Поменяться местами / Trading Places (1983)
Андреев А. «Золотой мальчик» Эдди Мерфи // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 18-21.
МИРОВОЕ кино в лицах
«ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК» ЭДДИ МЭРФИ
Эдди Мэрфи нет еще и тридцати, но его уже называют «всемирной звездой кинокомедии № 1». Головокружительный взлет актера к славе заставил говорить о «феномене» Мэрфи в американском кино. Денежное выражение этого феномена уже давно перевалило за миллиард долларов кассовых сборов, полученных в результате участия темнокожего «золотого мальчика» лишь в семи картинах.
Эдди Мэрфи родился 3 апреля 1961 года в нью-йоркском районе Бруклин в довольно обеспеченной семье. Отец Эдди, полицейский но профессии, умер, когда мальчику было 8 лет. Мать Эдди вышла замуж второй раз, и отчим оказался тем человеком, который заметил дарование Эдди и всячески поощрял его увлечение театром и кино.
В пятнадцать лет Мэрфи уже выступает в местных молодежных клубах как артист разговорного жанра и автор юморесок. В 1979 году восемнадцатилетний Эдди Мэрфи с успехом проходит конкурс на участие в популярной телепередаче «Прямой эфир в субботу вечером» и заключает контракт на 4 года.
18
В 1982 году, продолжая выступать па телевидении, Эдди Мэрфи подписывает многолетний контракт с голливудской киностудией «Парамаунт Пикчерз» и в этом же году дебютирует в полицейском фильме «48 часов» (реж. У. Хилл). Реджи Хаммонд в исполнении Э. Мэрфи, вор, мошенник и ловкий плут, отсиживающий свой срок в тюрьме, поначалу не более чем комическая фигура, вызывающая всеобщий смех. Но по мере развития сюжета под маской комика проступают черты человека отважного и реши тельного, умеющего быть хорошим товарищем и держать свое слово.
В 1983 году в прокате появляется второй фильм с участием Эдди Мэрфи «Поменяться местами» (реж. Д. Лэндис). Классический сюжет «принца и нищего» выдержан здесь в стиле «народной» комедии, изобилующей смешными ситуациями, юмором и разыгранной великолепным актерским ансамблем, в котором солирует, безусловно, Мэрфи. История о том, как мелкий чернокожий жулик Билли Рей Валентайн занял место управляющего грандиозной фирмы «Дюк и Дюк», а настоящий ее управляющий Уинтроп, аристократ до мозга костей, – место бродяги, выброшенного на задворки общества, имела фантастический успех и у зрителей, и у критики, что случается не так уж часто. Известность и популярность Эдди Мэрфи становятся настоящей славой.
19
В 1984 году Эдди Мэрфи исполнил главную роль в кинофильме «Полицейский из Беверли Хиллз». Герой Э. Мэрфи Аксель Фоули, отчаянный детектив из Детройта, отправляется на Западное побережье, в Калифорнию, чтобы найти убийцу своего друга. Его герой никогда не теряет присутствия духа и чувства юмора. Этот парень в потертых джинсах и спортивной курточке, разъезжающий в «неприличном» автомобиле, этот «возмутитель спокойствия» в шикарном Беверли Хиллз не только найдет убийцу, но раскроет преступную сеть торговцев наркотиками…
Режиссер фильма Мартин Брест предоставлял Эдди Мэрфи полную свободу, чтобы его дарование исполнителя скетчей и монологов проявилось во всем блеске. Сценарий фильма был приобретен студией у известного драматурга Даниэла Петри много лет назад, но руководство «Парамаунта» не находило подходящих кандидатов на главную роль. Надо сказать, что продюсерам фильма пришлось потратить немало времени, чтобы уговорить чиновников «Парамаунта» пригласить Эдди Мэрфи. Дело в том, что на протяжении многих лет студия вела дискриминационную политику в отношении чернокожих исполнителей. Но предыдущий успех Мэрфи уже был его визитной карточкой. Дельцы согласились, и студия получила баснословную прибыль: фильм стал самой кассовой кинокомедией в мире и вошел в десятку самых прибыльных лент всех времен.
В 1987 году вышел «Полицейский из Беверли Хиллз-2». Но, как это обычно бывает, продолжение уступало по качеству оригиналу. И тем не менее фильм принес фирме 153 млн. долларов дохода и стал самым кассовым фильмом 1987 года.
В промежутках между приключениями инспектора Фоули Эдди Мэрфи успел сняться в картине «Золотой мальчик» (реж. М. Ритчи), которая вышла на экраны в 1986 году.
Э. Мэрфи сыграл здесь Чандлера Джарелла, служащего, занимающегося розыском пропавших детей. Именно Джарелл становится «избранником Божьим», которому предстоит спасти попавшего во власть злых сил «Золотого мальчика» удивительного ребенка, символизирующего все Добро мира. Эта типичная «средней руки» картина вошла в пятерку наиболее популярных лент 1986 года, конечно, только благодаря Эдди Мэрфи.
С 1986 года у Мэрфи своя производственная фирма «Эдди Мэрфи Продакшнз». В 1987 году она на паях с «Парамаунтом» выпускает фильм «Без шлифовки», который представляет собой запись полуторачасового концерта Эдди Мэрфи, поставленного по его собственному сцена-
20
рию. В 1988 году новый фильм: «Прибытие в Америку» (реж. Д. Лэндис).
В этой «черной» комедии, идея которой принадлежит Эдди, ом сыграл роль наследного принца Акима, приехавшего развлечься в Америку из богатого африканского королевства Замунда. В Нью-Йорке он влюбляется в дочь владельца кафе, которая, понятное дело, ему не пара. Но любовь есть любовь, и она должна победить.
«Я всегда хотел преуспеть и с детства мечтал смешить людей. Последние несколько лет мне это удается, и я счастлив», говорит Эдди Мэрфи. Испортили ли Эдди его успех и слава? Люди, знающие его близко, говорят, что он не изменился, что он так же дорожит родственными связями, прислушивается к отзывам и советам друзей. И ещё активно и щедро помогает черным художникам. «Я делаю все «черное», что в моих силах,– говорит он.– Я даю работу черному оператору… Я сам очень черный. И если наши будущие постановки будут пользоваться популярностью, то впоследствии мы сможем оказать большое влияние на индустрию развлечений. Вы еще услышите о «черной стае»…»
…Любопытный факт: ни одного фильма с участием Мэрфи не было в советском прокате. Но в ответах наших читателей на вопрос, о каких актерах им было бы интересно узнать, в первой десятке оказалось имя Э. Мэрфи.
А. АНДРЕЕВ
Р. S. Когда номер был уже готов, пришла информация о новом «совсем черном» фильме, поставленном Эдди Мэрфи, «Ночи в Гарлеме» (1989). Двухдневная демонстрация фильма (суббота и воскресенье) принесла самую большую прибыль в истории кино. Однако критика встретила фильм прохладно. Да, действие фильма разворачивается в Гарлеме, но, замечает обозреватель, это не нью-йоркский Гарлем, а Гарлем, выстроенный в Голливуде. А главное, продолжает критик, Эдди Мэрфи отвернулся от своего героя грубоватого, но искреннего и обаятельного парня из «рабочей среды», а значит, он отвернулся от своей аудитории, от своего зрителя, благодаря которому стал «звездой» 80-х годов.
Подождем немного, фильм, надо думать, скоро появится на видеокассетах, и мы получим возможность составить свое представление о новой актерской работе и о режиссерском дебюте Мэрфи.
21