Полицейский из Беверли-Хиллз / Beverly Hills Cop (1984)
Большакова Е. Эдди, король «Парамаунт» // Ровесник. – 1990, № 3. – С. 29-30.
ЭДДИ, КОРОЛЬ «ПАРАМАУНТ»
Когда несколько лет назад киностудия «Парамаунт» праздновала свой очередной юбилей, три четверти века, журнал «Лайф» опубликовал коллективное фото всех ее звезд: от Элизабет Тейлор до Роберта де Ниро. Эдди Мерфи на фотографии не было – не потому, что он не был тогда звездой: его пригласили на съемку. Он отказался в ней участвовать, и отнюдь не от великой скромности – Эдди Мерфи ценит себя высоко и не тушуется в присутствии великих: «Я не пошел потому, что не хочу быть «домашним ниггером «Парамаунт» (в одной из газет Эдди Мерфи назвали именно так, что стоило газете миллион долларов – таково было исковое требование Мерфи).
В американских киностудиях чернокожих актеров немало, существуют даже специальные студии, делающие «этническое» кино, а в каждом рассчитанном на коммерческий успех фильме крупной студии обязательно присутствуют актеры с черной кожей, представители живущих в США выходцев из Азии, других континентов. И дело не только в стремлении отразить существующую реальность сегодняшней жизни, «великого плавильного котла» Америки – дело еще и в том, что иногда называют «расизмом наоборот»: в создании образа «рекламного черного», включившегося в современную жизнь до такой степени, что цвет кожи просто как бы уже и незаметен. (Тем более что само понятие расизма вызывает у современного белого американца – не ку-клукс-клановского выродка, а нормального человека – острейшее чувство отвращения.)
Эдди Мерфи этого с собой делать не позволяет. Все, кто видел его фильмы – по нашим видеосалонам и по домашним экранам «гуляют» в основном «48 часов», «Полицейский из Беверли-Хиллз», части I и II, «Золотое дитя», – с удовольствием следят за приключениями веселого, остроумного, порой даже склонного к непечатным словечкам парня – актеру сейчас только 29 лет, с лихостью распутывающего самые невероятные заговоры и преступления, отличного друга людей всех возрастов и цвета кожи, но… Ни на минуту не дающего забыть, что он – черный. Его герой – это умный, даже пройдошливый, выросший в большом современном городе – истинное дитя своего времени – «фанки-бой». Герой Эдди Мерфи может, когда нужно, прикинуться эдаким «трудным парнем из Гарлема», может сыграть в нахала («А, так вы отказываетесь поселить меня в этой гостинице, потому что я негр?!»), может – ради достижения конечной цели – надуть, соврать, обвести вокруг пальца. Но конечная цель его действий – всегда благородная, и зритель не может не сочувствовать герою.
Однако, судя по многочисленным интервью, сам Мерфи – не такой уж «хохмач» и простак. Это довольно жесткий человек, знающий цену себе и своей работе, и «Парамаунт» он обходится недешево. Сегодняшнее состояние Мерфи оценивается десятками миллионов долларов: американцы любят считать деньги своих звезд не только из-за свойственного человеческой природе желания заглянуть в чужой карман, но и потому, что популярное в США изречение – «Я стою столько, сколько я стою» – вполне справедливо, как многие банальные изречения. Студия не скупится: еще бы, одно «Золотое дитя», хоть и изруганное критиками (а чего ругать? Прелестная сказка для детей и для взрослых), принесло ей 100 миллионов.
У американцев есть еще одно традиционное понятие – «ай-кэтчер», то есть тот, кто в толпе других людей непременно обращает на себя внимание, останавливает взгляд: это основное качество настоящего киноактера. Зритель не может отвести взгляда от необыкновенной пластики, мимики, улыбки Эдди Мерфи. Свойством «останавливать взгляд» обладают все звезды, но не зря считается, что комедийный актер – самое трудное амплуа. Постановщик «Полицейского из Беверли-Хиллз» Тони Скотт говорит, что Мерфи оказался не только мудрым и терпеливым в работе, но что он «взял на себя» создание шуток, словечек, характеризующих персонаж: «Такого ни один сценарист и разработчик диалогов придумать не может». Вдохновленные успехом первой части «Полицейского» руководители студии «Парамаунт» быстро сделали вторую часть – хотя некоторые полагали, что повторяться в роли полицейского Акселя Фоули Мерфи вряд ли стоит. «Полагали-то полагали, да только вторая часть «Полицейского» стала, кажется, одним из коммерческих рекордсменов мира. Хотя, – говорит Мерфн, – меня несколько пугает намерение студии делать и третью часть.
