Поймёт лишь одинокий / Only the Lonely (1991)

Самсонов Георгий. Джон Кэнди: Толстый, Добрый и Смешной // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 28. – С. 50-54.

ДЖОН КЭНДИ: Толстый, Добрый и Смешной

Историк XVIII века Дэвид Хьюм как-то заметил: «Я не могу не благословить память о Юлии Цезаре за то великое уважение, которое он испытывал к толстякам…» Можно по-разному относиться к этому красноречивому заявлению, но когда заходит речь о замечательных комиках, полных и неуклюжих, которые украшали кинематограф со дня его рождения, невольно разделяешь мнение великих людей.

Уже одно упоминание имени Джона Кэнди вызывает у многих добрую улыбку и приятные воспоминания о встрече с этим прекрасным актером на кино- или телеэкране. И, поэтому, сейчас вдвойне горько говорить о нем в прошедшем времени. Уверен, что неожиданная смерть Кэнди от инфаркта 4 марта 1994 года на съемочной площадке его последнего фильма «Фургоны на Восток» (Wagons East) потрясла не только многочисленных поклонников, но и большинство тех людей, которым посчастливилось увидеть хоть один фильм с его участием. Невероятно трудно поверить в то, что жестокий рок оборвал жизнь сорокатрехлетнего талантливого актера, призванного нести человечеству радость и веселье.

Джон Кэнди родился 31 октября 1950 года в Торонто (Канада). Его отец довольно рано умер от сердечного заболевания и маленького Джона воспитывали ближайшие родственники: мама, тетя, ба-

50

бушка с дедушкой. Кэнди посещал католическую школу и очень любил играть в футбол и хоккей. Однако по собственному признанию он не был спортивным мальчиком, хотя страсть к спорту осталась у него на всю жизнь. Не имея физической возможности (из-за избыточного веса) принимать участие в спортивных баталиях, Джон Кэнди реализовывал свою мечту несколько иначе: а 1991 году он стал совладельцем футбольной команды канадской лиги «Аргонавты из Торонто» (Toronto Argonauts).

Закончив колледж, где он изучал журналистику и актерское мастерство, Кэнди, при поддержке Дэна Эйкройда поступил в комедийную труппу чикагского театра «Второй город» (Second City), участниками которой были популярные ныне комики Гарольд Рэмис, Рик Моранис и Юджин Ливай. Труппа пользовалась огромным успехом и в 1981 году организовала собственное телешоу. За эту работу Кэнди был удостоен двух премий «Эмми». Да и на большом экране, где он дебютировал в 1973 году, актер постепенно набирал обороты.

Обидно, что под ножницами монтажера серьезно пострадала его первая значительная работа в кино в фильме Сгивена Спилберга «1941». Но уже в следующем, 1980 году Кэнди снялся в известнейшей картине «Братья Блюз» в компании с прославленными актерами Джоном Белуши и Дэном Эйкройдом. Неординарный дар комика Кэнди продемонстрировал в таких великолепных комедиях, как «Нашивки» Айвана Райтмана, «Всплеск» Рона Ховарда, «Миллионы Брюстера» Уолтера Хилла. И уже настоящий взлет кинокарьеры актера пришелся на конец 80-х, когда Джон Кэнди действительно блеснул в ряде популярнейших кинолент, исполняя заглавные роли. Среди них стоит выделить криминальную комедию «Вооружен и очень опасен», где он сыграл по-детски трогательного, незадачливого полицейского, боящегося высоты, но лихо расправляющегося с мафией, а также «дорожную» комедию положений «Самолетом, поездом и автомобилем», в которой персонаж Кэнди – из породы невезучих недотеп и забавных болтунов – становится нежеланным попутчиком героя Стива Мартина. Блестяще продемонстрировав свое мастерство незаменимого партнера, виртуозно разыгрывающего актерские дуэты (Кэнди – Хэнкс, Кэнди – Прайор, Кэнди – Мартин и т.д.). Джон Кэнди убедительно доказал, что он обладает, к тому же, редкостным даром яркого бенефисного комика, в котором уживаются вместе и клоунская буффонадность и психологическая проникновенность драматического актера. По праву лебедиными песнями Кэнди можно назвать фильмы «Дядя Бак» и «Кто такой Гарри Крамб?».

Образ озорного, веселого недотепы Бака, вынужденного присматривать за оравой детей и выполнять функции няньки, был призван по замыслу авторов, служить эталоном доброты и житейской мудрости. И только актер с необычной органикой и великолепным чувством юмора мог добиться в этой роли максимального эффекта. Этой картиной Джон Кэнди снискал популярность у огромной зрительской аудитории во всем мире от мала до велика, а его имя стало вызывать прямую ассоциацию с его персонажем.

