Поющие под дождём / Singin’ in the Rain (1952)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Пение под дождём» / «Поющий под дождём» / «Песни под дождём» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёры Стэнли Донен, Джин Келли.
Авторы сюжета и сценария Адольф Грин, Бетти Комден.
Композитор Ленни Хэйтон (без указания в титрах).
Оператор Хэролд Россон.
Жанр: комедия, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
1927-й год, расцвет «великого немого». Дон Локвуд (Джин Келли) и его бессменная партнёрша, а также, если верить вездесущим журналистам, возлюбленная Лина Ламонт (Джин Хэген, номинация на «Оскар») купаются в лучах славы, являясь ведущими «звёздами» кинокомпании Monumental Pictures. Однако триумф «Певца джаза» грозит поставить крест на их карьерах. Особенно не везёт Лине, чей голос никак не назовёшь «приятным», испытывающей, кроме того, жгучую ревность к начинающей актрисе Кэйти Селден (Дебби Рейнольдс), с которой у Дона завязываются романтические отношения. Теперь всё зависит от успеха фильма «Сражающийся кавалер», превратившегося в «Танцующего кавалера».
Также в ролях: Дональд О’Коннор (Космо Браун), Миллард Митчелл (Р.Ф. Симпсон), Сид Чарисс (танцовщица), Дуглас Фаули (Роско Декстер), Рита Морено (Зельда Зэндерс).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.11.2016
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
С момента рождения киномюзикла (чуть ли не с первых опытов, как раз ознаменовавших собой наступление эры звукового кинематографа) американским кинокомпаниям было бы непросто обойтись без опоры на Бродвей, где самобытный жанр укоренился в середине 1920-х, на десятилетия вперёд завоевав место под солнцем. Начиная с «Оклахомы!» /1955/, процесс адаптации для экрана всех мало-мальски значимых постановок принял характерный для «фабрики грёз» конвейерный характер, и даже подлинно выдающиеся образчики1 не были в данном отношении оригинальными… Тем более уникальным явлением представляются «Поющие под дождём», которые, впрочем, также не избежали участи зазвучать со сцены (лондонской и нью-йоркской) – но только тридцать с лишним лет спустя. Вдвойне символично, что кинодраматурги Адольф Грин и Бетти Комден, оттолкнувшиеся от любопытной идеи – выстроить сюжет вокруг известных песен2 прежних лет, обратились к внутристудийным реалиям. К голливудской «кухне», да ещё – в один из самых острых и драматичных периодов, от тревожных воспоминаний о котором творческие работники не могли оправиться очень долго.
Какими бы впечатляющими ни казались предыдущие совместные работы Стэнли Донена и Джина Келли (допустим, осыпанный «Оскарами» «Американец в Париже» /1951/), именно «Поющие под дождём» остаются их общепризнанной вершиной и, более того, заслуженно претендуют на звание лучшего мюзикла всех времён. Сменяющее заставку Metro-Goldwyn-Mayer краткое представление трёх действующих лиц, напевающих фрагмент из заглавной композиции как раз под проливным дождём, на фоне пронзительной небесной синевы, в ярко-жёлтых плащах, с огромными чёрными зонтами в руках и с лучезарными улыбками на лицах, стоит иных полнометражных произведений! А когда Дон, Кэйти и Космо, засидевшиеся допоздна в раздумьях на тем, как спасти положение после отрицательной реакции публики на «Сражающегося кавалера» в его первоначальном виде, пускаются в пляс на радостях от осенившей гениальной идеи, не устаёшь поражаться виртуозности артистов и неиссякаемой фантазии хореографов. Воистину пожелание с добрым утром – от всей души и сразу на нескольких языках! И, разумеется, нельзя не отдать должного персонально Келли, с редкостной выразительностью и глубоким чувством изобразившему окрылённого любовью мужчину, возвращающегося ночью домой, не обращая внимания на заливающие улицу потоки воды («калифорнийскую росу») до тех пор, пока в душевном здоровье прохожего не засомневается полицейский. Требовательность Джина к партнёрам, доходившая до тиранства, часто становилась поводом для жалоб и укоров (в том числе со стороны Дебби Рейнольдс, позже повторявшей, что рождение ребёнка и сотрудничество с ним стали самыми трудными вещами в её жизни), но ведь с ещё большей беспощадностью кумир относился к себе: так, сложнейший музыкально-танцевальный номер не помешала отснять даже болезнь, протекавшая при температуре 39 °C. Вот это профессионализм! Вот это сила воли и стремление донести до зрителей ощущение переполняющего душу счастья! К перфекционизму тандема режиссёров с пониманием отнеслись и продюсеры, наверняка не сомневавшиеся, что превышение запланированных производственных расходов ($665 тыс. сверх утверждённой сметы $1,9 млн.) окупится сторицей, и лента действительно вошла в число коммерческих лидеров сезона, принеся $4,2 млн. прокатной платы.
Впрочем, фильм бы явно лишился львиной доли своего очарования – при всём мастерстве танцовщиков и таланте авторов неувядаемых песен – в том случае, если б линия с около- и заэкранными страстями носила формальный характер. Начиная с пролога, когда воспоминания Локвуда о первых шагах в шоу-бизнесе заметно отличаются от выспренних слов, произносимых на премьере, речь идёт не просто о сатирических выпадах в адрес киноиндустрии. Как и многие другие шедевры «фабрики грёз» («Унесённые ветром» /1939/, «Мальтийский сокол» /1941/, «Касабланка» /1942/), «Поющие под дождём» двойственны по своей природе, даруя многомиллионной аудитории иллюзию чарующей, захватывающей, гармоничной жизни и вместе с тем – подвергая её, эту прекраснодушную иллюзию, сомнению, а то и язвительному развенчанию. Насмешки Джина Келли над «звёздами» авантюрно-приключенческих кинополотен, одинаково ловко орудующих шпагами, совершающих умопомрачительные трюки и завоёвывающих сердца прекрасных дам, не такие уж беззлобные и не лишены автобиографических ноток. Если внимательно присмотреться, в отрывках из «Королевского мошенника» несложно узнать фрагменты из «Трёх мушкетёров» /1948/ с ним же в образе Д’Артаньяна. И как забыть невозмутимость приятелей, ведущих беседу на привычные творческие темы в павильоне киностудии, где параллельно снимаются несколько фильмов разных жанров – творятся (естественно, поточным способом) произведения искусства? Наконец, непревзойдённой в данном отношении остаётся кульминация с торжественным срыванием покровов с вознамерившейся присвоить чужой голос взбалмошной и спесивой кинодивы по имени Лина, которая становится совсем двусмысленной по той причине, что в действительности песню исполнила сама Джин Хэген – вовсе не Дебби! Как можно верить Голливуду, если и на роль Дона поначалу рассматривалась кандидатура другого артиста – Ховарда Кила?.. Яснее всех «высказался» Стэнли Кубрик в «Заводном апельсине» /1971/, заставивший Алекса напевать мотивчик заглавной песни при весьма, скажем деликатно, неподходящих обстоятельствах. К огромному неудовольствию Джина Келли…
.
__________
1 – Например, «Вестсайдская история» /1961/ Роберта Уайза и Джерома Роббинса и «Кабаре» /1972/ Боба Фосса.
2 – За исключением озорных Moses Supposes и Make ‘Em Laugh, написанных специально для картины.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 7. – С. 52-53.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий