Престиж / The Prestige (2006)

Престиж / The Prestige (2006): постерПолнометражный фильм.

США, Великобритания.

Продолжительность 130 минут.

Режиссёр Кристофер Нолан.

Авторы сценария Джонатан Нолан, Кристофер Нолан по роману Кристофера Приста.

Композитор Дэвид Джулиан.

Оператор Уолли Пфистер.

Жанр: драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Роберт Энджер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бейл) начинали эстрадный путь в качестве ассистентов у Волшебника Милтона (Рикки Джей) — знаменитого фокусника, работавшего под кураторством антрепренёра и талантливого инженера Джона Каттера (Майкл Кейн). Их вражда началась с допущенной последним трагической ошибки, стоившей жизни прекрасной Джулии (Пайпер Перабо), жене первого. Роберт продолжил сотрудничество с Каттером, преобразившись в элегантного Великого Дантона. Альфред же, взяв сценический псевдоним Профессор, решил попробовать добиться успеха самостоятельно, вынеся на суд публики сложный и опасный номер «Перемещение человека».

Также в ролях: Скарлетт Йоханссон (Оливия Уэнском), Ребекка Холл (Сара Борден), Энди Серкис (мистер Элли), Дэвид Боуи (Никола Тесла), Джейми Харрис (угрюмый надзиратель), Джим Пиддок (палач).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.03.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Престиж / The Prestige (2006): кадр из фильма
Иллюзия любви

– Ты внимательно смотришь? Каждый магический фокус состоит из трёх частей или актов. Первая часть называется «Обещание» (the pledge): волшебник показывает тебе что-нибудь обычное. Колоду карт, птицу или человека. Он показывает тебе объект. Возможно, попросит тебя его проверить и убедиться, что объект настоящий, неизменённый, обыкновенный. Но он, конечно, не такой. (…) Второе действие называется «превращение» (the turn). Фокусник берёт что-нибудь обычное и превращает его в нечто необычное. Теперь ты ищешь секрет, но не можешь его найти, потому что, конечно, ищешь не по-настоящему. На самом деле, ты не хочешь его знать. Ты хочешь, чтобы тебя… одурачили. Но ты еще не аплодируешь, потому что, если просто что-то исчезло, этого мало. Нужно его вернуть. Поэтому у каждого фокуса есть третье действие. Самая трудная часть. Часть, которую мы называем… «престиж».

Престиж / The Prestige (2006): кадр из фильма
В поисках тайн

С этого монолога Каттера1, приоткрывающего изумлённой девочке завесу тайны над профессией иллюзиониста, начинается фильм – и им же завершается. Таким образом, именно «Престиж» в специфическом, эстрадном понимании термина и становится тем самым, стержневым секретом, за которым охотятся конкуренты, не жалея ни соперника, ни себя, ни близких. По признанию Кристофера Приста, с просьбой адаптировать для экрана одноимённый (изданный в 1995-м году) роман обращался небезызвестный Сэм Мендес – однако беллетрист отдал предпочтение другому перспективному режиссёру, также англичанину по происхождению, первые постановки которого произвели на него сильное впечатление. В итоге Кристофер Нолан, написав сценарий вместе с младшим братом Джонатаном, отчасти вернулся к проблематике своего самого признанного произведения – «Помни» /2000/, вынужденно оставленной в следующих, более коммерческих лентах. Впрочем, «Престиж» было бы несправедливо объявлять самоповтором и даже попыткой исследовать ту же сложную, почти необъятную тематику на более высоком уровне – с выходом на историческую перспективу. Строение упомянутого триллера работало на основную мысль, помогая передать особенности восприятия расколотого, постоянно ускользающего мира. Причина страданий Леонарда Шелби, поражённого редкой формой амнезии, относилась к области бессознательного, заставляя периодически (буквально каждые десять минут!) заново открывать для себя окружающую действительность. Теперь же…

