Праздничный день / Jour de fête (1949)

Праздничный день / Jour de fête (1949): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Праздничный день» / «День отдыха» / «Holiday» / «Jour de Fete», «Большой день» / «The Big Day» (международные англоязычные названия).

Франция.

Продолжительность 70 минут.

Режиссёр Жак Тати.

Авторы сценария Жак Тати (международный приз Венецианского МКФ), Анри Марке, Рене Вилер.

Композитор Жан Ятов.

Оператор Жак Меркантон, Жак Соважо.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Жители провинциального городка, готовящиеся отметить долгожданный праздник, поглощены приятными заботами. По мере сил в полезных делах принимает участие почтальон Франсуа (Жак Тати), даже рискуя не успеть разнести письма. Над доверчивым бедолагой, любящим пропустить рюмочку, земляки незлобиво посмеиваются. Однако по-настоящему его выводит из себя рекламный фильм, посвящённый новейшим методам работы почты в Соединённых Штатах Америки. Для Франсуа становится делом чести доказать, что французские профессионалы — не хуже.

Также в ролях: Ги Декомбл (Рожер), Поль Франкёр (Марсель), Санта Релли (Жермена), Мэн Валле (Жанетта), Робер Бальпо (ассисент), Жак Бове (хозяин кафе), Рожер Рафаль (парикмахер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.04.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Праздничный день / Jour de fête (1949): кадр из фильма
На страже адресатов

Именно с этого фильма началась слава Жака Тати, вскоре получившего признание далеко за пределами Родины в качестве едва ли не единственного, по ёмкой характеристике киноведа Ромила Соболева, подлинного наследника традиций Чарли Чаплина. А между тем «Праздничный день», как, впрочем, и многие полнометражные картины кумиров «немой комической», был основан на ранней юмористической кинозарисовке «Школа почтальонов» /1947/, где актёр, сценарист и режиссёр предстал в облачении провинциального служащего почты Франции. Более того, автором частично повторены и сделаны достоянием широких слоёв зрителей1 гэги, хотя лента всё равно являет собой редкостный пример насыщенности забавными и невероятно сложными акробатическими номерами, демонстрируемыми артистом с подчёркнуто невозмутимым выражением лица.

Праздничный день / Jour de fête (1949): кадр из фильма
Среди добрых соседей

Итак, самая что ни есть «глубинка» страны, показанная с удивительной любовью и нежностью, которая вместе с тем не исключает иронических наблюдений над местными нравами – да и над обладателями конкретных характеров, тем более что в съёмках, как сказано в титрах, приняли участие жители коммуны Сент-Север-сюр-Эндр. Комментарии старой мудрой женщины, взирающей на бытование односельчан с высоты прожитой жизни, сообщают событиям (если слово не прозвучит в данном контексте чересчур торжественно) особую, не выразимую словами теплоту. И даже шутки завсегдатаев местного питейного заведения, помнящих о тайной страсти наивного Франсуа к горячительным напиткам и с готовностью его спаивающих, к счастью, не отдают злопыхательством. Всеобщее подзадоривание почтальона, уязвлённого в самое сердце успехами конкурентов из-за океана («Американцы… Американцы…»), становится причиной невообразимого марафона на велосипеде – на огромных скоростях, по пересечённой местности, с доставкой корреспонденции прямо к обеденному столу или к месту работы в поле, к молотилке… Праздничный день, конечно, рано или поздно завершится, всё вернётся на круги своя, к тихому размеренному существованию, но память о ярком инциденте будет будоражить воображение обывателей и служить поводом для пересуд ещё долго.

Праздничный день / Jour de fête (1949): кадр из фильма
Лучший почтальон родной деревни

Картина может стать замечательным развлечением, а точнее, отдохновением от повседневных забот, в силу яркости сатирических зарисовок – небесполезным и для ума. Однако здесь важнее то незабываемое, точно переданное чувство отдушины и беспредельной, как бы беспричинной радости, овладевшей сознанием народа, ещё помнящего лишения войны и позор оккупации. «Праздничный день» приобретает одновременно хроникальное и символическое звучание, особенно если учесть, что причиной своеобразной бури в стакане воды послужила беззастенчивая реклама достижений нации, претендующей на передовые позиции в техническом прогрессе. Нации, которая в обескровленном мировой бойней мире (во всяком случае – в его западной части) заняла доминирующее положение. В данном отношении Тати, весьма критично настроенный в отношении гегемонии США, не изменит себе и в будущем, когда на смену скромному почтальону со знаменательным именем Франсуа (можно сказать, сама Франция) придёт нескладный горожанин месье Юло.

.

__________
1 – Второе место (после «Жанны Д’Арк» /1948/ Виктора Флеминга с неподражаемой Ингрид Бергман) в сезоне с впечатляющим результатом в 6,8 млн. проданных билетов

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+