Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969)

Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Полночный ковбой» (вариант перевода).

США.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Джон Шлезингер.

Автор сценария Уолдо Солт (премия «Оскар») по роману Джеймса Лео Херлихай.

Композитор Джон Барри.

Оператор Адам Холендер.

Жанр: драма

Краткое содержание
Джо Бак (Джон Войт, номинация на премию «Оскар»), скопив небольшую сумму денег, работая мойщиком посуды в кафе в заштатном техасском городке, приезжает в Нью-Йорк в надежде разбогатеть, предоставляя сексуальные услуги состоятельным дамам. Однако с первой же «клиенткой», Кэсс (Сильвия Майлс, номинация на премию «Оскар»), его постигает досадная неудача, а последнюю наличность у Джо обманом вытягивает Энрико Риццо (Дастин Хоффман, номинация на премию «Оскар») — мелкий уличный мошенник и инвалид, известный под оскорбительным прозвищем «Рэтсо».

Также в ролях: Джон МакГайвер (мистер О’Дэниэл), Бренда Ваккаро (Ширли), Бэрнард Хьюз (Тауни), Рут Уайт (Салли Бак, бабушка Бака), Дженнифер Солт (Энни), Джонатан Крамер (Джеки), Боб Балабан (студент, клиент Бака), Вива (Гретель МакАльбертсон, участница вечеринки), Ультра Вайолет (участница вечеринки), Пол Джабара (участник вечеринки), Интернэшл Вельвет (участница вечеринки), Сеселия Липсон (участница вечеринки), Тэйлор Мид (участник вечеринки), Пол Моррисси (участник вечеринки), в эпизодах Уолдо Солт (Джо Пайн в телешоу), М. Эммет Уолш (пассажир автобуса, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.03.2013

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969): кадр из фильма
Дорога в никуда

Беспрецедентный случай: руководство компании United Artists, поначалу настаивавшее на присвоении «Полуночному ковбою» строгого, но всё-таки – «приличного» рейтинга «R»1 (дети до 16-ти лет допускаются в сопровождении родителей или опекунов), в итоге вняло доводам психологов и не стало противиться отнесению ленты к категории «X». Как следствие, многие владельцы кинотеатров, опасаясь за репутацию, отказывались демонстрировать ленту, но… даже с такими ограничениями картина произвела – без малейшего преувеличения – художественный и коммерческий фурор. Не самый маленький по тем временам (превысивший, допустим, затраты на «Беспечного ездока», другой экранный феномен сезона 1969-го, почти десятикратно) бюджет в размере $3,6  млн. окупился в несколько раз2, а триумф на церемонии вручения премий Американской киноакадемии, отметившей авторов тремя главными наградами, свидетельствовал о признании Нового Голливуда куда ярче, чем язвительные заметки прессы о закате былых кумиров. Даже тот факт, что не кто иной, как Джон Уэйн, на авторитет которого Джо ссылается в ответ на нелицеприятную реплику «Рэтсо» о, скажем деликатно, дутом величии ковбоев, обошёл молодых соперников благодаря отчасти самопародийной роли, косвенно свидетельствовал о крахе старых добрых идеалов. Между прочим, обратим внимание на выразительную деталь: вступительные титры прерывает отрывок фонограммы из типичного вестерна, наложенный на кадры гигантского экрана Большого Техасского драйв-ина, давно не функционирующего и заброшенного. Иными словами, настоящие, овеянные легендами, «дневные» ковбои приказали долго жить, уступив место ковбоям ночным – заезжим жиголо в высоких сапогах со шпорами, широкополой шляпе и замшевых куртках с бахромой, околачивающимся на тёмных улицах мегаполисов в поисках клиентов, падких на романтику Дикого Запада…

Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969): кадр из фильма
Ковбой на ночных улицах Нью-Йорка

