Попутчик / The Hitcher (1986)

Попутчик / The Hitcher (1986): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Автостопщик» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Роберт Хармон.

Автор сценария Эрик Ред.

Композитор Марк Айшем.

Оператор Джон Сил.

Жанр: триллер

Краткое содержание
Джим Хэлси (К. Томас Хауэлл), перегоняющий автомобиль из Чикаго в Сан-Диего, подбирает тёмной дождливой ночью попутчика, представившегося Джоном Райдером (Рутгер Хауэр). С этого момента его жизнь превращается в сплошной кошмар, причём главным подозреваемым в кровавых деяниях маньяка-убийцы становится Джим. Парню не верит никто, кроме девушки по имени Нэш (Дженнифер Джейсон Ли), работающей в местном кафе. Живым из смертельного противостояния может выйти только один.

Также в ролях: Джеффри ДеМанн (капитан Эстеридж), Джон М. Джексон (сержант Старр), Билли Грин Буш (патрульный Доннер), Джек Тибо (патрульный Престон), Армин Шимерман (сержант, ведущий следствие), Джин Дэвис (патрульный Додж), Джон Ван Несс (патрульный Хэпкомб), Генри Дэрроу (патрульный Хэнкок).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.07.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Попутчик / The Hitcher (1986): кадр из фильма
Попутчик, как он есть

Вообще-то этот фильм, увидевший свет силами небольших кинокомпаний и выпущенный в прокат TriStar Pictures, не вызвал энтузиазма у заокеанской публики, не окупив1 сравнительно небольшие производственные затраты. Зато неожиданно стал объектом культа на видео2, в том числе за пределами США (например, в СССР эпохи «перестройки»), и оказался тепло встречен на кинофестивале криминально-полицейских произведений в городе Коньяк. Роберт Хармон ещё в 1983-м году снял получасовой триллер «Чайна-лейк» – о маньяке в полицейской униформе, расправляющемся со случайными попутчиками на пустынных шоссе. И, по сути, продолжил развивать тематику в первой большой постановке, найдя своего рода творческого единомышленника в лице кинодраматурга – тоже дебютанта в профессиональном кинематографе. Эрик Ред рассказывал, что замысел родился, когда он, занимаясь подобно Хэлси перегоном автомобилей, услышал знаменитую композицию Riders on the Storm («Наездники бури», в другом варианте перевода – «Навстречу стихии»). Райдер (правда, Ryder, а не Rider) выступил олицетворением того самого, безликого и неуловимого убийцы на дороге, о котором упоминали The Doors, намекая на невымышленную персону – печально известного Билли Кука, умертвлявшего тех, кто подбирал его на автостраде. Особо дотошные зрители даже предположили, что именно мнимый блюститель закона по фамилии Доннелли (в исполнении Чарльза Напье) из хармоновской короткометражки перевоплотился в Джона – человека-загадку с агрессивными наклонностями и так и не понятой логикой поведения.

Попутчик / The Hitcher (1986): кадр из фильма
Взял судьбу в свои руки

Ведь чем «Попутчик» выделяется на фоне заурядных жанровых образчиков о преступниках, путешествующих по американским землям? Авторы демонстративно не удовлетворяются тривиальным объяснением событий, в первую очередь – диких (мягко сказано!) поступков Джона. Сорокадвухлетний Рутгер Хауэр, добившийся первой известности в родных Нидерландах, но уже хорошо освоившийся (начиная с партии эксцентричного террориста) в Голливуде, создаёт по-настоящему эффектный образ. Его Попутчик – не просто разбойник с большой дороги на заокеанский манер, эмоционально неуравновешенный подонок или же психопат с навязчивыми идеями, отличающийся незаурядным умом. Джон, личность которого полицейские не в состоянии идентифицировать, представляется подлинным исчадьем ада, воплощением зла. Либо, если перевести трактовку в психоаналитическую плоскость, квинтэссенцией подсознательных страхов Джима, внезапно материализовавшихся. «Ты умный парень. Соображай», – отвечает он Хэлси на отчаянные вопросы, накладывая на каждое веко, точно покойнику, по монете. И исход битвы не может быть иным, особенно после варварской расправы над Нэш… Актёр К. Томас Хауэлл признался в интервью, что продолжал не на шутку бояться своего партнёра по съёмочной площадке даже после того, как звучала команда «Снято!». Рискну утверждать, что именно Хауэру удалось ближе всех приблизиться к тому типажу маниакально одержимых личностей, который вскоре (после образа Ганнибала Лектера) будет ассоциироваться с Энтони Хопкинсом. Картина бы определённо многое потеряла, если б на роль Попутчика оказалась утверждена кандидатура другого исполнителя – допустим, Теренса Стэмпа или Сэма Эллиотта.

.

__________
1 – Бюджет составил $5,8-6 млн., кассовые сборы – $5,8 млн., следовательно, продюсерам вернулась примерно половина от израсходованной суммы.
2 – Не поэтому ли сиквел, появившийся лишь спустя 17 лет, было решено не выпускать на киноэкраны?!

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 13. – С. 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+