Повелитель приливов / The Prince of Tides (1991)

Компаниченко К. Упрямая Барбара в мире мужчин // Видео-Асс Sunrise. – 1995, № 04. – С. 10-13.

Упрямая Барбара в мире мужчин

Большой рот, отстающие уши, нос, которому позавидовал бы сам Сирано де Бержерак. Девушка в невозможных шляпах и дешевом платье с вечно обгрызенными ногтями… А Голливуд обожал смазливеньких длинноногих блондинок… Она родилась 24 апреля 1942 года в Бруклине. Когда Барбаре исполнилось 15 месяцев, умер ее отец. Некрасивая девчушка из нищей семьи лелеяла невероятные мечты. Рассказывают, когда ее беспокойная мать, издав классический для всех матерей вздох, спросила: «Господи, что же из тебя выйдет?», Барбара скромно ответила: «Самая лучшая актриса и певица, самая большая звезда Америки». И это на самом деле был очень скромный ответ, потому что ребенок забыл добавить, что не меньших успехов добьется в профессиях, которые и до сих пор остаются преимущественно мужскими – режиссера, продюсера и композитора.

В пути за славой верным спутником был ее большой нос, который на страницах прессы претерпел существенные изменения, превратившись из «аксессуара гадкого утенка» в «характерный профиль восхитительной Барбары», «одной из самых изысканных женщин Голливуда». И хотя Стрейзанд помнит времена, когда ей приходилось зарабатывать на жизнь мытьем полов в третьеразрядном кафе, уборкой контор и другими непрестижными и далекими от мира звезд занятиями, правда и то, что уже в двадцать лет она подписала контракт с «Колумбиа Рекордз» (1962), и ее первый альбом почти мгновенно занял верхние строчки рейтинговых таблиц среди самых популярных дисков. После этого последовал ряд дебютов во всех областях развлекательных искусств и лавина призов, о которых большинству художников на протяжении всей жизни, сколь бы долгой она ни была, приходится лишь мечтать. Подготовительные работы над бродвейским мюзиклом «Смешная девчонка» неимоверно затягивались: переписывался сценарий, перерабатывались песни, менялся состав актеров… Постоянной величиной оставалась лишь Барбара Стрейзанд. 26 марта 1964 года, наконец, поднялся занавес и… актриса прошла номинацию на премию «Тони», которая в театральном мире ценится так же высоко, как «Оскар» в кинематографе.

За первое телевизионное музыкальное шоу «Мое имя Барбара» она получила пять призов «Эмми». Киноверсия «Смешной девчонки» принесла ей «Оскара» в 1968 году, «Золотой глобус» и титул «Звезда года».

После премьеры фильма «Хелло, Долли!» восторженные критики в один голос твердили, что история кино еще не знала актрисы, которая с таким шармом могла сыграть бурлескные сцены и при этом ни на секунду не потерять женского очарования.

Список дисков, телевизионных шоу и призов почти бесконечен. Но достаточно вспомнить, что в мире шоу-бизнеса она единственная (из ныне здравствующих) обладает премиями «Гремми», «Эмми», «Тони», «Золотой глобус» и «Оскар», причем получала их неоднократно. Когда-то. снимаясь в своем первом фильме, она прочла рассказ «Йентл». Спустя годы она вернулась к его сюжету в качестве продюсера, режиссера и исполнительницы главной роли. В 1984 году фильм «Йентл» прошел номинацию «Оскаров» и «Золотой глобус» за режиссуру и продюсерскую работу.

Удачливая Барбара, которая, судя по американской прессе, стала самой одинокой женщиной Америки, со времен нищего детства сохранила бережливость (скаредность и, скупердяйство, на языке желтой прессы), коммерческую жилку и умение превращать не только детские мечты в реальность. И если это ей просто фантастически удается в профессиональной жизни, ее частная жизнь – сострадание, сожаление и злорадство всех пишущих о жизни звезд. Причина проста на первый взгляд: ее взрывной темперамент способен вынести только один мужчина – ее сын, Джейсон, от брака с Эллиотом Гулдом. Вместе они играют в новом фильме Барбары «Король приливов», экранизации бестселлера Пэта Конроя.

В эту кинематографическую авантюру Барбара Стрейзанд ввязалась как продюсер, режиссер и актриса. По мнению многих затея была безумной. К роману Конроя кинематографисты проявили интерес сразу же после его выхода в 1987 году. Несколько продюсеров и режиссеров пытались экранизировать довольно-таки объемистую книгу, но удалось это лишь упрямой Барбаре. Автор бестселлера Пэт Конрой, забраковавший несколько неудачных сценариев, после двух недель

11

работы со Стрейзанд подарил Барбаре свою книгу с надписью: «Барбаре Стрейзанд, королеве приливов… Барбара, у тебя много лиц, но ко всему прочему ты еще потрясающая учительница… одна из самых лучших среди встретившихся мне в жизни. Я ценю хороших учителей и они живут в моих произведениях, танцуют невидимыми между строк моих книг. Как писателя ты сделала меня лучше, ты спасла мою сладковатую книгу, одарила меня серьезностью и оказала тем самым величайшую любезность. Спасибо тебе и я никогда не забуду, что ты вернула мне мою книгу как подарок».

«Король приливов», в интерпретации Барбары, – история взаимоотношений двух диаметрально противоположных людей. Пытаясь справиться каждый со своей болью и проблемами, они открывают друг друга и самих себя. Том Винго, его играет Ник Нолт, учитель английского и футбольный тренер, приезжает из Южной Каролины в Нью-Йорк, чтобы вместе с психиатром помочь выйти из кризиса своей сестре-близняшке, Саванне. Джейсон Гулд, на счету которого уже несколько ролей в разных фильмах, впервые появился на экране рядом со своей матерью в роли сына врача-психиатра (Стрейзанд).

«Король приливов» стал еще одним триумфом Барбары Стрейзанд. Из трех номинаций на «Золотой глобус» – за фильм, режиссуру и лучшую мужскую роль – реальностью стал последний «Глобус»: Ник Нолт, которого режиссер Барбара Стрейзанд выбрала для своего фильма за «его мужественность и боль, таящуюся в глазах», стал обладателем приза за лучшую мужскую роль.

Во время съемок фильма, подобно тому, как это уже было, когда снимался «Йентл», звучали многочисленные голоса, уверявшие что Барбара «откусила слишком большой кусок и теперь не может его проглотить».

Самым неприятным для Барбары было то, что среди этих голосов было слишком много женских. Женщины самые суровые судьи представительниц слабого пола. Оно и понятно. В мужском мире не слишком много пространства для честолюбивых и одаренных дам. Потому и борьба среди них за место под солнцем особенно жестокая. И борются они по-женски, добиваясь популярности и известности и длинными ногами, и любовными похождениями, и миллионными нарядами (или полнейшим их отсутствием). Своей славой «знаменитая, богатая и всегда желанная» Лиз Тейлор, как известно, обязана не только восхитительной внешности и незаурядному драматическому таланту. Свою лепту в ее легендарную популярность внесли и девять браков, и скандалы с Бартоном по поводу раздела имущества, и алкоголизм, и наркотики, и пресловутое обжорство… Экстравагантная Шер, меняющая, как перчатки любовников, годящихся ей в сыновья, умножает свою известность шокирующими высказываниями из области секса и видеокассетами о том, как с помощью шейпинга держать тело в отличной форме, хотя пресса давно сообщила всему миру, что ее восхитительная внешность – рукотворное чудо, потому что именно искусники из области пластической хирургии подтянули ей подбородок, щеки, грудь, живот, на пять сантиметров уменьшили объем бедер… О Мадонне, которая публично осваивает межполовое пространство всеми возможными путями, можно сказать, что она делает все то, что делали раньше, но на высоком профессиональном уровне, возводя в ранг искусства то, что раньше было достоянием любителей.

Среди упомянутых звезд Барбара Стрейзанд явно инородное тело. Хирурги сочли бы за честь сделать ее нос чудом совершенства. Но звезде и в голову не могло прийти такое решение. Свой путь она избрала давно и публично заявила об этом в самом первом своем фильме, и если этого кто-то не заметил, то это не ее вина. Когда она появляется в «Смешной девчонке» на роликовых коньках среди длинноногих изящных блондинок, эдакий нелепый неуклюжий гадкий утенок среди благородного семейства, вызывающий сначала досаду тем, что принято считать красивым, никому не может прийти в голову, что пройдет совсем немного времени и все внимание переключится на нее и вся эта длинноногая красота покажется пресной и банальной и единственно интересным окажется голенастый топорно переваливающийся с ноги на ногу плюгавый утенок, некрасивая большеротая девчонка, постепенно околдовывающая зрительный зал, ведущая его за собой с уверенностью, достойной призовых лавров. Критика сравнивала ее с Джуди Гарланд, Лиз Минелли и ошиблась. Но не потому, что Барбара Стрейзанд никогда не пыталась освоить профессию танцовщицы, оставаясь великой певицей и не менее великой актрисой, как выяснилось позже, не только комедийной, но и драматической.

С самого начала она претендовала на нечто большее, нежели все длинноногие красавицы Голливуда. Фигурально выражаясь, она переводила зрителя с нижнего этажа на верхний, открывала новое космическое пространство, которое можно назвать человеческим, не перечеркивая при этом сексуального микрокосмоса, но включая его в более широкий контекст.

