того, как Гектор Барбосса (Джеффри Раш) подбил команду на бунт и занял место капитана, инкогнито прибывает в Порт-Ройал. Волей случая он спасает жизнь Элизабет (Кира Найтли), прекрасной дочери губернатора Уизерби Суонна (Джонатан Прайс), которой как раз сделал предложение руки и сердца командор Норрингтон (Джек Дэвенпорт), что, впрочем, не спасает чужака от заточения в темницу. Однако в этот момент прибрежный город подвергается нападению морских разбойников.

Также в ролях: Орландо Блум (Уилл Тёрнер), Ли Аренберг (Пинтел), Маккензи Крук (Рагетти), Дэмиан О’Хэйр (лейтенант Джиллетт), Джилс Нью (Мёртогг), Ангус Барнетт (Маллрой), Дэвид Бэйли (Коттон), Майкл Берри-мл. (Твигг), Айзек К. Синглтон-мл. (Бо’сун), Зои Салдана (Аннамария), Тревор Годдард (Грэппл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.09.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003): кадр из фильма
Джек Воробей не сдаётся?

После ряда звучных коммерческих фиаско (прежде всего – полупародийных «Пиратов» /1986/ Романа Поланского и «Острова головорезов» /1995/, вроде бы созданного Ренни Харлином с учётом запросов публики на современные кинобоевики) казалось крайне рискованным вкладывать средства в новые проекты, посвящённые подвигам приверженцев «Весёлого Роджера». Не случайно же руководство Walt Disney Pictures долго – порядка десяти лет – не решалось запустить в производство сценарий Теда Эллиота и Терри Россио, а затем склонялось к идее профинансировать скромный и недорогой фильм, предназначенный сразу для выпуска на видеокассетах и DVD-дисках, минуя кинотеатры. Ключевым стало, вероятно, подключение к проекту продюсера Джерри Брукхаймера, изыскавшего на постановку $140 млн., которые не только не уподобились сокровищам, захороненным под толщей вод, но – вернулись солидными прибылями (добычей!). Картина моментально выбилась в лидеры сезона, собрав $305,4 млн. в национальном прокате и $653,9 млн. – в мировом, незначительно уступив только анимационному опусу «В поисках Немо» /2003/, также океаническому по тематике.

Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003): кадр из фильма
Союзники поневоле

Гор Вербински, будучи последним на сегодняшний день заметным учеником Стивена Спилберга, от фильма к фильму приносившим всё более внушительные дивиденды кинокомпании DreamWorks SKG, вполне следует классическим, складывавшимся десятилетиями голливудским традициям в изображении на экране благородных и бесстрашных морских разбойников. Но если персонаж Орландо Блума является данью уважения героико-романтическим образам Дугласа Фэрбэнкса, Эррола Флинна, Тайрона Пауэра, Юла Бриннера и т.д. вплоть до Денниса Хоппера в обличии Бешеного пса Моргана, то Джонни Депп – откровенно наслаждается эксцентричной и в высшей степени экстравагантной партией. Величайший из капитанов, какого только знало Карибское море, на поверку предстаёт подозрительным, непредсказуемым и то ли вечно пребывающим в состоянии дурмана (даже без привычной бутылки рома!), то ли страдающим… лёгкой формой дисфункции опорно-двигательного аппарата. Актёр озвучивал в интервью любопытную мысль о том, что пираты занимали в массовой культуре XVIII века примерно ту же нишу, которая сегодня отведена популярным музыкантам1 (в данной связи знаменательно, что режиссёр начинал гитаристом в панк-группе The Daredevils), и это, в принципе, многое проясняет в пристрастиях Джека к пёстрым лохмотьям и густому гриму. Таких безудержных импровизаций в карьере выдающегося лицедея, стремительно ворвавшегося в число самых высокооплачиваемых знаменитостей «фабрики грёз» и наконец-то удостоившегося внимания Американской киноакадемии, ещё не было! Не забудем отметить и Киру Найтли, сочетающую очарование с силой характера и незаурядным умом.

Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины / Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (2003): кадр из фильма
Вперёд, навстречу приключениям

И всё же главной находкой авторов, черпавших вдохновение в одноимённых тематических аттракционах2 калифорнийского Диснейленда и Диснейуорлда, расположенного во Флориде, является, несомненно, внезапное привнесение в типичную приключенческую ленту мистики – в духе Роберта Родригеса, первым, не считая отдельных (и не столь радикальных) ранних попыток, применившего своеобразную жанровую инверсию в картине «От заката до рассвета» /1996/. Уже в разгар штурма Порт-Ройала возникают странные вещи (вроде подозрительных манипуляций одного из нападающих с собственным глазом) – и потрясение мисс Суонн, посвящённой при лунном свете в леденящую кровь тайну, трудно передать словами! Мотив проклятия «Чёрной жемчужины», довлеющего над членами команды Барбоссы, позарившимися на свою голову на золото Кортеса, оборачивается форменным нашествием evil dead, включая дуэль с… отрезанной человеческой рукой, назойливой и наглой, что заставляет увидеть события совсем другими глазами. Особенно активно пользуется отдающими «чёрным юмором» красками, естественно, австралиец Джеффри Раш, чей амбициозный капитан страдает от невозможности насладиться вкусом любимых яблок. И хотя Дон Чэффи и создатель спецэффектов Рэй Харрихаузен ещё в «Ясоне и аргонавтах» /1963/, задолго до Сэма Рэйми, поразили воображение захватывающей схваткой мореплавателей с ожившими скелетами, именно после феерии Вербинского знаменитые слова из гимна стивенсовских пиратов – «15 человек на сундук мертвеца…» – приобрели совершенно новый, зловещий и непреднамеренно пророческий смысл.

.

__________
1 – Правда, отрицая, что подражал манере поведения конкретных «звёзд» (например, закадычного приятеля Кита Ричардса).
2 – Между прочим, закрытых в свете триумфа «экранизации» на модернизацию и вновь ставших доступными для посетителей в июне-июле 2006-го года.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+