Любопытно, что одноимённый роман южанина Джеймса Лео Херлихай, изданный в 1965-м году, адаптировал Уолдо Солт, сценарист-ветеран, живой свидетель и довоенного расцвета киноиндустрии, и мрачного периода «маккартизма», однако гораздо важнее оказалась личность постановщика. Англичанин Джон Шлезингер не просто сумел сохранить чистоту взгляда и наблюдательность представителя родственной, но всё-таки иной культуры. Не забыв об уроках кинематографа «рассерженных молодых людей», режиссёр, кроме того, признавался, что источником вдохновения для него служили два кинопроизведения: «Когда я буду мёртвым и белым» /1967/ югослава Живоина Павловича и «Хастлер» /1965/ Энди Уорхола и Чака Вэйна. Особенно заметно влияние последнего – хотя бы по той причине, что кульминацией рассказа о ещё одном хастлере (так на сленге называли мужчин-проституток и сутенёров) становится посещение приятелями закрытой вечеринки, в которой отметились многие тогдашние знаменитости «фабрики» основателя поп-арта. Причём Шлезингер одним из первых (наряду с тем же Деннисом Хоппером) привнёс в «мейнстримовскую» картину элементы броской, вычурной эстетики «андеграундного» кинематографа, с одной стороны позволившие подчеркнуть чуждость двум случайным гостям атмосферы претенциозного, окутанного наркотическим дурманом богемного мероприятия, но с другой – открывшие возможности проникновения во внутренний мир человека. Это не безостановочный «поток сознания», а какие-то смутные, давящие, терзающие душу вспышки видений, в которых перемежаются воспоминания о смерти бабушки, воспитывавшей Бака, недолгой службе в армии и актах насилия над его любимой Энни3. Грёзы и сны, вопреки надеждам, не служат краткой отдушиной – наоборот, в концентрированном виде выражают необоримую тревогу (ещё чуть-чуть, и грозящую обернуться отчаянием) за завтрашний день. Даже неожиданное применение в финале флешфорварда не отдаёт формализмом.

Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969): кадр из фильма
Как жить?..

Авторы «Полуночного ковбоя» поверяют сознание бытием, сталкивают идеалистические представления с грубой материей нью-йоркского «дна», окуная зрителя в гущу неприкрашенной реальности. Расселённый, предназначенный на снос дом без электричества и теплоснабжения, где нашли пристанище друзья, и ночные притоны – оборотная сторона мира сияющих витрин магазинов и ресторанов в районе 42-й улицы. Шлезингер и Солт не ограничиваются суровым развенчанием стародавних, «классических» мифов, на которых по-прежнему зиждется миф о становлении США, и новомодных стереотипов о расширении границ сознания и спасительной власти воображения, чуть ли не уподобляя идеологов контркультуры странной молодой женщине в кафе, где Джо случайно проливает кетчуп на джинсы. Кинематографисты покушаются на святая святых – на культивируемую «американскую мечту», на осуществление которой якобы вправе рассчитывать каждый в стране неограниченных возможностей и торжества демократии. Потерпев первую неудачу, персонаж задерживает взгляд на примерно такой же кухне заведения общепита, как та, техасская, куда зарёкся возвращаться, а Энрико рассказывает, что ни за что не хочет повторить печальную участь отца, вкалывавшего за гроши чистильщиком обуви и рано подорвавшего здоровье. Вот только задолго до развязки становится очевидной призрачность их грёз о солнечной и изобильной, точно рай на Земле, Флориде, где Бак без лишнего шума, по-будничному избавится от нелепой ковбойской экипировки – и куда Риццо так и не доедет. Конечно, тризна по Америке, которая была по достоинству высоко оценена советскими критиками, но приобрела, увы, исключительную (не подразумевавшуюся создателями) актуальность для постперестроечной России, могла и не получиться столь пронзительной и горькой без изумительного существования на экране ведущих исполнителей. Фильм, безусловно, принёс признание Дастину Хоффману и Джону Войту, но само понятие «звезда» тогда плохо вязалось с личностями этих неординарных актёров, воплотивших незабываемые образы двух лишних людей в большом городе.

.

__________
1 – Его, к слову, присвоят позже, спустя два года, в преддверии повторного выпуска на экраны.
2 – Кассовые сборы составили $44,78 млн. (ещё $8 млн. принёс показ за рубежом), прокатная плата – $20,499 млн.
3 – В исполнении Дженнифер Солт, дочери кинодраматурга.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 68-74.
Эротическая хроника // Новости видео. – 1991, № 08 (15). – С. 1-2.
«Полуночный ковбой» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 43-44.
Цыркун Нина. Путешествие в «Серебряный век» // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 36-43.
Дуларидзе Латавра. Следуя заповедям // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 69-69.
Скороденко В. «Полуночный ковбой» // На экранах мира. Выпуск 3. – М.: Искусство, 1972. – С. 180-190.
Шестаков Д.П. Не поспешишь – людей насмешишь // Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры XX века. – М.: Наука, 1972. – С. 180-197.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+