Совсем иным предстал Кэнди в образе нелепого и комичного, но очень самонадеянного частного сыщика Гарри Крамба. Здесь в полной мере проявилась страсть акте-

52

ра к эксцентрике и его филигранное владение жанром киноклоунады с многочисленными переодеваниями и виртуозными гэгами.

Прекрасную пластику и умение выполнять самые сложные трюки даже при такой комплекции Кэнди демонстрировал и а дальнейшем: в трюковых комедиях «В бреду» / «Сумасшедший» («Delirious»), где он сыграл сценариста мыльной оперы, реально очутившегося в гуще событий, придуманных им самим же на бумаге, и «Одни неприятности», где актеру пришлось исполнить сразу две роли: шерифа и его немой сестры.

И, пожалуй, одним из самых значительных профессиональных достижений Джона Кэнди следует считать его работу в романтической комедии «Одни одинешеньки» / «Поймет только одинокий» (Only the Lonely), в которой он сыграл великовозрастного маменькиного сынка, вставшего перед нелегким выбором: либо мать, либо любимая женщина. В этой картине Кэнди еще раз представил доказательство того, что актер-толстяк, обреченный, казалось бы, одним своим внешним видом на амплуа эксцентричного комика, вполне способен не только уморительно гримасничать, вызывая хохот у зрителей, но и блестяще исполнять драматические роли, с легкостью обходясь без комических трюков и примочек.

Несмотря на вечную проблему со здоровьем – он постоянно переживал по поводу своей полноты и собирался ложиться в специальный центр для похудения – Джон Кэнди был неутомим. Он практически постоянно находился в работе, словно предвидя свой скорый конец и пытался успеть сделать как можно больше. И

53

умер он, как истинный актер, на съемочной площадке.

По нему скорбят его жена Розмари и двое детей, близкие друзья и коллеги, миллионы почитателей. «Среди людей, работающих в кино, не было личности грандиознее, чем Джон Кэнди», – вспоминает его партнер по «Всплеску» и «Добровольцам» Том Хэнкс. – «Спросите любого техника, водителя, оператора, костюмера, актера, гримера, режиссера, кого угодно, и они все вам ответят, что лучшим временем в их жизни был период работы с Джоном. Добрее его не было человека».

После смерти актера остается не только память о нем, но и его фильмы. Образы, созданные Джоном Кэнди обречены на вечность. Его простодушная и добрая улыбка будет согревать нас всю жизнь.

Георгий Самсонов

54

Самсонов Георгий. Как справиться с мамой // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 46.

ГЕОРГИЙ САМСОНОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НОВЫЕ КОМЕДИИ

Как справиться с мамой

Одни одинешеньки («Only the Lonely»)

Бесспорно, что любящие, заботливые мамы всегда желают счастья своим обожаемым чадам, однако зачастую оно представляется им несколько иначе, чем их детям. И когда, рано или поздно, между матерью и сыном неминуемо возникает женщина, непременно нарушая семейную идиллию, непримиримая мать выходит на «тропу войны» отстаивать свое гнездо.

Казалось, что может быть прекрасней встречи «двух одиночеств», мужчины и женщины, истосковавшихся по настоящей любви, как это, к примеру, случилось в американской комедии «Одни одинешеньки». Но на их пути, как вы уже догадались, возникло труднопреодолимое препятствие в лице сварливой, самоуверенной и своенравной матери. Ее сын, полицейский Денни Малдун, такой добродушный и такой одинокий, вынужден жертвовать своей личной жизнью ради матери, перед которой он постоянно испытывает чувство вины. Он даже не может позволить себе пойти с девушкой в театр, не спросив на это разрешения у мамы.

Но встретив такую же одинокую, как и он, застенчивую женщину по имени Тереза, работающую косметологом в похоронном бюро своего отца, Денни серьезно задумался над предстоящим выбором: либо мать, либо Тереза.

Эта немного сентиментальная романтическая история подарит вам приятную встречу с прекрасными актерами и доставит наслаждение от легкой и непринужденной режиссерской манеры Криса Коламбуса, мастера семейных комедий, самая знаменитая из которых суперхит прошлого года «Один дома».

И, безусловно, наибольшей удачей этого фильма стала восхитительная игра Джона Кэнди, который на этот раз с легкостью обошелся без своих привычных комических трюков, которыми он всегда смешил зрителей, изображая нелепого детектива Гарри Крамба или неуклюжего дядю Бака.

Если вы одиноки и не знаете, как справиться с неуступчивой мамой, посмотрите этот фильм, и, может быть, он подскажет вам верное решение.

46

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+