Подставное тело / Body Double (1984)

Подставное тело / Body Double (1984): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тело-двойник» / «Двойник тела» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 114 минут.

Режиссёр Брайан Де Пальма.

Авторы сценария Роберт Дж. Эвреч, Брайан Де Пальма по сюжету Брайана Де Пальмы.

Композитор Пино Донаджио.

Оператор Стивен Х. Барам.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Актёр Джейк Скалли (Крэйг Уоссон), снимающийся в малобюджетном фильме ужасов про вампиров, попадает в немилость к режиссёру Рубину (Деннис Франц) после того, как у него случается приступ клаустрофобии прямо на съёмочной площадке. Одновременно Джейк становится свидетелем измены любимой Кэрол (Барбара Крэмптон) и сгоряча уходит из дома. Скалли вызывается помочь коллега Сэм Бушар (Грегг Генри), предлагающий временно пожить в роскошных апартаментах в отсутствие хозяев.

Также в ролях: Мелани Гриффит (Холли Боди), Дебора Шелтон (Глория Ревель), Гай Бойд (детектив Джим МакЛин), Дэвид Хэскелл (Уилл, преподаватель драматического мастерства), Ребекка Стэнли (Кимберли Хесс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.07.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Подставное тело / Body Double (1984): кадр из фильма
Нездоровое любопытство?

Вообще-то Брайан Де Пальма вынашивал ещё более дерзкий замысел, предполагая, в частности, занять в роли Холли «звезду» фильмов для взрослых Эннетт Хэвен и включить сцены с настоящими (не симулированными) половыми актами – впервые в проекте, реализованном на крупной американской студии. Руководство Columbia Pictures Corporation подобные вольности, естественно, не согласовало – но картина всё равно получилась на редкость знойной и эротичной, предоставив малоизвестной на тот момент Мелани Гриффит1 возможность продемонстрировать безупречную красоту своей фигуры, а главное, чувственность и темпераментность. Холли Боди – громкий псевдоним порнодивы, задающей жару в Голливуде, говорит сам за себя: ‘священно тело’! Причём в данном отношении кинематографист как раз проявил последовательность, продолжая перебирать излюбленные хичкоковские ситуации – и всякий раз насыщая действие такими откровенными сценами, о которых мэтр, творивший в условиях «кодекса Хейса», не смел и мечтать. Впрочем, посыпавшиеся в адрес Брайана, столкнувшегося с весьма прохладным2 приёмом ленты широкой публикой, претензии касались по преимуществу других аспектов.

Подставное тело / Body Double (1984): кадр из фильма
Знакомство с Холли

Многие, думаю, ничего не имели бы против «римейка» или продолжения какой-нибудь признанной ленты Альфреда Хичкока, если б постановку осуществил достаточно талантливый (хотя бы уровня Ричарда Франклина, явившего «Психо II» /1983/) режиссёр. Однако Де Пальма всё же нарушает неписанные правила игры, заманивая поклонников жанра развёрнутыми реминисценциями из знакомых наизусть произведений (Джейк становится очевидцем странных событий, почти как Джеффериз в «Окне во двор» /1954/, и одновременно берётся за персональное расследование, из-за приступов клаустрофобии рискуя куда сильнее, чем детектив Фергюсон, страдавший «головокружением»), однако на поверку предлагая нечто совсем иное. Интрига двоится, а то и троится, основательно сбивая с толку не одного лишь незадачливого Скалли, не довольствующегося ролью стороннего наблюдателя и, поддавшись интуиции, принимающегося следить за Глорией, такой манящей и глубоко несчастной. И в заключительной части повествования достигает апогея не просто саспенс – ощущение навязчивого кошмара наяву, претворившихся в жизнь фобий параноика. Сложно забыть кадры, когда в разгар схватки с убийцей, проявившим недюжинную изобретательность в деле манипуляции чужим сознанием и в изменении собственной внешности, Джейк внезапно переносится мыслями на съёмочную площадку, продолжая изображать вампира в гробу. Актёр, получивший, не ведая о том, «роль» свидетеля и в поисках истины – проникающий в порноиндустрию, оказывается подлинным героем, хотя, казалось, не претендовал на подобное амплуа даже на экране. Но… что всё-таки значат заключительные кадры, вступающие в противоречие с предшествовавшими перипетиями? Рубин3 сменил гнев на милость и вернул Скалли партию? Или всё это привиделось злополучному артисту, навещаемому Холли на съёмочной площадке?.. Сэр Хичкок чаще всего прибегал к красноречивому многоточию, когда речь заходила о внутреннем мире персонажей, ограничиваясь туманными намёками на возможные причины тех или иных психических отклонений. Его блестящий ученик, творивший позже, в эпоху крепнущего постмодернизма, идёт дальше – и ставит под сомнение собственную (!) интерпретацию событий, поначалу выдаваемых за подлинные. Фильм в фильме – это как иллюзия иллюзии, или отражение отражения, когда физический мир становится неотличим от искажённых образов. Взяв паузу на несколько лет, Брайан продолжит движение в обозначенном направлении.

.

__________
1 – Обошедшая таких соперниц, как Тэтум О’Нил, Джейми Ли Кертис, Кэрри Фишер и даже Брук Шилдс, она выдвигалась на соискание «Золотого глобуса».
2 – При бюджете $10 млн. кассовые сборы составили всего $8,8 млн.
3 – Деннис Франц старательно имитирует манеру поведения самого Де Пальмы.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. «Неприкасаемый» // Видео Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 8-13.
Алова Л., Эшпай  Э. Мелани Гриффит готова попробовать всё // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 67.
Боброва О. Фокус-покус по-голливудски или так чьи же это всё-таки ноги? // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 4. – С. 42.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+