Предчувствие / Predchuvstviye (1992)

Катков Валерий. «У Жизни со Смертью…» // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 24. – С. 12.

Актриса Мария ПЛОАЕ (главная роль в фильме Валериу Жереги «Предчувствие») удостоена приза «Алый парус» за лучшее исполнение женской роли на втором фестивале русского кино в Сан-Рафаэле (Франция).

«ПРЕДЧУВСТВИЕ», художественный фильм, цветной, 9 частей.

Автор сценария и режиссер-постановщик – Валериу ЖЕРЕГИ. Оператор-постановщик – Виви ДРЭГАН-ВАСИЛЕ.

Художник-постановщик – Даниел РЭДУЦЭ.

Монтаж – Нита КИВУ ЛЕСКУ.

Композитор – Людмила ЖЕРЕГИ.

В ролях: Мария ПЛОАЕ, Даниел ИОНЕСКУ ЛУНАЯ.

Производство – Дельта-фильм (Москва), киностудия «Букурешть» (Румыния).

«У Жизни со Смертью…»

Женщина в белом, босая, на фоне не по-земному странного пейзажа – это первые кадры фильма Валериу Жереги «Предчувствие». Их сопровождает музыкальная фраза, как бы родившаяся из посвиста ветра в дыре карста (звуковая доминанта музыки фильма, написанной Людмилой Жереги). Ей что-то видится в пространстве, вдалеке, что-то влечет ее туда неодолимо… А вот и Оно – ископаемое, саблезубое, смердящее – современный тяжелый танк во всем блеске притягательной эстетики убийства, воплощенной в его дизайне. Танк дурит, рвет траками, без смысла губит земную плоть. Они сближаются – влекомое и то, что влечет: женщина поднимается на замершую на мгновение броню, склоняется над люком и… только пятки сверкнули (поэтика начальных сцен, свойственная и всему фильму, сменяется усугубленным натурализмом – сквозной режиссерский прием, придающий ленте особое эмоциональное и смысловое звучание). Потом ее, изнасилованную, выкинут на дорогу и она, зажимая испоганенное, в разрывах лоно (словно фаллосом служило жерло танковой пушки), будет «спасать шкуру» (иначе не скажешь), как спасает ее всякая тварь земная перед лицом беды…

Все это снято и сыграно так, что невольно спрашиваешь себя – да что же толкнуло ее к этому проклятому люку? Какой гипноз, какое удавье обаяние, гнездящееся в таких глубинах подсознания, где и Фрейд не Вергилий? Между тем, речь идет о зарождении предчувствия, вот уж, воистину, базового инстинкта, помогающего человечеству (и человеку!) выживать – от времен «пра»-ящеров до наших дней. Может быть, этот инстинкт более настоятелен именно сегодня, когда угроза нашему существованию не «саблезуба» и конкретна, как во времена доисторического хищничества, а растворена в самой ткани, воздухе бытия. Вспомним Чернобыль: ни цвета, ни вкуса, ни запаха – одна смерть… Чаще спасались от нее животные да те из людей, кто в экстремальных ситуациях судьбы сумел регенерировать это спасительное чувство, – предощущение беды.

В этой связи еще несколько слов о теме фильма. Как будто подсознание – не та сфера человеческого духа, которая традиционно занимает русский кинематограф. Хотя специалисты кино, несомненно, найдут примеры (и даже не единичные) опытов такого рода, связанных с общей направленностью российского искусства, в основе своей исповедально-экзистенциалистского (а не реалистического, как принято считать). Вспомним хотя бы литературную классику (Достоевский), обильно питавшую и питающую сюжетами и темами музу кино. В этом смысле лента В.Жереги не претендует на принципиальную новизну. Но если обычно рефлексия героев лишь результат, имеющий истоком действие подсознания, то в данном случае, как представляется, средствами кино нам явлен сам механизм зарождения рефлексии, сегодня, пожалуй, сплошь и рядом – основы человеческой психики.

Предчувствие как экстрасенсорная потенциальная особенность человека, видим мы (в данном случае – предчувствие беды, помогающее избежать ее), рождается обстоятельствами настолько жестокими, шоковыми, что логикой нормального восприятия они не могут быть освоены. Только ожог, только мгновенно выдавливаемое на чистом листе подсознания каленое тавро беды, передаваемое потомству, как у диких животных, дорогая, но необходимая плата за способность выживать в этом мире.

И, вместе с тем, это фильм о неистребимости всего живого. В нем есть сцена, метафорический смысл которой понятен и без слов (фильм в основном без них и обходится, чем напоминает знаменитый «Голый остров» Кането Синдо). Женщина, вооруженная благоприобретенным инстинктом предчувствия беды, из жертвы превращается в охотника. С помощью зеркала (предмета не просто бытового, но и по преимуществу женского обихода, что символично) она, взобравшись на броню танка, «отводит» глаза чудовищу, направляя его ход в гибельную болотную пучину.

Но еще до этой кинометафоры торжества добра над злом, в фильме, сквозь апокалиптический мотив истребления всего живого и сущего, столь созвучный реалиям современного мира, начинает возникать (по нарастающей крещендо) тема жизнеутверждения – в лучшем смысле слова традиционная для мировосприятия русского художника. Сцены обихоживания затхлой дыры пещеры в человеческое жилье, вздувания и сохранения пламени очага, щемяще ностальгические кадры женской (на корове) пахоты целины («Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик…»).

Говорят, сюжет ленты навеян молдавскими событиями, и, если так, то, думается, это единственно оправданный подход к ним, позволяющий по-настоящему оценить масштаб современного Зла. Впрочем, как и Добра, находящегося с ним в вечном противоборстве на стратегически важном «пятачке» человеческой души. Словом, как в песне поется: «У Жизни со Смертью еще не закончены счеты свои…» В фильме есть сцена – не финальная, но по смыслу итожащая, доказывающая, что при переходном балансе эти счеты пока что, все же в пользу Жизни: яйцо – вечный символ Живого, не может высвободить таящуюся в нем жизнь, нет наседки. И тогда происходит маленькое кинематографическое, а по сути, библейское чудо: яйцо своим горячим животом накрывает корова! Аплодисменты создателям ленты: это надо было придумать, но это надо было еще и снять. Как и весь фильм – от первого кадра до последнего – проникнутый щемящей поэтической нотой влюбленности в Жизнь.

Какой бы страшной она, порой, ни представала.

Валерий КАТКОВ

12

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+