Правящий класс / The Ruling Class (1972)

Правящий класс / The Ruling Class (1972): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Великобритания.

Продолжительность 154 минуты.

Режиссёр Питер Медак.

Автор сценария Питер Барнс по своей пьесе.

Композитор Джон Кэмерон.

Оператор Кен Ходжес.

Жанр: комедия, драма, мюзикл

Краткое содержание
Из завещания Ральфа Гарни (Гарри Эндрюс), 13-го герцога рода Гарни, который погиб нелепой смертью, родственники с ужасом узнают, что основным наследником стал его сын Джек (Питер О’Тул, номинация на «Оскар»), страдающий параноидной шизофренией. 14-й герцог рода Гарни считает себя… Иисус Христом! Но, кажется, ещё не всё потеряно. Если Джек женится и произведёт на свет отпрыска, над мальчиком можно будет оформить опеку, а безумного родителя — упрятать в клинику для душевнобольных. Сэр Чарльз (Уильям Мервин) приступает к осуществлению плана.

Также в ролях: Корэл Браун (леди Клэр), Джеймс Вильерс (Динсдейл), Артур Лоу (Такер), Аластер Сим (епископ Лэмптон), Кэролин Сеймур (Грейс), Майкл Брайант (доктор Хердер), Грэм Кроуден (Траскотт), Хью Оуэнс (тамада), Хью Бёрден (Мэттью Пик).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.05.2024

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Правящий класс / The Ruling Class (1972): кадр из фильма
Любовь земная…

Питер О’Тул, приобретая права на экранизацию одноимённой пьесы Питера Барнса, поступил чрезвычайно прозорливо! Постановка, начиная с премьеры1, произвела мощный художественный резонанс, заставив говорить об авторе как об одном из ведущих драматургов своего поколения. Тем более выдающийся артист не пожалел, что позволил уговорить себя начинающему режиссёру («этому сумасшедшему венгру») ввязаться в авантюру с киноверсией. Правда, деньги на съёмки (порядка $1,4 млн.) нашлись достаточно быстро, благо продюсеры пошли навстречу пожеланиям «звёзды», оценив готовность Питера, накануне получившего приличный гонорар за роль в роскошном мюзикле «Человек из Ламанчи» /1972/, сыграть бесплатно. И ладно бы «сыграть» – воплотить образ по-настоящему самоотверженно и дерзко, в том числе лично выполнить опасные трюки (вспомним хотя бы отчаянный прыжок с креста!). Отсутствие ощутимого коммерческого успеха, а также неоднозначные отзывы в прессе компенсировали не только выдвижение О’Тула на премию «Оскар», но и быстро полученный картиной «культовый» статус. Между прочим, досадно, что жюри Каннского международного кинофестиваля (под председательством Джозефа Лоузи, приглашённого от Великобритании) никак не отметило создателей: триумфаторами тогда стали Франческо Рози и Элио Петри со злободневными политическими драмами и наш соотечественник Андрей Тарковский с «Солярисом» /1972/.

Правящий класс / The Ruling Class (1972): кадр из фильма
…и любовь небесная

Медак, перебравшийся в Соединённое Королевство вместе с родителями (можно сказать, с представителями правящего класса – буржуазии), сделал неплохую режиссёрскую карьеру. Он успел попробовать силы в популярных жанрах, много и без сбоев трудился на английском и американском телевидении, однако вряд ли будет преувеличением утверждать, что полнее всего раскрылся в тех работах, в каких пытался критически осмыслить современное западное общество. Такого рода тенденция наметилась ещё в ранних (пока не слишком удачных) «Негативах» /1968/, а уж в «Одном дне из смерти Джо по прозвищу «Сидень», также основанном на пьесе и вынесенном на суд зрителей почти параллельно (тоже в мае 1972-го), – раскрылась явственно. Апогея же достигла, соответственно, в «Правящем классе», безжалостно, с потрясающей точностью зафиксировавшем моральную деградацию (хуже того, дегенерацию) элиты, некогда основавшей крупнейшую колониальную империю в истории человечества.