Ее знаменитый нос, с формой и величиной которого она упорно не желала расставаться, был своего рода манифестом, вызовом правилам Голливуда и эталонам красоты. «Любите нас не за наши длинные

12

ноги и не за наши прелестные носики, любите нас за то, что мы из себя представляем» – примерно таким был бы текст манифеста Барбары Стрейзанд на первых порах. Она добилась грандиозного успеха. Фильм Уайльдера, знаменитого классика американского кино, считается неудачей режиссера. «Он уныл и бесцветен, когда на экране не властвует Стрейзанд», – писала критика. – К счастью, таких сцен очень мало». Но может быть, талант режиссера и заключался в том, чтобы дать свободу проявления Барбаре, артистический темперамент которой настолько силен, что не нуждается ни в каких режиссерских ухищрениях.

Ни одна из великих кинозвезд-женщин не считала Барбару Стрейзанд своей соперницей. И причина была вовсе не в чисто физической привлекательности или непривлекательности. Как известно, понятие красоты весьма относительно. Многие любители международных конкурсов красоты помнят, как во время одного из таких соревнований во Франции, зрители и жюри из всего сонма неотразимых красавиц выбрали дурнушку с неважнецкой фигурой, но с такой естественностью, грацией и чувством собственного достоинства появившейся на сцене, что все красотки с эталонными размерами всех частей тела враз померкли.

Как и эта дурнушка, Барбара Стрейзанд осваивала другие территории. Те, что уже с незапамятных времен принадлежали мужчинам. Это был грех с точки зрения библейских традиций, если, конечно, не вспомнить о Лилит. Любопытно, что в первую очередь это раздражает женщин. Возможно они не способны, подобно Стрейзанд, найти в себе силы, чтобы начать борьбу не на своем, отведенном им мужчинами, поле. Именно об этом говорила неистовая Барбара на знаменитом обеде, устраиваемом в честь присуждения Хрустального приза. – Не так давно, – говорила она, – нас называли куколками, кисками, персиками, цыпочками, детками, бэби, телками, мочалками, девками. Мы стали заканчивать университеты и превращаться в несгибаемых кухарок, нас стали величать суками, шлюхами и ведьмами. Я полагаю, это прогресс».

Язык, как заметила Барбара, действительно, позволяет взглянуть на путь женщины в обществе, где доминируют мужчины. Судите сами, взяв для примера модный ныне бизнес.

Если мужчина полон сил, его называют работником, женщина в аналогичной ситуации – пробивная. Мужчина бескомпромиссен, женщина-стерва. Он – напорист. Она – агрессивна. Он упорно добивается своей цели, она переступит через труп собственной матери. Он останется верным до конца своим убеждениям – она упрямая ослица. Если он желает быть правильно понятым – его уважают, если того же хочет женщина, у нее невыносимый характер. Если мужчина продюсер, режиссер и актер, его называют всесторонне одаренным, если то же самое делает женщина, она эгоцентрична и тщеславна.

Да, именно в эгоцентризме и тщеславии обвиняли Барбару Стрейзанд, когда, она, забыв о личной жизни, полностью отдавалась любимой работе, которой ей все было мало, потому что так много хотелось высказать не только песнями, которые она сама сочиняет и исполняет, не только прекрасными актерскими работами, придуманными для нее другими, но и теми фильмами, которые кроме нее не смог бы сделать никто, потому что они были бы уже не ее фильмами.

Говорят, что при рождении перед человеком открываются несколько дорог. Отправившись прямо, он рискует быть съеденным волками. Повернув налево, он может быть уверен, что сам съест волков. Свернув направо, подвергается опасности съесть самого себя.

Барбара Стрейзанд выбрала четвертый путь: она ищет пространство, где хватило бы дорог на всех, независимо от цвета кожи и пола. И, похоже, нашла его. Всю жизнь, с несвойственной женщине энергией, она добивается, чтобы женщин мерили не длиной ног, а тем, что они делают и что из себя представляют. Она постоянно выпадала за рамки отведенных ей обществом возможностей, всегда оставаясь самой изысканной женщиной Голливуда, самозабвенно и тщательно делала свою карьеру, свою биографию, свою судьбу. На деле оказалось, что, по существу, она делала историю. В год, когда она снялась в роли Кэти Морской в фильме «Такими мы были» (1973) в Америке было всего семь женщин-режиссеров, сейчас их 31. Именно об этом напомнила она в знаменитом спиче на упомянутом торжественном обеде, впервые открыто подводя итог своей творческой карьере «бродвейской легенды».

Г. Компаниченко

13

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+