Полковник Шабер / Le colonel Chabert (1994)

Полковник Шабер / Le colonel Chabert (1994): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Полковник Шабер» / «Colonel Chabert» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Ив Анжело (номинация на «Сезар» за дебют).

Авторы сценария Ив Анжело, Жан Космо, Вероника Лагранж по произведению Оноре де Бальзака.

Оператор Бернар Лютик (номинация на «Сезар»).

Также на премии «Сезар» номинировались: Бернар Веза (художник-постановщик), Франка Скварчапино (художник по костюмам).

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Февраль 1817-го года. Мэтр Дервиль (Фабрис Лукини, номинация на «Сезар») принимает необычного клиента (Жерар Депардье, номинация на «Сезар») — пожилого, бедно выглядящего человека, представившегося полковником Шабером, который официально считается погибшим в битве при Прейсиш-Эйлау, произошедшей примерно десятью годами ранее. Один из преуспевающих юристов Парижа решает поверить незнакомцу и обещает помочь ему вернуть часть состояния, оставшегося жене (официально — вдове), графине Ферро (Фанни Ардан).

Также в ролях: Андре Дюссолье (граф Ферро), Даниэль Прево (Амеде Букар), Оливье Саладен (Юре), Максим Леру (клерк Годешаль), Эрик Эльмоснино (Дероше), Патрик Бордье (Бутен), Клод Риш (Шамблен), Жан Космо (Костас), Роман Боренже (Софи, горничная), Жюли Депардье (Матильда).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2019

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Полковник Шабер / Le colonel Chabert (1994): кадр из фильма
Долгожданная встреча

Жерар Депардье признался журналистам, что дал согласие на участие в фильме, потому что хотел сыграть главную роль в трагедии. Однако здесь было бы, на мой взгляд, интереснее узнать, не сам ли выдающийся актёр вдохновил оператора Ива Анжело попробовать себя на новом поприще, ссылаясь от опыт коллеги – Бруно Нюиттена, чья первая самостоятельная постановка («Камилла Клодель» /1988/) стала громким событием. Во всяком случае не похоже на совпадение то обстоятельство, что оба режиссёра-дебютанта обратились к прошлому (правда, всё-таки к разным историческим периодам), уделив повышенное внимание изобразительному решению – реконструкции атмосферы канувших в Лету эпох. Успех оказался несколько менее громким1, но всё равно – ощутимым.

Полковник Шабер / Le colonel Chabert (1994): кадр из фильма
Знает своё дело

Надо сказать, усилия создателей не пропали втуне. Буквально со вступительных кадров возникает ощущение полнейшего погружения в реалии Парижа времён реставрации Бурбонов. Поражает скрупулёзность оформления декораций, в первую очередь конторы мэтра Дервиля, где хранятся десятки, если не сотни, материалов гражданских и уголовных дел, сплошь – молчаливое свидетельство людских пороков и слабостей. Искушённый юрист (на редкость точное попадание в типаж Фабриса Лукини!) проницательно заявляет обескураженному просителю, что за годы профессиональной карьеры вдосталь насмотрелся на те подлые поступки, которые романисты по наивности считают плодом собственной фантазии. И по итогам краткой беседы он, хотя и согласился представлять интересы «воскресшего» полковника, вызвавшись оплатить сопутствующие расходы, всё же не был абсолютно убеждён в том, что клиент – не очередной проходимец с уникальным артистическим дарованием…

Полковник Шабер / Le colonel Chabert (1994): кадр из фильма
В борьбе за справедливость

Бесспорной удачей авторов стала игра «звёзд» французского экрана, причём факт воссоединения Жерара Депардье и Фанни Ардан после незабываемой, пронзительной «Соседки» /1981/ дополнительно подогрел интерес публики. Не может эмоционально не тронуть эпизод, когда Шабер остаётся наедине с графиней Ферро и волей-неволей отдаётся порыву чувств, даже догадываясь, что этой, пусть по-прежнему любимой женщине не следует безоговорочно доверять, какими бы искренними ни казались слёзы… И тем более сильное впечатление производит благородный жест «обломка наполеоновской империи» (параллель с шедевром Фридриха Эрмлера может показаться неожиданной, но, думается, небесполезна), отказавшегося от притязаний, наглядно убедившись в отсутствии у дражайшей половины остатков совести. Мало того, месье Анжело решается показать то, что у Оноре де Бальзака оставалось за рамками повествования, – последствия и даже немного ход битвы при Прейсиш-Эйлау. Той злополучной бойни, где (прямо по Михаилу Лермонтову) быстро смешались кони, люди – и в которой полковник проявил себя геройски, хотя и оказался погребён под телами погибших… Краткие, точно вспыхивающие в мозгу видения, эпические кадры лучше любых слов передают ту душевную боль, что накопилась в душе горемычного, но сохраняющего чувство собственного достоинства ветерана. Ветерана, добровольно избравшего удел живого трупа – порешившего заранее покинуть мир, лишённый чести и благородства. Разве что Дервиль отказывается верить в сумасшествие старого знакомого, продолжая навещать его в доме для душевнобольных.

.

__________
1 – 21-е место в сезоне с результатом в 1,7 млн. зрителей, а общие кассовые сборы оцениваются в $13,2 млн. (при бюджете порядка $13,4 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фанни Ардан. Обратный билет «туда» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 29. – С. 106-107.
Брагинский Александр. Янки при дворе Людовиков // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 118-120.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+