Правящий класс / The Ruling Class (1972): кадр из фильма
Уважаемый член общества

Процесс начался, разумеется, не сегодня и не вчера. По всему видно, что чопорному Ральфу Гарни не впервой предаваться «безобидным» шалостям – натягивать пачку балерины и засовывать голову в петлю верёвки, привязанной к крюку на потолке. Рано или поздно должен был произойти несчастный случай с летальным исходом, однако настоящей катастрофой родственники не без оснований считают вступление в права наследования 14-го герцога славного рода. Резонно предположить, что безумие молодого человека стало следствием практиковавшихся среди знати кровнородственных браков, нацеленных на сохранение состояния предков и упрочение общественного влияния. Теперь сэру Чарльзу не до предрассудков – и аристократ подсовывает племяннику в жёны собственную любовницу Грейс, выданную за… Маргариту Готье, небезызвестную «даму с камелиями». Кто бы мог подумать, что беспутная, жадная до денег женщина горячо полюбит супруга? И вообще – что затея с признанием мужчины недееспособным (вскоре после рождения сына) потерпит крах?..

Правящий класс / The Ruling Class (1972): кадр из фильма
Танцуют все!

Парадокс ситуации заключается в том, кем именно, возненавидев данное родителями имя, возомнил себя Джек. Даже тест на детекторе лжи показывает, что тот искренне верит, что является Иисусом Христом, – и готов подолгу проводить время на кресте в позе распятого. Да, его речи отдают назойливым проповедничеством, а поступки кажутся эксцентричными, шокируя наведавшихся в гости благопристойных дам, но намерения-то – чисты. Никто и не думает всерьёз вслушаться в призывы к всеобщей любви и к служению добру, совершенно не соответствующие текущему моменту. Исповедуемый современной медициной гуманизм не мешает применить разновидность шоковой терапии – столкнуть душевнобольного с собратом по несчастью, «Высоковольтным Мессией», уверенно подавляющим соперника-самозванца электрическими разрядами (неважно, взаправду или в расшалившемся воображении). Требуемый результат достигнут! Вменяемость Гарни официально подтверждает Траскотт, учившийся с будущим герцогом в престижном Итонском колледже. Сумасшествие побеждено?

Правящий класс / The Ruling Class (1972): кадр из фильма
Опять нормальный

Вот тут-то Барнс и Медак подбрасывают зрителям новый, крайне неприятный сюрприз. Отчаявшись бороться с «проклятием» своего имени, Джек примеряет личность печально известного тёзки, жестоко расправлявшегося с лондонскими проститутками во второй половине XIX века. Вот только нынешнему последователю неустановленного маньяка уже не нужно бродить по узким столичным улочкам, выискивая жертв среди жриц древнейшей профессии. Представителю правящего класса никто и ничто не мешает утолять жажду крови средь бела дня, прямо в родовом замке, а бдительная полиция проявит поразительную расторопность, арестовав пожилого дворецкого, мало того что распоясавшегося, получив от покойного сэра Ральфа кругленькую сумму и позволяя себе хамить хозяевам и гостям, так ещё втайне придерживающегося коммунистических (усвоенных по книгам Владимира Ленина и Мао Цзэдуна) взглядов. Отныне перед современным Джеком-потрошителем открыты все пути – вплоть до вступления в палату лордов. Авторы завершают произведение поистине убийственными кадрами с длинной пламенной речью герцога, страстно взывающего к введению жёстких репрессивных мер, только и способных сделать Англию снова великой. Вдохновенные слова находят горячий отклик у почтенных старцев, напоминающих мертвецов в затянутом паутиной склепе2: теперь за будущее отчизны можно не волноваться. Создатели фильма не так уж сильно ошиблись, предсказав (пусть в предельной, откровенно сумасбродной форме) торжество консервативных идей, поднятых на щит совсем скоро – и воплощённых в жизнь.

.

__________
1 – Состоялась 8-го ноября 1968-го на сцене Ноттингемского театра.
2 – Метафора реализована буквально, причём соответствующий образ возникает на кинополотне несколько раз.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+