Под предварительным следствием / Garde à vue (1981)

Под предварительным следствием / Garde à vue (1981): постерПолнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Задержан по подозрению в убийстве» (Россия: кинопрокат), «Содержание под стражей в полиции» / «Под стражей» (варианты перевода названия), «Инквизитор» / «The Inquisitor», «Допрос с пристрастием» / «The Grilling», «Под подозрением» / «Under Suspicion» (международные англоязычные названия).

Франция.

Продолжительность 87 минут.

Режиссёр Клод Миллер (номинация на «Сезар»).

Авторы сценария Клод Миллер, Жан Эрман по роману Джона Уэйнрайта, автор диалогов Мишель Одиар (премия «Сезар»).

Композитор Жорж Делерю.

Оператор Брюно Нюиттен (номинация на «Сезар»).

Также на премию «Сезар» номинировался Поль Лэн (звук).

Жанр: криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Вместо того, что отмечать Новый год, нотариус Жером Мартино (Мишель Серро, премия «Сезар») вынужден проводить время в полицейском участке. Именно он обнаружил тело зверски убитой девочки и сообщил об этом в правоохранительные органы, но вскоре из свидетеля превратился в главного подозреваемого. Инспектор Антуан Галльен (Лино Вентура) понимает, что имеет дело с уважаемым и состоятельным человеком, однако всё больше косвенных улик указывает на Жерома как на преступника. К тому же, мэтр Мартино явно что-то скрывает, не понимая, что опытному следователю не составит труда уличить его во лжи. Даже в ходе предварительного следствия.

Также в ролях: Роми Шнайдер (Шанталь Мартино), Ги Маршан (инспектор Марсель Бельмон, премия «Сезар»), Дидье Агостини (молодой полицейский), Патрик Депейрра (полицейский), Пьер Мажелон (Адами), Анни Миллер (мама Камиллы), Серж Малик (автослесарь), Эльза Лунгини (Камилла).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.01.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Под предварительным следствием / Garde à vue (1981): кадр из фильма
Уставший инквизитор

Джон Уэйнрайт отличался феноменальной плодовитостью, оставив после себя семьдесят восемь (!) романов преимущественно криминальной тематики, сборники рассказов, четыре произведения документальной прозы, включая два автобиографических, и семь радиопьес. Увы, его популярность оказалась недолговечной – и даже уход в мир иной (в 1995-м году) пресса почти не заметила. Ещё более странным кажется отсутствие интереса к творчеству британского писателя со стороны кинематографистов. Вероятно, и с «Промывкой мозгов» /1977/ помог счастливый случай. Мишель Одиар, ознакомившись с французским изданием книги (опубликована там в 1980-м году в знаменитой «Чёрной серии»), сумел заинтересовать материалом руководство «независимой» кинокомпании Les Films Ariane. И можно считать удачей, что к реализации проекта в итоге (после отказа Ива Буассе и Коста-Гавраса) привлекли Клода Миллера, в тот момент занимавшегося созданием рекламных роликов на телевидении, столкнувшись с прохладным приёмом широким зрителем двух полнометражных фильмов.

Под предварительным следствием / Garde à vue (1981): кадр из фильма
Даст прикурить

В ходе работы над сценарием (в качестве соавтора был приглашён опытный Жан Эрман) первоисточник, конечно, подвергся определённой переработке. И дело не только в многочисленных различиях в формальных процедурах, принятых в правоохранительных органах двух государств. Режиссёр не ошибся, почувствовав, что стержневой конфликт приобретёт дополнительную глубину, если подозреваемым станет уважаемый член общества, человек состоятельный, интеллектуал, неплохо, к тому же, разбирающийся в юриспруденции в силу того, что служит нотариусом. Если уж мэтру Мартино пришлось явиться на допрос в канун Нового года, в смокинге, ясно, что у инспектора Галльена есть для этого куда как серьёзные основания. Безошибочным видится выбор Мишеля Серро, причём шлейф прежних, комических (и не просто комических, а дерзких, эпатажных) ролей артиста лишь подчеркнул драматизм ситуации. По воспоминаниям жены Лино Вентуры Одетты, её муж (как всем ведомо, не раз воплощавший образы блюстителей закона) старался не поддерживать с партнёром по съёмочной площадке приятельских отношений, дабы острота противостояния персонажей ненароком не притупилась. Наконец, сложно не прочувствовать потрясающий, не поддающийся выражению словами трагизм в игре Роми Шнайдер. Грустная (несмотря на то, что номинально справедливость восторжествовала!) развязка фильма, вероятно, немало способствовала распространению версии о том, что и сама актриса вскоре – в мае 1982-го – свела счёты с жизнью, притом что в свидетельстве о смерти «звезды» причиной указана сердечная недостаточность.

Под предварительным следствием / Garde à vue (1981): кадр из фильма
Сообщает сведения о муже

Мощная детективная интрига, безусловно, помогла Миллеру приковать внимание солидной1 зрительской аудитории, тем более что никто не гарантировал, что убийства детей прекратятся. Тем не менее главный секрет успеха – в очень точной, скрупулёзно продуманной моральной дуэли. В какой-то момент, когда Антуана вызывают к начальству, инициативу перехватывает Марсель Бельмон, по наивности решивший выбить признание грубой силой. Однако перелом наступает позже, без применения физического насилия. Мартино не особо прибегает и к психологическому-то прессингу. Он искренне старается сохранить объективность, апеллируя к фактам, анализируя детали, тщательно выстраивая логические цепочки – и расставляя подозреваемому изощрённые ловушки. Разговор по душам с Шанталь, приехавшей в полицейский участок якобы потому, что беспокоилась о муже, казалось бы, снабжает его железными уликами – и нотариусу не остаётся ничего, кроме как, посыпав голову пеплом, дать признательные показания. Но… не слишком ли велика цена ошибки? Можно понять режиссёра, убедившего продюсеров в необходимости снимать картину в хронологическом порядке, благо что сюжет позволял по максимуму использовать павильон, а фабула отвечала классическому принципу единства времени (да и единства места – с оговорками). Это позволило добиться более основательного погружения исполнителей в предлагаемые обстоятельства – и безукоризненной логики смены эмоциональных состояний действующих лиц. Блестящий пример того, когда камерность экранных событий не только не мешает, но является художественно оправданной! А ещё лучше оценить виртуозное мастерство Клода поможет ознакомление с посредственным римейком (скорее римейком, чем повторной экранизацией романа) Стивена Хопкинса, получившим заголовок «Под подозрением» /2000/.

.

__________
1 – В национальном кинопрокате было продано 2,1 млн. билетов.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+