Но у меня есть орудие борьбы: я заломлю за свою работу такую цену, что они вынуждены будут либо оставить эту идею, либо серьезно подумать, прежде чем приступать к работе. Вот пусть и думают. А то все эти боссы считают, что на нас можно ездить, пока у нас есть силы, а потом – иди в конюшню для отставных звезд. Со мной «тот номер у них не пройдет!»
«Номера» с Мерфи действительно не проходят, если судить хотя бы по истории с иском оскорбившей его газете. И не проходили никогда, даже в самом начале его карьеры. Он один из немногих актеров, выросших в кинозвезды из бесчисленной армии клоунов, комедиантов. Еще подростком Мерфи выступал в различных клубах и кафе Кливленда, Вашингтона, затем Нью-Йорка, в девятнадцать лет он уже появился в телепрограмме «Субботний вечер», так что тренинг в борьбе с «номерами» у него – дай бог (или – не дай бог) каждому. «Единственный способ сохранить здравый смысл – это помнить, что любая проблема, даже самая большая, исчерпывает себя в самый момент возникновения: раз она возникла, значит, она уже решена. Главное, не суетиться и сохранять выдержку. Не давайте им кусать себя!»
Что касается личной жизни, то: «Я – не очень доверчивый человек, особенно не доверяю женщинам, мне кажется, что многие женщины стремились быть со мной только потому, что я Эдди Мерфи. И я, наверное, никогда не женюсь. Я мог бы быть лучшим в мире отцом, но ужаснейшим из мужей. Потому что мой принцип таков: или ты принимаешь мой образ жизни, или – пошла прочь! Я реалист: с таким подходом любая пойдет прочь, прихватив часть моего состояния».
Фирменный знак Эдди Мерфи – его улыбка: «Меня слишком часто просят улыбаться. Узнав меня на улице, люди спрашивают: почему я не улыбаюсь! Да если я буду улыбаться везде и во весь рот, они же примут меня за сумасшедшего!» Так что свой «фирменный знак» актер использует с толком – как уже говорилось, фильмы с Эдди Мерфи имеют колоссальный коммерческий успех. Но если люди платят деньги за то, что доставляет им радость, снимает напряжение,– что в этом-то плохого!
Е. БОЛЬШАКОВА
_______
1 От музыки «фанк» – негритянской танцевальной музыки, в которой основной упор делается на богатство и разнообразие ритма; кстати, Эдди Мерфи выпустил уже две пластинки, критики писали о них: «Многие комедийные актеры, к сожалению, пытались петь. Эдди Мерфи петь умеет».– Прим. авт.
29
Видеопарад // Советский экран. – 1989, № 8. – С. 27.
ВИДЕОПАРАД
Восхождение на «Музыкальный Олимп»
В ВПТО «Видеофильм» созданы две первые ленты видеосериала «Музыкальный Олимп». Это концертные программы с участием двадцати исполнителей и рок-групп, названных лучшими по результатам опроса, проведенного ТАСС. Зрители встретятся с В. Кузьминым, В. Пресняковым. Л. Вайкуле, группами «Бригада С», «Наутилус Помпилиус», «Электроклуб» и другими.
Режиссер фильмов Ф. Мурадян. Сейчас идет работа над третьей серией «Музыкального Олимпа».
Создана экспертная комиссия
Содержит ли тот или иной видеофильм элементы порнографии? Для ответа на этот вопрос по инициативе Прокуратуры СССР создана специальная экспертная служба.
Начало ее деятельности было положено 12 июля 1988 года, когда в Прокуратуре состоялось совещание представителей правоохранительных органов и ведущих экспертов страны. В результате были разработаны «Методические рекомендации к статье 228 УК РСФСР по проведению искусствоведческих экспертиз фото-, кино-, телепродукции», утвержденные Научным советом по проблемам философии, культуры и современным идеологическим течениям АН СССР и ВНИИ киноискусства Госкино СССР. Теперь экспертные оценки фильмам для Москвы и Московской области дает указанный выше Научный совет (119842. Москва, Волхонка, 14). Для других регионов страны эту работу осуществляют Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр» (123376. Москва, Дружинниковская. 15) и его отделения на местах.
Огни рампы
Запись оригинальных видеоспектаклей по произведениям современных авторов, отечественной и зарубежной классики началась на «Видеофильме».
