Повелитель зверей / The Beastmaster (1982)
Вяткин Андрей. В жанре «Фэнтези» // Экран. – 1992, № 01. – С. 28-29.
видеокомпас
В ЖАНРЕ «ФЭНТЭЗИ»
Ведет Андрей ВЯТКИН
Что это – детская сказка? Нет, вполне взрослый жанр – «фэнтэзи», ненаучная фантастика, в мировой литературе равноправно сосуществующая с фантастикой научной.
В мировой литературе, но не у нас, где преследовалась всяческая мистика, и в жизни, и в искусстве. Знаменитого Дж. Р. Р. Толкиена мы читаем позже, чем весь мир. а о таких мастерах фэнтэзи, как Роберт Ховард, Майкл Муркок, Эндрю Нортон, мы практически ничего не знаем.
Поэтому всплеск жанра фэнтэзи в кино 80-х годов был для нас так же неожидан, как для зарубежного зрителя – закономерен. Кино и раньше обращалось к этому жанру, но только в рамках фольклора – восточного (фильмы о Синдбаде и о Багдадском воре), античного (фильмы о Геракле и о Одиссее), ну а мощный пласт современной литературной фэнтэзи кинематографисты «копнули» только недавно.
Мир фэнтэзи – это мир мифической, допотопной Земли, где господствовала МАГИЯ.
Предпочтение магической, природной силы в противовес технологической, цивилизованной – весьма актуально сегодня. Мода на экстрасенсов, на эзотеризм, на нетрадиционные религии и мода на фэнтэзи – это звенья одной цепи. Человек XX века стремится вернуться к своим корням, восстановить утраченную природную силу. И герои кинофэнтэзи – это внешнее воплощение этих его мечтаний.
«КОНАН-ВАРВАР» (Conan the Barbarian) США, 1982, 129 минут. Режиссер Джон Милиус.
«КОНАН-РАЗРУШИТЕЛЬ» (Conan the Destroyer) США, 1984, 103 минуты. Режиссер Ричард Флейшнер.
«РЫЖАЯ СОНЯ» (Red Sonja) США, 1985, 89 минут. Режиссер Ричард Флейшнер.
Еще несколько удачных примеров фильмов этого жанра, которые, коли представится возможность, стоит посмотреть.
«ВЛАДЫКА ЗВЕРЕЙ» («Повелитель животных») (The Beastmaster) США, 1982,118 минут. Режиссер Дон Коскарелли.
Принц-варвар по имени Дар имеет волшебный дар – телепатическую связь с животным миром. Приключения этого полу-Конана, полу-Тарзана полны неожиданностей.
«ГОРЕЦ» (Highlander) Англия, 1986, 110 минут. Режиссер Рассел Малкахи.
Гибрид фэнтэзи и полицейского фильма. Среди нас с древних времен живут бессмертные фехтовальщики. Погибнуть они могут только от рук друг друга. Блестящие актерские работы К. Ламберта и Ш. Коннери.
«БАНДИТЫ ВО ВРЕМЕНИ» (Time Bandits) Англия, 1981, 110 минут. Режиссер Терри Гиллиам.
Искрящийся выдумкой и брызжущий английским юмором калейдоскоп путешествий во времени, пространстве и фантазии. Режиссер – бывший соавтор комедий из цикла «Монти Питон» и будущий создатель «Бразилии» и «Приключений барона Мюнхгаузена».
А вот поточная продукция перепева серий о Конане, которая не столь удачна, как предыдущая серия, но может представлять определенный интерес.
«АТОР НЕПОБЕДИМЫЙ» (Ator the Invincible) Италия, 1983, 98 минут. Режиссер Дэвид Хиллз.
«СЕРДЦА И ДОСПЕХИ» (Hearts and Armour) Италия, 1983, 101 минута. Режиссер Джакомо Баттиато.
«ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОИН» (Iron Warrior) Италия, 1987, 82 минуты. Режиссер Эл Брэдли.
«БРАТЬЯ-ВАРВАРЫ» (The Barbarian Brothers) Италия, 1987, 88 минут. Режиссер Руджеро Деодато.
По аналогии со «спагетти-вестерном», вестерном по-итальянски, здесь можно говорить о «спагетти-фэнтэзи». Английские псевдонимы актеров и режиссеров, дешевизна постановки, убожество сценариев. Например, в последнем фильме «Братья-варвары» в буквальном смысле скопировали и растиражировали Шварценеггера – сняли в главных ролях близнецов-культуристов. Исключение, пожалуй, составляют «Сердца и доспехи». Это небезуспешная попытка соединить фэнтэзи с отечественной историей – временами мавританских войн.
Мода на фэнтэзи с момента ее зарождения возродила интерес к старым (две первых даже были в советском прокате) и не очень старым восточным и античным кинолегендам.
«СЕДЬМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СИНДБАДА» (The Seventh Voyage of Sindbad) США, 1958, 87 минут. Режиссер Натан Шюран.
«ЗОЛОТОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СИНДБАДА» (The Golden Voyage of Sindbad) США, 1974, 105 минут. Режиссер Гордон Хесслер.
«СИНДБАД И ГЛАЗ ТИГРА» (Sindbad and the Eye of the Tiger) США, 1977, 113 минут. Режиссер Сэм Ванэмейкер.
«ЯЗОН И АРГОНАВТЫ» (Jason and the Argonauts) Англия, 1963, 104 минуты. Режиссер Дон Чэффи.
«БИТВА ТИТАНОВ» (Clash of the Titans) Англия, 1981, 118 минут. Режиссер Десмонд Дэвис.
Эти 5 фильмов объединяет не только фольклорная основа, но и участие знаменитого художника-комбинатора Рэя Харрихаузена. Это он создал и оживил кентавров и Медузу Горгону, одноглазых циклопов и гигантскую птицу Рух.
Не менее познавательна и экранизированная европейская мифология.
«ЭКСКАЛИБУР» (Ехсаlibur) Англия, 1981,140 минут. Режиссер Джон Бурмен.
«МЕРЛИН И МЕЧ» (Merlin and the Sword) Англия, 1982, 94 минуты. Режиссер Клайв Доннер.
«ЛЕДИ-ЯСТРЕБ» (Ladyhawk) Англия, 1985, 121 минута. Режиссер Ричард Доннер.
«ПРИНЦЕССА-НЕВЕСТА» (The Princess Bride) Англия, 1987, 100 минут. Режиссер Роб Рейнер.
Король Артур, волшебник Мерлин, рыцари и прекрасные дамы вновь в моде. Средневековые легенды и современные кинотрюки порождают картины одновременно зрелищные и поэтичные. Сюда же относится и знакомый нам телесериал «Робин Гуд», где благородный разбойник сражался не только с удельными баронами, но и с колдунами.
Конечно, кино не могло не вспомнить о Дж. Р. Р. Толкиене, создателе волшебной страны Средиземья с гномами, гоблинами и хоббитами. Пафос борьбы Добра и Зла, ответственность, которую берут на себя невзрачные на первый взгляд герои; силы, которые взрослые черпают в своем детстве, – всем этим пронизан не только полнометражный мультфильм «Властелин колец», но и все остальные фильмы, снятые хоть и не «по Толкиену», но явно «в духе Толкиена».
«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» (The Lord of the Rings) США, 1978, 130 минут. Режиссер Ральф Бакши (мультфильм).
«БЕСКОНЕЧНАЯ ИСТОРИЯ» (Die unendliche Geschichte / The Neverending Story) ФРГ – США, 1984, 92 минуты. Режиссер Вольфганг Петерсен.
«ЛАБИРИНТ» (Labyrinth) США, 1986, 101 минута. Режиссер Джим Хенсон.
«ЛЕГЕНДА» (Legend) США, 1985, 90 минут. Режиссер Ридли Скотт.
«ИВА» (Willow) США, 1988, 121 минута. Режиссер Рон Ховард.
Всемирное увлечение фэнтэзи, растиражированное на миллион видеокассет, продолжается.
29
Добавить комментарий