Повелитель приливов / The Prince of Tides (1991)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Принц приливов» / «Хозяин приливов» / «Король приливов» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 132 минуты.
Режиссёр Барбра Стрейзанд (номинация на «Золотой глобус»).
Авторы сценария Пэт Конрой, Бекки Джонсон (номинация на «Оскар») по роману Пэта Конроя.
Композитор Джеймс Ньютон Ховард (номинация на «Оскар»).
Оператор Стивен Голдблатт (номинация на «Оскар»).
Также на «Оскар» номинировались художники-постановщики Пол Силберт и Кэрил Хеллер.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Том Уинго (Ник Нолти, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), учитель и тренер по американскому футболу, долгое время сидящий без работы, узнаёт от матери Лилы (Кейт Неллиган, номинация на «Оскар») о том, что его сестра Саванна (Мелинда Диллон) попыталась совершить самоубийство. Том немедленно вылетает в Нью-Йорк, где знакомится с доктором Сьюзан Ловенстейн (Барбра Стрейзанд), надеющейся узнать от брата как можно больше подробностей, которые помогут вылечить пациентку. Уинго поначалу относится к женщине-психиатру с предубеждением, но постепенно между ними налаживаются тёплые, доверительные отношения.
Также в ролях: Блайт Даннер (Салли Уинго), Йерун Краббе (Герберт Вудрафф, муж Сьюзан), Джордж Карлин (Эдди Детревилл), Джейсон Гулд (Бернард Вудрафф, сын Сьюзан), Брэд Салливан (Генри Уинго), Мэгги Коллир (Люси Уинго), Линдсей Рэй (Дженнифер Уинго), Брэндлин Уитакер (Чэндлер Уинго).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.03.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Одноимённым романом Пэта (полное имя – Дональд Патрик) Конроя, опубликованным издательством Houghton Mifflin и ставшим бестселлером, первым заинтересовался Роберт Редфорд, причём тоже намеревавшийся осуществить постановку самостоятельно, а воплотить образ доктора Ловенстейн думавший предложить… Барбре Стрейзанд. Однако его партнёрша по острой социальной драме (с элементами мелодрамы) «Встреча двух сердец» /1973/ проявила больше энтузиазма и настойчивости, принявшись разрабатывать проект. Экранизация снискала завидный успех у широкой публики1 и кинокритиков, но среди номинаций на премию «Оскар», на которые выдвинули картину, не оказалось одной из главных и действительно заслуженной «звездой». Не удивительно, что комик Билли Кристал, выступавший ведущим церемонии, исполняя шуточную песню-комментарий, задался ехидным вопросом: «… этот фильм режиссировал сам себя?» Талант Барбры впечатляет (и, к слову, заметно окреп по сравнению с лентой «Йентл» /1983/, всё-таки не лишённой изъянов, хотя и простительных для дебютантки), пусть с оговоркой, что «Повелитель приливов» – кинопроизведение в первую очередь «актёрское».
К слову, об актёрах. На ведущую мужскую партию рассматривалось несколько достойных кандидатур, но для Ника Нолти (по иронии судьбы, почти параллельно, в «Мысе страха» /1991/, представшего в обличии жертвы вышедшего из тюрьмы психопата) роль стала одной из лучших, а то и вершинной за всю карьеру. Если сама Барбра ещё в «Чокнутых» /1987/ получила возможность продемонстрировать игру на грани эмоциональных сил (к тому же, на судьбу Клодии тоже оказали пагубное влияние полученные в детстве душевные травмы), то теперь актриса изображает, наоборот, мудрую женщину-психиатра. Поначалу Уинго (как и зрители) скептически относится к её стремлению разобраться во внутреннем мире пациентки, что на поверку невозможно без раскрытия Томом обстоятельств и его жизни, прежде всего – без детального рассказа о детстве. Однако постепенно их отношения теплеют и даже… перерастают простую дружбу, тем более что браки гостя Нью-Йорка и Сьюзан оставляют желать лучшего. Проясняющиеся подробности прошлого (между прочим, Конрой, хотя и лично участвовал в адаптации сценария, высказывал сожаление, что в киноверсии гораздо меньше флешбэков, чем в первоисточнике) дают самим участникам вынужденных сеансов психотерапии не меньше, чем бедной, совсем запутавшейся Саванне. Романтическая линия воспринимается логичным следствием того катарсиса, что пережил Уинго, столько лет старательно загонявший боль вовнутрь, но… Ловенстайн, которая и на профессиональном поприще проявляла редкостную приверженность здравому смыслу, не может не понимать, что семья – это святое. В конце концов любящая сестрёнка не случайно посвятит Тому новый сборник стихотворений, получивший громкое название «Повелитель приливов».
.
__________
1 – При достаточно высоком производственном бюджете в $30 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $74,8 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Боброва О. Сын выходит замуж!.. // Экран. – 1992, № 3. – С. 15.
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 7. – С. 32.
Компаниченко К. Упрямая Барбара в мире мужчин // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 04. – С. 10-13.
Барбара Стрейзанд // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 4. – С. 27-28.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий