Последний император / Modai huangi / L’ultimo imperatore / The Last Emperor / Le dernier empereur (1987)

«Последний император» // Видео Дайджест. – 1991, № 6. – С. 63-64.

«Последний император» (The Last Emperor), 1987. «Рекордед Пикчерс Компани». Пр. Франко Джовале, Джойс Херлхай, реж. Бернардо Бертолуччи, сц. Б. Бертолуччи и Марк Пинлоу, оп. Витторио Стораро, худ. Фердинандо Скарфиотти, Бруно Чезари, Освальд Дезидери, комп. Рюити Сакамото, Дэвид Бирн. В главных ролях: Джои Лоди, Джоан Чен, Питер О’Тул и др. 166 мин.

История всегда жестоко расправлялась с последними государями. Русский был расстрелян, французский обезглавлен. Но, может быть, самой жестокой оказалась участь последнего императора Китая: ему сохранили жизнь. Из 62 лет этой жизни 44 года Пу И провел в застенках – в прямом и переносном смысле: 16 – в Запретном городе, 14 – в качестве правителя Маньчжоу-Го, 4 – в советском плену, 10 – в китайском концлагере. На воле он находился 18 лет: до трех – в отчем доме, семь лет в эмиграции в Тяньцзине и последние восемь лет – в качестве садовника пекинского ботанического сада. Тот факт, что Пу И оказался женатым в 14 лет, а впервые самостоятельно почистил зубы в 45, когда в тюрьме его разлучили со слугой, – штрихи, довершающие парадоксальную картину этой парадоксальной судьбы.

На воссоздание этой судьбы ушло 23 миллиона долларов и 6 лет жизни режиссера: только основная декорация заняла 250 акров земли; для фильма понадобилось 19 тысяч статистов, не считая солдат китайской армии, 60 актеров первого плана из разных стран, 200 техников, 9 тысяч костюмов. И при всем этом гигантизме «Последний император» – один из редчайших примеров в кинематографе (на памяти лишь еще один такой – «Гражданин Кейн»), когда все выразительные средства – драматургия, монтаж, изобразительный ряд, свет, цвет и т. д.– подчинены одной цели: созданию образа героя.

Бертолуччи – режиссер человеческих судеб, а не судеб человечества, поэтому его картина – о человеке, рожденном императором, бывшем им, но так и не ставшем. Человеке-символе, превращенном в марионетку, прошедшем три исторические эпохи, чуждом – каждой. Им управляет не логика, а статика характера. И шелковые одеяния, и франтоватый костюм плейбоя одинаково ловко сидят на его стройной фигуре. Но столь же естественно выглядит на нем и телогрейка заключенного, и бежево-серая униформа китайца времени «культурной революции». Кто он? Гени-

63

альный актер, к лицу которою пристает любая маска? Уникальная бесхарактерность или редкая выдержка управляют им?

Картина кажется огромной пирамидой, под которой погребены останки. Пу И был мумией при жизни. Он стал легендой после смерти.

В ЭТОМ ГОДУ ПРИЗЕРОМ СТАЛА ТАКЖЕ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛЕНТА «ДО СВИДАНЬЯ, МАЛЬЧИКИ!» (РЕЖИССЕР ЛУИ МАЛЛЬ).

64

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+