Завершается работа над композицией по мотивам пьесы М А. Булгакова «Зойкина квартира» (режиссер И. Пастернак), создан видеовариант «Дорогой Елены Сергеевны» Л. Разумовской: постановку – она называется «День рождения» – осуществили А Никишин и С. Врагова. На видеоэкран будут перенесены произведения М. Рощина, Л. Леонова, А. Платонова, В. Вересаева, других драматургов и писателей, для этого приглашены О. Табаков. П. Хомский, Л. Хейфец, П. Фоменко…
Для вас, сударыня
Накануне Международного женского дня увидел свет первый номер видеожурнала «Сударыня», выпущенного хозрасчетным объединением «Студия А» молодежного центра «Спектр» при Гагаринском РК ВЛКСМ Москвы. Журнал, как видно из его названия, адресован женщинам и расскажет о достижениях отечественной и зарубежной моды, о том, как готовить вкусные блюда, предложит консультацию психолога и дизайнера, спортсмена и врача. Периодичность выпуска видеоиздания предполагается ежеквартальной. В перспективе намечается выпуск одноименного печатного приложения.
Студия планирует также выпустить серию медико-спортивных лент, а также сериал «Леди и джентльмены» – о правилах поведения в обществе.
Видеокассеты студии будут распространяться через сеть видеотек и видеосалонов.
Спик инглиш
Создание сериала по изучению английского языка для дошкольников начато в объединении «Видеофильм». Оно будет состоять из восемнадцати лент, в которых будет использована принципиально новая методика обучения детей, рекомендованная ЮНЕСКО.
Глобус
БУДАПЕШТ. Все больше венгерских граждан проводят свободное время у видеомагнитофонов. К такому выводу пришли в результате социологического опроса сотрудники венгерского Института по изучению общественного мнения.
Сегодня в собственности населения страны находится свыше 300 тысяч бытовых видеомагнитофонов. Почти два миллиона человек регулярно просматривают видеопрограммы. Исследование показало, что среди них больше всего людей, имеющих высшее или среднее специальное образование. Главный источник пополнения домашних видеотек – венгерское телевидение, телетрансляции других стран, которые без труда принимаются на территории ВНР. кассеты, полученные в обмен. Наиболее популярны среди венгерских зрителей музыкальные видеоклипы, приключенческие и остросюжетные ленты. Почти 37 процентов опрошенных увлекаются фильмами об изобразительном искусстве, а 32 процента – познавательными, научно-популярными программами. Однако первенство среди всех жанров уверенно держат фильмы-сказки и мультфильмы – более 85 процентов опрошенных отметили, что видеокассеты с такими записями они смотрят наиболее охотно.
ПАРИЖ. Французский журнал «Видео-7» присудил свои очередные награды. Согласно правилам, рассматривались только фильмы, распространяемые исключительно в видеозаписях. Гран-при достался «Проекту Икс» Джонатана Каплана (Си-би-эс; Фокс) с участием Мэтью Бродерика и Хеллен Хант. Журналисты поделили свои симпатии между двумя фильмами: «Перекресток» Уолтера Хилла и «Герои Эрика» Пола Верховена. Верховен – создатель очень известной в последнее время картины «Робокоп». Лента «Герои Эрика» была снята еще в 1977 году, но получила признание только теперь, когда режиссер достиг славы.
ТОКИО. Решить проблему свободного времени в длительном путешествии поможет мини-видеомагнитофон, созданный всемирно известной фирмой «Сони». Весит он немногим более килограмма. Оригинальная конструкция, получившая название «Видео Уокмен», объединила в себе портативный цветной телевизор с размером экрана по диагонали 7 сантиметров и видео. По своим размерам аппарат не превышает обычный кассетный магнитофон, да и его 8-миллиметровые кассеты мало чем отличаются от обычных, «звуковых». Единственным недостатком «Видео Уокмена» остается высокая стоимость.
ВАШИНГТОН. Видеокассеты в Соединенных Штатах дорожают. Если «Полицейский из Беверли Хиллс» в 1985 году стоил всего 30 долларов, то теперь за вторую часть этого фильма приходится платить почти втрое больше – 85 долларов. Еще дороже – модный в последнее время «Робокоп» (90 долларов), а менее известный советскому зрителю «Плутон» достиг сотни. Несмотря на значительный рост цен, спрос не уменьшается. В 1987 году в США было продано 65 миллионов кассет с фильмами – на 14 миллионов больше, чем годом ранее.
Материалы подготовили А. Коваленко, А. Раевский, И. Рубинштейн, Р. Сельская, А. Черненко.
27
Добавить комментарий