Престиж / The Prestige (2006): кадр из фильма
Красота…

«Престиж» повествует не просто о соперничестве фокусников, которые как никто, уже в силу избранной стези, осознают – и изобретательно эксплуатируют – ограниченность человеческого восприятия. На уровне сознания (а не интуитивного знания) отдают себе отчёт в силе и могуществе иллюзий. Собственно, вся жизнь, а не только профессиональная деятельность обоих подчинена единственной цели – сотворению этих самых иллюзий и… их развенчанию (раскрытию секретов) у соперника. Личные мотивы лишь поначалу имеют значение, уступая место всепоглощающему желанию стать величайшим повелителем иллюзий: остаётся только догадываться о силе одержимости Энджера, если он, исчерпав прочие средства, решается послать к Бордену ассистентку и возлюбленную Оливию.

Престиж / The Prestige (2006): кадр из фильма
Внимание! Сейчас вылетит…

События, поведанные Кристофером Ноланом, не случайно помещены в знаменательный исторический контекст – рубеж веков (turn-of-the-century) не просто в хронологическом, но и в культурно-историческом отношении. Иллюзионисты ведут борьбу за престиж в самом широком, самом глобальном смысле. Возникающая во второй половине повествования таинственная фигура Николы Тесла2 позволяет авторам провести параллель между состязанием артистов и жёсткой, безжалостной конкуренцией двух выдающихся учёных. Оба стремятся к преобразованию мира, но если первый готов смело прорваться в область Неизведанного и постичь законы чистой энергии, то над Томасом Эдисоном – довлеют установки образцового дельца и предрассудки позитивистского толка. Но подобно тому, как исход войны токов всё-таки не ставит точку в борьбе их идей, нет однозначного ответа и на вопрос, кто же одержал верх: Роберт или Альфред? Великий Дантон, не распознавший провокацию, но неожиданно получивший в свои руки механизм подчинения могущественных сил Вселенной, за обращение к которым вынужден расплачиваться каждый вечер?.. Или всё же Профессор, доведший до совершенства иллюзию в её классическом понимании?

Престиж / The Prestige (2006): кадр из фильма
Разговор

В «Иллюзионисте», основанном на рассказе Стивена Миллхаузера и вышедшем в кинопрокат примерно на полгода раньше, эстрадное явление – иллюзия как банальный обман зрения публики – неожиданно становилось судьбоносным, оказывая влияние чуть ли не на ход мировой Истории. Нолан же3, расставляя, по недавно сложившейся традиции, все точки над i в заключительных кадрах (и тем самым, заметим, обосновывая хитроумную сюжетную конструкцию, построенную на витиеватом совмещении трёх временных пластов), придаёт событиям метафизическое измерение. Вереница стеклянных ящиков с трупами утонувших эйнджеровских клонов – как плата за приобщение к великим тайнам, к которым и сам Тесла не рекомендовал прикасаться. Повелитель иллюзий лишается собственной главной иллюзии… Однако так ли случайно завершаешь сеанс с ощущением того, что из напряжённого, бескомпромиссного соперничества двух волшебников «новейшего времени» (к тому же, интересно сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом) подлинным победителем выходит… мудрый Каттер в исполнении сэра Майкла Кейна, самим присутствием на экране задающего нужную атмосферу. И понимаешь, что тебя потрясает нечто, чего никогда прежде не видел, – величайший престиж!

.

__________
1 – Между прочим, явно «говорящая» фамилия, в дословном переводе означающая и ‘резчик’, и ‘лезвие’, и ‘резец’, и даже – в сугубо кинематографическом смысле – ‘монтажёр’.
2 – В данном обличии крайне необычен Дэвид Боуи, известный и как певец, и как актёр, чаще предпочитающий странные, причудливые роли.
3 – Он обошёл Нила Бергера в коммерческом отношении, поскольку при бюджете $40 млн. общемировые кассовые сборы составили $109,67 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+