Подручный Хадсакера / The Hudsucker Proxy (1994)

Эшпай В. Американская видеоколлекция // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 04. – С. 15-17.

Американская видеоколлекция В.Эшпая

15

Что-то маловато фильмов на этот раз в коллекции. Несмотря на постоянную помощь видеотеки «Покровка-43» и собственную беготню по видеотекам. Лето, август, время отпусков.

SIRENS / СИРЕНЫ. 1994. р. Джон Дунган. 1 ч. 36 м. В ролях: Хью Грант, Тара Фитцджеральд, Элли МакПерсон, Сэм Нейл.

Прогрессивная (возвратим этому слову первоначальное благородное «некоммунистическое» наполнение) американская компания Мирамакс продолжает свою экспансию «европеоидных» (или, в данном случае, «австралоидных») картин. По событиям и развитию сюжета этот полуавтобиорграфический фильм о жизни реального австралийского художника 30-х годов Нормана Линдсея режиссера Джона Дуигана («Год, когда мой голос начал ломаться»), напоминает «Башню из слоновой кости» Джона Фаулса, а Сэм Нейл появляется в фильме прямиком из знаменитого шедевра Мирамакса – «Фортепьяно». К живущему богемной свободной жизнью художнику и его трем натурщицам (во главе со знаменитой манекенщицей Элли МакПерсон) заявляются гости – протестантский священник и жена. Наблюдения за жизнью этой четверки в отдаленном австралийском поместье приводят их к «антиклерикально – антирепрессивным» настроениям и делают из них чуть ли не почитателей Уильяма Райха. Это, конечно, модный фильм и модная тематика – деконструкция нормативных европейских ценностей и возврат к неоязычеству. Недаром фильм был отмечен на Фестивале Санданс этого года. Между прочим, Хью Грант (в этом году гвоздем его сезона были, конечно, «Четыре свадьбы и похороны») определенно становится звездой номер один.

NO ESCAPE / СПАСЕНЬЯ НЕТ. 1994. 1ч.51 м. р. Мартин Кемпбелл, В ролях: Рэй Лиотта, Лэнс Хэнриксен, Стюарт Уилсон, Эрни Хадсон, Кевин Диллон, и др.

Достаточно грамотно составленная из готовых «скай-фай» блоков «квазиантиутопия» (или «дистопия»). Действие происходит в будущем веке на острове в океане, превращенном в засекреченную тюрьму. Обстановка здесь контролируется тюремной администрацией со спутников. Деградировавшие заключенные делятся на совсем опустившихся людоедов и тех, кто сохранил, в какой-то степени, признаки «хомо сапиенс». (Вроде похоже на Голдинга и «Повелителя мух», однако, я не уверен, что это сознательная аллюзия. Скорее всего в головах авторов перекатывались обычные жанровые кубики – штампы.)… Администрация, внедряя провокаторов, старается перессорить между собой группы заключенных с тем, чтобы они полностью друг друга уничтожили. (Что, противоречит закону и является произволом вышедших из под контроля тюремщиков.) Однако Рей Лиотта, выступающий в одной из своих первых «моральнопозитивных» ролей устанавливает законность, переняв эстафету у не менее положительного Лэнса Хенриксена – тоже характерного актера, исполнявшего,в основном, роли злодеев. В рамках жанра неплохо и достаточно увлекательно.

LITTLE BUDDHA / МАЛЕНЬКИЙ БУДДА Франция-Великобритания, 1993, 2ч.15мин., р. Бернардо Бертолуччи. В ролях: Кину Ривс,Крис Айсак, Бриджит Фонда, Алексис Вейсенденджер.

Сиэттлского школьника Джесси Конрада буддистские монахи во главе с ламой Норбу по своим неведомым европейскому сознанию причинам считают своим вождем. Его вполне обычные родители инженер – папа и учительница – мама, относятся ко всему этому скептически,

16

однако, в конце концов допускают контакты мальчика с представителями прошедших времен. Наверное, это можно было бы назвать попыткой наведения кроскультурных мостов, если бы не дурацкая дидактичность почти на уровне комиксов. Фирма Мирамакс на этот раз просчиталась: если в «Последнем императоре» интерес к Востоку совпал с расцветом концепции «мультикультурализма», понимаемой как равнозначную ценность всех культур, то в этом фильме заметно только желание авторов рассказать занимательную историю с ориентальным оттенком, которая могла бы понравиться американцам. Плохо, если Бертолуччи не понимает, что этот фильм ему снимать не стоило.

PAPER, THE / ГАЗЕТА. 1994. 1 ч.50 м., р. Рон Говард. В ролях: Майкл Китон, Глен Клоуз, Роберт Дювал, Мариса Томей, Рэнди Квайд, Кэтрин О’Хара, Джейсон Робардс.

По жанру, формально – производственный фильм. Разборки в редакции «таблоида». Сюжет строится вокруг сакраментального вопроса – должен или не должен пройти материал с искаженной информацией, от которой зависит судьба невинных людей в номер. Браво Рон Говард! Настоящий американский муви с остроумным замыслом, точно выписанными характерами, математически – выверенной драматургией и хард-рок ритмом. Интересно, что газетчики – разгребатели грязи – борются в этом фильме за то, чтобы восторжествовала истина, а не перетряхивают свое и чужое грязное белье. По драматургии чем-то напоминает Падди Чаевского («Марти») – но это только мое личное мнение.

HUDSUCKER PROXY, THE / ПО ПОРУЧЕНИЮ КОМПАНИИ «ХАДСАКЕР». 1994. 1ч.51 м.,р. Джоэл Коэн, В ролях : Тим Роббинс, Пол Ньюман, Дженнифер Джейсон Ли, Чарльз Дурнинг, Джон Махони, Стив Бушеми.

Американские критики скрупулезно анатомируют фильм определяя его как «фильм Френка Капры с героем Престона Серджеса и диалогами Говарда Хокса» (Кажется Тодд МакКарти в «Вэраети».) Они правы, конечно, потому что мы имеем дело с зализанной до полной гладкости стилизованной поверхностью, которую можно назвать зеркалом американского кино 30-х – 50-х годов. Те же американские критики сетуют на некоторый (не воспринимаемый мной) дисбаланс между параферналией 50-х годов и психологией героев, принадлежащей 30-м, но мне кажется, что это не главное, что все блистательные операторские находки (чего стоит хотя бы один полет-самоубийство Варинга Хадсакера с 44 этажа Хадсакер-Компани – тут явно угадывается давняя дружба с соавтором сценария Сэмом Райми и кадрами, снятыми как бы с точки зрения выбитого летящего глаза – «Flying Eyeball Shot»), приличные актерские работы, и т.д. работают вхолостую. Фильм очень не хочется смотреть. Осилил с трудом, с третьего раза, хотя теоретически все в нем сделано правильно, а Коэны вообще главные действующие лица американского кино 90-х годов.

В. Эшпай

17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+