Подозреваемый / Suspect (1987)
Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Питер Йетс.
Автор сценария Эрик Рот.
Композитор Майкл Кеймен.
Оператор Билли Уильямс.
Жанр: криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Кэтлин Райли (Шер), исполняющая функции государственного защитника в округе Колумбия, не очень рада тому, что, едва завершив дело, вынуждена по заданию руководства принять участие в новых слушаниях. Ей приходится представлять интересы Карла Уэйна Андерсона (Лиам Нисон), которого арестовали по подозрению в убийстве Элизабет Куинн — сотрудницы Департамента юстиции. Кэтлин верит, что глухонемой ветеран вьетнамской войны, не имеющий определённого места жительства и вынужденный ютиться в наспех сколоченном убежище на задворках Вашингтона, невиновен. Но удастся ли убедить в этом присяжных?
Также в ролях: Деннис Куэйд (Эдди Сангер), Джо Мантенья (Чарли Стелла), Филипп Боско (Пол Грэй), Фред Меламед (Морти Розентал), Берни МакИнерни (Уолтер), Билл Коббс (судья Франклин), Ричард Гэнт (Эверертт Беннетт), Джим Уолтон (судебный исполнитель), Ральф Кошэм (судья Ассел Стюарт)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.08.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда Эдди Сангер, которому выпал жребий исполнять обязанности присяжного, сообщает (сообщает тайно, поскольку формально нарушает положения уголовно-процессуального кодекса) адвокатессе о важном наблюдении – о том, что подозреваемый является левшой, Кэтлин прибегает к хитрой уловке. Установив со слов эксперта-криминалиста, находящегося под присягой, что убийца перерезал жертве горло правой рукой, она без предупреждения бросает Карлу случайный предмет. Зрителям не приходится гадать, где именно мисс Райли подсмотрела этот приём: она действительно вынуждена, как и Аттикус Финч в исполнении Грегори Пека, вести защиту в ситуации, когда улики свидетельствуют не в пользу подозреваемого – и тоже не намерена сдаваться, поскольку верит ему. Верит, несмотря ни на что. Не исключено, что кинодраматург Эрик Рот не преследовал каких-то особых целей, кроме как, пользуясь случаем, воздать должное творчеству Роберта Маллигана, который осуществил постановку («Никелевая дорога» /1974/) по его раннему сценарию. А между тем параллель, возникшая тем самым с классической картиной «Убить пересмешника» /1962/, придаёт повествованию достаточно неожиданный пафос.
Странно, что фильм с таким мощным саспенсом, с лихо закрученной детективной интригой, с развязкой, которой бы позавидовала и Агата Кристи (не станем раскрывать секрет, тщательно оберегаемый авторами вплоть до заключительных кадров), не снискал особого коммерческого успеха1. Неужели публику смутило причудливое переплетение криминальных и политических мотивов? Но то обстоятельство, что мистер Сангер, попавший в число присяжных и вознамерившийся во что бы то ни стало докопаться до истины, зарабатывает на жизнь, по счастливому стечению обстоятельств, лоббистом (то есть – обладает полезными связями на Капитолийском холме), не носит сугубо подчинённую функцию. Андерсон, страдающий «вьетнамским синдромом», опустившийся на «дно» жизни и, будучи глухонемым, не имеющий возможности нормально общаться с людьми (чаще – кидающийся на окружающих с ножом наизготовку), воспринимается, грубо говоря, таким же «негром», как несчастный Том Робинсон, обвинённый в изнасиловании белой женщины. В ходе импровизированного расследования Эдди не без удивления открывает, сколько бездомных обитает, никем не замечаемые, буквально рядом (в соседних кварталах!) с руководством страны, восседающим в чистеньких и светлых кабинетах и залах. Получается почти по Александру Грибоедову: а судьи – кто? Без помощи Шер, с каждой ролью осваивавшей всё больше тонкостей актёрского мастерства, Питеру Йетсу и Роту было бы, наверное, сложно донести важную мысль о том, что нельзя перекладывать ответственность на кого-то постороннего. Например, на тех, кто занимает высокую должность в одном из важнейших институтов власти (как исполнительной и законодательной, так и судебной ветвей). Причём, что особенно ценно, пафос не сводится к известной формуле идеологов гражданского общества, якобы только и создающего условия – в противовес обществам традиционного уклада, в большей степени опирающимся на государство – для активной вовлеченности рядового человека в важные процессы.
.
__________
1 – Хотя кассовые сборы ($18,78 млн.) и превысили аналогичные показатели другого жанрового образчика, где блеснул Деннис Куэйд, – «Мёртв по прибытии» /1988/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий