Подводная лодка / Das Boot (1981)

Подводная лодка / Das Boot (1981): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Лодка» / «Подлодка» (варианты перевода названия), «Подводная лодка» / «The Boat» (англоязычное название).

ФРГ.

Продолжительность 149 минут (режиссёрская версия – 209 минут, версия на видеокассетах – 138 минут, специальное издание на DVD – 239 минут, оригинальная полная версия – 293 минуты).

Режиссёр Вольфганг Петерсен (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Вольфганг Петерсен (номинация на «Оскар») по роману Лотара Гюнтера-Буххайма.

Композитор Клаус Долдингер.

Оператор Йост Вакано (номинация на «Оскар»).

Также на премии «Оскар» номинировались: Милан Бор, Тревор Пайк, Майк Ле Мар (звук), Ханнес Никел (монтаж), Майк Ле Мар (звуковые эффекты).

Жанр: приключенческий фильм, драма, триллер, военный фильм

Краткое содержание
Лейтенанту Вернеру (Герберт Грёнемайер) предстоит принять участие в качестве фронтового корреспондента в походе подводной лодки U-96, отправляющейся с немецкой военно-морской базы в Ла-Рошель в октябре 1941-го года. На праздничном вечере по случаю предстоящего отплытия он знакомится с капитаном-лейтенантом Хенрихом Леманном-Вилленброком (Юрген Прохнов), старшим инженером Фрицем Граде (Клаус Веннеманн) и некоторыми другими членами экипажа. Всем им предстоит пережить много опасных мгновений.

Также в ролях: Хубертус Бенгш (старший помощник капитана), Мартин Земмелрогге (второй помощник капитана), Бернд Таубер (Крихбаум), Эрвин Ледер (Йоханн), Мартин Май (Ульман), Хайнц Хёниг (Хинрих), Уве Оксенкнехт (Босун), Клод-Оливер Рудольф (Арио), Ян Феддер (Пилгрим), Ральф Рихтер (Френссен), Йоахим Бернхард (пастор), Оливер Штритцель (Швалле), Отто Зандер (Филип Томсен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.11.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Подводная лодка / Das Boot (1981): кадр из фильма
Напряжённый момент

Думаю, продюсеры лукавили, рассказывая журналистам о том, что с опасением ждали реакции аудитории на киносмотре в Лос-Анджелесе: не покажется ли местным возмутительным то, как изображены герои Кригсмарине? Они не могли не знать, что за океаном достаточно спокойно относились к призывам «пересмотреть» резко отрицательное отношение к тем (как минимум, к некоторым из тех), кто достойно сражался против союзников подобно «лису пустыни» Эрвину Роммелю или ударно трудился на Третий рейх, как «стремившийся к звёздам» Вернер фон Браун. Более того, изначально рассматривалась возможность копродукции – и режиссуру предполагалось доверить Дону Сигелу (вероятно, по примеру Сэма Пекинпа, снявшего «Железный крест» /1977/), а возможными исполнителями роли герра Леманна-Вилленброка рассматривались Пол Ньюман и Роберт Редфорд. Как бы то ни было, длительные овации, устроенные зрителями по завершении сеанса, окончательно убедили их в колоссальном коммерческом потенциале своего детища. По итогам нескольких выпусков на киноэкраны кассовые сборы оцениваются в $84,97 млн. (на заокеанский кинопрокат пришлось около четверти), что позволило с лихвой компенсировать затраты в DEM 32 млн., долгие десятилетия остававшиеся рекордными для киноиндустрии ФРГ. Тем более предметом гордости авторов стал заметный художественный резонанс, пусть триумфатором «оскаровской» церемонии тогда оказалась совсем иная историко-биографическая – посвящённая тому, кто отстаивал идею ненасильственного противления злу – постановка.

Подводная лодка / Das Boot (1981): кадр из фильма
Почётная встреча

Отмеченное обстоятельство вызывает, прямо скажем, противоречивые чувства. Что хорошего в том, что широкая публика составляет представление о подводниках в годы Второй мировой войны не по советским («Командир счастливой «Щуки» /1973/, «Секретный фарватер» /1986/), британским («Жестокое море» /1953/, «Волны над нами» /1955/) или хотя бы голливудским («Идти тихо, идти глубоко» /1958/, «Пуск торпеды» /1958/, вплоть до «Ю-571» /2000/) картинам?.. Да и Лотар Гюнтер-Буххайм1 имел основания бросить Вольфгангу Петерсену упрёк, что тот на основе строго антимилитаристской по посылу книги сотворил всё-таки неоднозначное кинопроизведение – нечто среднее между фильмом действия в традициях «фабрики грёз» и агиткой в духе геббельсовской пропаганды… Режиссёр-сценарист, впрочем, оставил себе пространство для манёвра. Пусть в искренность переживаний Хенриха, отдающего приказ добить транспортное судно, а потом, видя прыгающих за борт моряков, возмущающегося тем, что с терпящего бедствие корабля не провели эвакуацию, верится с трудом. Вместе с тем контраст подтянутого, собранного военкора, преданного идеалам национал-социализма, и видавших виды офицеров, скептически относящихся к велеречивым словам фюрера, сразу высвечивает стержневой внутренний конфликт. Не удивительно, что в Гибралтаре именно облачившегося в униформу Вернера, а не невзрачного, отрастившего бороду «Старика» (Юрген Прохнов заслуженно получил международную известность) принимают за капитана – и что, наоборот, какой-то матрос бросит ему на голову испачканную в машинном масле тряпку, выражая общее отношение к готовящемуся пафосному репортажу. Собственно, уже пролог (торжественный вечер выливается в дебош, причём старшие по званию стараются не замечать «вольности» подчинённых) позволяет сделать вывод о неважнецком моральном состоянии тех, кому вскоре предстоит выйти в море. Да и по ряду других деталей, по поведению людей, оказавшихся в замкнутом пространстве, несложно заключить, что совсем чуть-чуть – и нервы сдадут не у одного лишь Граде, опасающегося трибунала за то, что не нашёл в себе силы выполнить в критической обстановке приказ.

Подводная лодка / Das Boot (1981): кадр из фильма
В гавани

Конечно, подобные оговорки не мешают Петерсену воздать должное простым немецким парням, за месяцы похода, показавшиеся вечностью, натерпевшимся ужасов, не раз успевшим попрощаться с жизнью, проявившим чудеса изобретательности и упорства. Особых похвал заслужил оператор Йост Вакано, сконструировавший сложную (оснащённую несколькими тяжёлыми гироскопами) систему, позволившую камере свободно и потрясающе быстро перемещаться в узких отсеках, который замечательно передал всепроникающее чувство клаустрофобии. В конце концов мы прекрасно помним приведённую во вступительных титрах справку о том, что из сорока тысяч подводников нацистской Германии погибли примерно три четверти. Да и большую часть времени членам экипажа приходится ощущать себя в шкуре не охотника, а дичи (мишени для боевых кораблей противника) и отчаянно сопротивляться стихии, полагаясь на удачу. Чисто по-человечески, невольно проводя в уме параллели с похожими подвигами, увековеченными в легендах и литературных произведениях, конечно, сопереживаешь им. Но от осознания того обстоятельства, что неприятелю тоже пришлось нелегко, тот не перестаёт быть врагом. И когда моряков, совершивших под командованием Леманна-Вилленброка почти невозможное, настигает-таки расплата (так сказать, обрушивается небесная кара, олицетворяемая сброшенными на доки бомбами), это не вызывает жалость, а видится закономерным итогом – вероятно, даже против воли авторов. Кто знает, не исключено, что за мгновение до гибели и капитан-лейтенант осознал нехитрую мысль, что усердие, с каким служишь дурному делу, не является извинением само по себе, как не считается оправданием и ссылка на приказ. Не забудем, что Эриха Редера и Карла Дёница признали на Нюрнбергском процессе виновными, в частности, за санкционирование ведения неограниченной подводной войны, в которой субмарина U-96 приняла непосредственное участие.

.

__________
1 – Одноимённый, частично автобиографический роман опубликован в 1973-м.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+