Подвиги Геракла / Le fatiche di Ercole (1958)

Подвиги Геракла / Le fatiche di Ercole (1958): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Подвиг Геракла» (вариант перевода названия), «Путешествия Геракла» / «Странствия Геракла» / «Los viajes de Heracles» (Испания), «Подвиги Геракла» / «Подвиги Геркулеса» / «Labors of Hercules» (международное англоязычное название), «Геракл» / «Геркулес» / «Hercules» (международное англоязычное название).

Италия, Испания.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Пьетро Франчиши.

Авторы сценария Эннио Де Кончини, Пьетро Франчиши, Гайо Фраттини, Агеноре Инкроччи (только указание в титрах, как Age), Фурио Скарпелли (только указание в титрах, как Scarpelli) по поэме Аполлония Родосского, автор адаптации Пьетро Франчиши.

Композитор Энцо Мазетти.

Оператор Марио Бава.

Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Геракл (Стив Ривз), славящийся нечеловеческой силой и быстрым умом, принимает предложение Пелия (Иво Гаррани), царя города Иолк, взять в ученики его сына Ифита (Миммо Пальмара). По пути полубог спасает от верной гибели прекрасную Иолу (Сильва Кошина), но даже это не избавляет его от подозрений как самого властителя, так и наследника. Во время схватки Геракла с Немейским львом Ифит по трагической случайности погибает… Чтобы искупить вину, герою придётся отправиться на корабле «Арго» в далёкую Колхиду за легендарным Золотым руном в компании Ясона (Фабрицио Миони), Лаэрта (Андреа Фантазиа), Асклепия (Джан Паоло Росмино), близнецов Кастора (Фульвио Каррара) и Полидевка (Вилли Коломбини), Аргоса (Альдо Фьорелли), Орфея (Джино Маттера) и других отважных мореплавателей.

Также в ролях: Джанна Мария Канале (Антея, царица амазонок), Арторо Доминичи (Еврисфей), Лидия Альфонси (Сибилла), Габриэле Антонини (Одиссей), Лучана Палуччи (горничная Иолы), Гвидо Мартуфи (Ифит в детстве), Паола Кваттрини (Иола в детстве).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.06.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Подвиги Геракла / Le fatiche di Ercole (1958): кадр из фильма
Сильнее всех!

Даже сами итальянцы не склонны преувеличивать вклад Пьетро Франчиши в историю национального кинематографа. А между тем именно этому скромному ремесленнику удалось заставить не только соотечественников, но и весь мир вспомнить о той громкой славе, которую заслуженно стяжали пеплумы Джованни Пастроне и Марио Казерини в эпоху становления «великого немого». Конечно, в немалой степени в коммерческом триумфе оказался повинен голливудский продюсер Джозеф Левин, который, приобретя права за $120 тыс., потратил на маркетинговую кампанию сумму, превышающую производственный бюджет, заказав широкомасштабную рекламу на радио и ТВ и выпустив картину огромным по тем временам количеством фильмокопий – порядка шестисот! В результате прокатная плата составила $4,7 млн., обеспечив «Геркулесу» (такое название привычно англоязычной публике) место в числе 20 лидеров сезона1. Эксплуатируя возникшую моду, киностудии Италии, где кассовые сборы тоже впечатлили (ITL 900 млн.), в последующие годы выпустили около… 170 похожих лент – десятую часть всех кинопроизведений, увидевших свет в стране за данный период. Не остался в стороне от процесса и Советский Союз, где «Подвиги Геракла» попали в кинопрокат в 1966-м, собрав (при ещё большем тираже копий, чем в США, – 748) аудиторию в 31,5 миллионов человек.

Подвиги Геракла / Le fatiche di Ercole (1958): кадр из фильма
Цепи его не удержат!

Успех Франчиши был, вне всякого сомнения, продиктован исключительно удачным выбором исполнителя заглавной роли2, и американский культурист Стив Ривз вскоре стал самым высокооплачиваемым актёром Европы, вдохновляя экранными достижениями, в частности, юного австрийца Арнольда Шварценеггера. Сравнение, допустим, с «Ясоном и аргонавтами» /1963/, поведавшими ту же самую историю, позволяет особенно отчётливо увидеть основное расхождение с текстом эпической поэмы «Аргонавтика» Аполлония Родосского – фактическое помещение могучей фигуры Геракла в центр повествования. Однако команда кинодраматургов, включавшая такого опытного и одарённого сценариста, как Эннио Де Кончини, всё-таки подошла к процессу адаптации древнегреческих мифов ответственно, позволив ривзову полубогу продемонстрировать не только силу и ловкость, но и незаурядную смекалку, которая вкупе с обострённым чувством справедливости и жаждой правды помогает и в распутывании придворных интриг, и даже – в схватке с Немейским львом, в противоборстве со свирепым Кипрским быком и в иных подвигах, воспетых людьми в веках. Отчасти это позволило компенсировать известный лаконизм, если не скудость, декораций и трюков, однако всё реже звучало в бесчисленных продолжениях (из них Стив отметился только в одном) и эпигонах. По иронии судьбы, Ривз упустил шанс оказаться у истоков другого славного кинотечения, не приняв предложение Серджо Леоне сыграть в фильме «За пригоршню долларов» /1964/, поскольку не верил, что «итальянцы смогут снять вестерн».

.

__________
1 – Из родственных постановок работу Франчиши обошли лишь «Соломон и царица Савская» /1959/ и «Путешествие к центру Земли» /1959/.
2 – Хотя ещё Пастроне эффектно задействовал типаж силача.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+